Особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо, – одна из плоскостей научно-педагогического исследования, определяющая в конструктах социальной педагогики, теории и методики воспитания, педагогики физической культуры и спорта, педагогики развития возможность оптимизации педагогических условий развития личности, повышения качества учебно-тренировочного процесса, определения и уточнения акметраектории становления личности в выбранном виде деятельности и пр.
Качество решения задач социализации в поликультурном образовательном пространстве детерминируется специфически выделяемыми конструктами, визуализация которых сводится к описанию противоречий «хочу – могу – надо – есть», системность поиска и объективность, достоверность, научность определяемых истин являются результирующими научного исследования в уточнении и верификации качества социализации, что иллюстрируется на теоретико-эмпирическом уровне в научных публикациях и научно-методических работах [1-15].
Уточним понятия «социализация», «самореализация», «социализация юношей, занимающихся самбо», «самореализация юношей, занимающихся самбо» в трех смыслах современного профессионально-педагогического знания – в широком, определяющем общие закономерности и возможности педагогического процесса, в узком, определяющем частно-предметные и специфические возможности педагогического процесса, связанного непосредственно с подготовкой спортсменов высокой квалификации в выбранном виде спорта, а также в локальном смысле, определяющем узкоспециальные возможности самбо в решении задач и противоречий социализации и самореализации, заложив в основу моделирования и детерминации совокупность работ по теории социализации и самореализации личности [16-44].
Социализация в широком смысле – гносеолого-деятельностный функционал, определяющий специфические каноны и возможности построения социальных отношений в модели культуры и развития антропосреды, качество всех преобразований обусловлено формированием ценностей гуманизма, продуктивности, креативности, гибкости, устойчивости развития, системно модифицирующих сознание и сферу потребностей личности и общества, конструктивно оптимизирующих практику решения задач развития личности в социуме, востребованности личности в системе социальных отношений, необходимости общества в решении противоречий «хочу – могу – надо – есть» в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах определения, описания и решения.
Социализация в узком смысле – процесс определения и решения задач развития личности в модели культуры и образования, определяющий качественное формирование социального опыта личности в модели выбора «хочу – могу – надо – есть» в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах определения, описания и решения.
Социализация в локальном смысле – процесс формирования в ситуативном опыте личности социально востребованных качеств и способов решения задач развития личности и общества, возможности оптимизации которых можно определять также и в узком, и широком смыслах рассматриваемого явления и процесса.
Самореализация в широком смысле – процесс включения личности в систему определения и решения персонифицированных условий развития и самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации, определяемых в конструктах микро-, мезо-, макро-, мегаресурсов, воспроизводящих продукты антропосреды в узко персонифицированных широко социальных потребностях личности и общества в целом.
Самореализация в узком смысле – процесс поэтапного становления личности в выборе продуктивных форм и методов, способов и технологий решения задач самоидентификации и самоутверждения через продукты деятельности и общения, социальная востребованность и персонифицированная значимость которых переопределяет оптимизацию качества описываемого процесса и явления в различных конструктах, моделях, масштабах и практики визуализации особенностей и изменений, происходящих в исследуемом явлении.
Самореализация в локальном смысле – процесс локального решения задач продуктивного выполнения функций деятельности в конструктах этики, учебно-дидактических и профессионально-трудовых отношений.
Социализация юношей, занимающихся самбо, в широком смысле – процесс дихотомического сочетания и верификации традиционных и инновационных ресурсов организации тренировочного процесса в самбо, определяемых в моделях востребованности личности в обществе через заслуги и достижения в самбо, качество социально вытребованных достижений может быть визуализировано в микро-, мезо-, макромасштабах визуализации и мониторинга.
Социализация юношей, занимающихся самбо, в узком смысле – процесс решения задач включения личности в социально значимые способы самоопределения и самоутверждения, верифицируемые в системе занятий и соревнований по самбо, определяющие успешные способы решений в моделях адаптивного и акмепедагогического знания.
Социализация юношей, занимающихся самбо, в локальном смысле – ситуативно выявляемая задача развития личности через приоритеты занятий само, обеспечивающая личности и обществу устойчивые формы сотрудничества и самоутверждения через продукты занятий самбо.
Самореализация юношей, занимающихся самбо, в широком смысле – матрица оптимально выявляемых возможностей личности в модели занятий самбо, конструкты и ресурсы которой могут быть определены в адаптивном или акмепедагогическом знании, верифицирующем возможность включения личности в олимпийские и параолимпийские виды соревнований, определяющих перспективность выбора направления решения задач продуктивного становления и социализации.
Самореализация юношей, занимающихся самбо, в узком смысле – процесс качественного решения задач самоутверждения личности через достижения в самбо, определяемых в моделях ограничений и возможностей, непосредственно связанных с нормальным распределением способностей и здоровья, конструктивно изменяющих способ самоутверждения личности и построение учебно-тренировочного процесса, фасилитирующего успешное развитие и самоактуализацию, самосовершенствование и саморазвитие, самоутверждение и самоидентификацию личности в модели спортивных достижений и непосредственно связанных со спортом видов деятельности и общения.
Самореализация юношей, занимающихся самбо, в локальном смысле – процесс ситуативного решения задач самоутверждения и успешного достижения высот в занятиях самбо, определяемых на соревнованиях и в структуре организации тренировочных боёв, возможности уточнения и детализации описываемого процесса визуализируются в различных рефлексивных практиках и педагогических технологиях мониторинга успешности формирования спортивного мастерства.
Выделенные детерминации определяют потребность узко- и общепедагогического, узко-специального и частно-дидактического уточнения исследуемых процессов и явлений в конструктах современной методологии, что и будет сделано в следующих работах.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Байменов М. С. Детерминация и верификация качества анкетирования спортсменов, занимающихся самбо // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.98-99.
- Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 96-98.
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» и «саморазвитие» в ресурсах занятий самбо // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.221-223.
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Специфика организации педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.182-183.
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности анкетирования в исследовании специфики социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66127
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические технологии исследования специфики и оптимизации возможностей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66143
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации социализации и самореализации обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14595
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14345
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
- Никитин С. А. Особенности моделирования категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.176-178.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5551
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14577
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
- Федотова В. А. Возможности анкетирования в исследовании качества социализации обучающегося в настольном теннисе // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.215-217.