УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Гусева Роза Борисовна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность уточнения категории «социализация» в практике профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре, раскрывается возможность продуктивного, персонифицированного становления педагога по физической культуре.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, самореализация, социализация


FEATURES QUALITY STUDY OF SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IDEAS OF MODERN TEACHING METHODOLOGY

Guseva Roza Borisovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
This article describes the ability to clarify the practice of vocational and educational training "socialization" category of the future teachers of physical culture, revealed the possibility of a productive, personalized formation of the teacher of physical culture.

Keywords: culture independent work, self-realization, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184 (дата обращения: 29.09.2017).

Современная теория и практика педагогикой науки определяет возможность исследования качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии, детерминирующей особенности исследования компонентов и единиц, функций и механизмов рассматриваемого процесса или явления.

Для решения задач детерминации и оптимизации исследования качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии будем использовать программно-педагогическое сопровождение, визуализируемое в различных направлениях реализации профессионально-трудовых функций, определяющих необходимость научно-педагогического исследования в работе педагога [1-7], возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в системе возможностей педагогической методологии и продуктивной педагогики [8-15], использования педагогического моделирования, педагогического проектирования и педагогической рефлексии в работе педагога [16-18], формирования потребности у развивающийся личности в социальных отношениях, строящихся на основах общечеловеческого, гуманистического, здоровьесберегающего потенциала личности и общества [19-33].

Процесс уточнения и моделирования возможностей социализации в структуре работы педагога по физической культуре непосредственно связан с тремя стадиями уточняемого профессионально-педагогического знания: 1) общепедагогическое моделирование понятийного аппарата, т.е. категория «социализация» уточняется в модели современного решения задач научно-педагогического исследования; 2) социально-педагогическое уточнение категории «социализация обучающегося», определяемое в конструктах знаний современного образования и культуры; 3) уточняемые возможности категории «социализация» в моделях педагогики физической культуры и спорта.

Выделим из генеральной совокупности изучаемых методологических подходов [1] такие методологические подходы, как аксиологический, акмеологический, гуманистический, здоровьесберегающий, культурологический подходы, определив их в качестве конструкта педагогического моделирования, фасилитирующего выбор направления уточняемого явления и процесса.

Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения направления реализации формирования опыта социального воспроизводства возможностей развития, саморазвития, продуцирования средств и объектов науки, культуры, искусства, спорта и пр. (адаптивное или акмепедагогическое), предопределяющего успешное включения личности в решение задач оптимизации социальных отношений и оптимизации условий воспроизводства антропосреды (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс включения личности в социальные отношения и приоритеты формирования социального опыта, мировоззрения, способов и условий познания и преобразования объективного в антропосреде, гарантирующих своевременную персонифицированную акмесамореализацию в моделях культуры и образования, спорта и науки, искусства и этики (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманистического проецирования возможностей развития и саморазвития личности в модели образования и культуры, гарантирующих успешность в выборе социальных способов решения задач и проблем (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования потребностей личности в здоровьесберегающих формах развития и саморазвития, общения и сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, предопределяющих качественное решение задач и проблем продуктивной самореализации личности, детерминируемой в двух плоскостях антропознания – адаптивной и акмеверификационной, системно обеспечивающих принятие личности обществом за счет выполнения условий развития и общения в поликультурной среде (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация с точки зрения культурологического подхода – процесс вхождения развивающейся личности в культуру как продукт эволюции антропосреды, гарантирующей обществу и личности самоорганизацию выбора форм и возможностей формирования социального опыта и мировоззрения, социально значимых способов и путей развития личности и антропосреды, гарантирующих устойчивое повышение качества социальных отношений и способов решения проблем, повышение уровня жизни и качества создаваемых продуктов деятельности (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс включения обучающегося в систему оценки качества и возможностей социального развития и воспроизводства возможностей антропосреды, синергетически корректирующей условия самосохранения и развития позитивных форм социального воспроизводства уровня социальных отношений и способов решения задач оценки качества социального знания и механизмов воспроизводства культуры, этики, науки, спорта, искусства и пр. (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверификации условий включения обучающегося в систему социального воспроизводства средств и продуктов, объектов и функций ноосферы, располагающей личность к продуктивному поиску научно верифицируемой картины мира, сохраняющей воспроизводство антропознания и антропоресурсов в уникальном многообразии и единстве целей, смыслов, ценностей, механизмов и прочих компонентов социально-педагогического генеза (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач оптимального включения обучающегося в систему непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу сохранение ценностей гуманизма в решении задач развития и самореализации (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс здоровьесберегающего программирования личности в детерминации и реализации условий развития и саморазвития, самосовершенствования и самореализации в таких формах или моделях, как спорт, наука, искусство, культура и пр. (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс решения задачи социального развития личности в модели образования и культуры, гарантирующих полноценное, персонифицированное усвоение социального опыта и формирование научного мировоззрение, фасилитирующего качественное становление в выбранных плоскостях самореализации и социального самоутверждения (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс определение оптимальных условий включения обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, в систему здоровьесберегающего выбора и поликультурного становления личности, располагающих личность и общество к аксиолого-акмеверифицированным условиям и возможностям определения и решения задач развития (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения наивысших, персонифицированных результатов развития личности продуктами описываемого процесса, по которым происходит оценка качества решения задач развития, самореализации и самоутверждения личности в социуме (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманистического определения и решения задач развития личности в социальном пространстве, определяемом для обучающегося через возможности включения в институты социализации и образования, гарантирующих личности формирование потребностей, способностей, продуктивности, креативности, конкурентоспособности и прочих жизненно важных ценностей и целей становления личности в модели деятельности  и общения (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс грамотного решения задач развития личности в системе занятий физической культурой и спортом, гарантирующих личности усвоение социального знания и антропологически обусловленных матриц развития и саморазвития, становления и самореализации, многомерно проверяющих возможность синергетической коррекции и самосохранения в поликультурных системах сосуществования и сотрудничества (Гусева Р. Б., 2016).

Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс определения культуры высшим ресурсом самосохранения личности и общества, гарантирующим в модели физической культуры и спорта достижение социально значимых продуктов развития и саморазвития, самореализации и сотрудничества (Гусева Р. Б., 2016).

Выделенные детерминации будут использованы нами при организации социально-педагогической работы в образовательных организациях.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  3. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  4. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  5. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  6. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  8. Горбунова И. А., Козырева О. А., Кошелев А. А.  Возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога: методология и методы ее исследования // Вестник КузГПА. 2012. 6(20). 9 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/92/
  9. Козырева О. А. Методология в подходах и задачах : учебное пособие для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  73 с. [+CD].  ISBN 978–5–85117–360–8.
  10. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  11. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–226–3.
  12. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+приложение на CD].  ISBN 5–7291–0418–9.
  13. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  14. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  15. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  16. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  17. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  18. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  19. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
  20. Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
  21. Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
  22. Гусева Р. Б. Некоторые аспекты уточнения категориального аппарата в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.117-118.
  23. Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
  24. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
  25. Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
  26. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
  27. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
  28. Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5241
  29. Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
  30. Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
  31. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
  32. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
  33. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430


Все статьи автора «Гусева Роза Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: