Современная теория и практика педагогикой науки определяет возможность исследования качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии, детерминирующей особенности исследования компонентов и единиц, функций и механизмов рассматриваемого процесса или явления.
Для решения задач детерминации и оптимизации исследования качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии будем использовать программно-педагогическое сопровождение, визуализируемое в различных направлениях реализации профессионально-трудовых функций, определяющих необходимость научно-педагогического исследования в работе педагога [1-7], возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в системе возможностей педагогической методологии и продуктивной педагогики [8-15], использования педагогического моделирования, педагогического проектирования и педагогической рефлексии в работе педагога [16-18], формирования потребности у развивающийся личности в социальных отношениях, строящихся на основах общечеловеческого, гуманистического, здоровьесберегающего потенциала личности и общества [19-33].
Процесс уточнения и моделирования возможностей социализации в структуре работы педагога по физической культуре непосредственно связан с тремя стадиями уточняемого профессионально-педагогического знания: 1) общепедагогическое моделирование понятийного аппарата, т.е. категория «социализация» уточняется в модели современного решения задач научно-педагогического исследования; 2) социально-педагогическое уточнение категории «социализация обучающегося», определяемое в конструктах знаний современного образования и культуры; 3) уточняемые возможности категории «социализация» в моделях педагогики физической культуры и спорта.
Выделим из генеральной совокупности изучаемых методологических подходов [1] такие методологические подходы, как аксиологический, акмеологический, гуманистический, здоровьесберегающий, культурологический подходы, определив их в качестве конструкта педагогического моделирования, фасилитирующего выбор направления уточняемого явления и процесса.
Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения направления реализации формирования опыта социального воспроизводства возможностей развития, саморазвития, продуцирования средств и объектов науки, культуры, искусства, спорта и пр. (адаптивное или акмепедагогическое), предопределяющего успешное включения личности в решение задач оптимизации социальных отношений и оптимизации условий воспроизводства антропосреды (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс включения личности в социальные отношения и приоритеты формирования социального опыта, мировоззрения, способов и условий познания и преобразования объективного в антропосреде, гарантирующих своевременную персонифицированную акмесамореализацию в моделях культуры и образования, спорта и науки, искусства и этики (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманистического проецирования возможностей развития и саморазвития личности в модели образования и культуры, гарантирующих успешность в выборе социальных способов решения задач и проблем (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования потребностей личности в здоровьесберегающих формах развития и саморазвития, общения и сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, предопределяющих качественное решение задач и проблем продуктивной самореализации личности, детерминируемой в двух плоскостях антропознания – адаптивной и акмеверификационной, системно обеспечивающих принятие личности обществом за счет выполнения условий развития и общения в поликультурной среде (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация с точки зрения культурологического подхода – процесс вхождения развивающейся личности в культуру как продукт эволюции антропосреды, гарантирующей обществу и личности самоорганизацию выбора форм и возможностей формирования социального опыта и мировоззрения, социально значимых способов и путей развития личности и антропосреды, гарантирующих устойчивое повышение качества социальных отношений и способов решения проблем, повышение уровня жизни и качества создаваемых продуктов деятельности (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс включения обучающегося в систему оценки качества и возможностей социального развития и воспроизводства возможностей антропосреды, синергетически корректирующей условия самосохранения и развития позитивных форм социального воспроизводства уровня социальных отношений и способов решения задач оценки качества социального знания и механизмов воспроизводства культуры, этики, науки, спорта, искусства и пр. (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверификации условий включения обучающегося в систему социального воспроизводства средств и продуктов, объектов и функций ноосферы, располагающей личность к продуктивному поиску научно верифицируемой картины мира, сохраняющей воспроизводство антропознания и антропоресурсов в уникальном многообразии и единстве целей, смыслов, ценностей, механизмов и прочих компонентов социально-педагогического генеза (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач оптимального включения обучающегося в систему непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу сохранение ценностей гуманизма в решении задач развития и самореализации (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс здоровьесберегающего программирования личности в детерминации и реализации условий развития и саморазвития, самосовершенствования и самореализации в таких формах или моделях, как спорт, наука, искусство, культура и пр. (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс решения задачи социального развития личности в модели образования и культуры, гарантирующих полноценное, персонифицированное усвоение социального опыта и формирование научного мировоззрение, фасилитирующего качественное становление в выбранных плоскостях самореализации и социального самоутверждения (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс определение оптимальных условий включения обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, в систему здоровьесберегающего выбора и поликультурного становления личности, располагающих личность и общество к аксиолого-акмеверифицированным условиям и возможностям определения и решения задач развития (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения наивысших, персонифицированных результатов развития личности продуктами описываемого процесса, по которым происходит оценка качества решения задач развития, самореализации и самоутверждения личности в социуме (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманистического определения и решения задач развития личности в социальном пространстве, определяемом для обучающегося через возможности включения в институты социализации и образования, гарантирующих личности формирование потребностей, способностей, продуктивности, креативности, конкурентоспособности и прочих жизненно важных ценностей и целей становления личности в модели деятельности и общения (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс грамотного решения задач развития личности в системе занятий физической культурой и спортом, гарантирующих личности усвоение социального знания и антропологически обусловленных матриц развития и саморазвития, становления и самореализации, многомерно проверяющих возможность синергетической коррекции и самосохранения в поликультурных системах сосуществования и сотрудничества (Гусева Р. Б., 2016).
Социализация обучающегося, занимающегося физической культурой и спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс определения культуры высшим ресурсом самосохранения личности и общества, гарантирующим в модели физической культуры и спорта достижение социально значимых продуктов развития и саморазвития, самореализации и сотрудничества (Гусева Р. Б., 2016).
Выделенные детерминации будут использованы нами при организации социально-педагогической работы в образовательных организациях.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Горбунова И. А., Козырева О. А., Кошелев А. А. Возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога: методология и методы ее исследования // Вестник КузГПА. 2012. 6(20). 9 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/92/
- Козырева О. А. Методология в подходах и задачах : учебное пособие для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 73 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–360–8.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–226–3.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
- Гусева Р. Б. Некоторые аспекты уточнения категориального аппарата в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.117-118.
- Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5241
- Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
- Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430