ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ И КОНСТРУКТОРЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ И УТОЧНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»

Козырева Ольга Анатольевна1, Васильев Дмитрий Сергеевич2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье определены возможности использования педагогических конструктов и педагогических конструкторов, фасилитирующих моделирование и использование моделей в структуре исследования и уточнения понятийного аппарата, непосредственно связанного с социализацией и самореализацией личности. Уточнены понятия «педагогический конструкт», «педагогический конструктор», приведен анализ возможностей педагогических конструктов и педагогических конструкторов в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогический конструкт, педагогический конструктор, самореализация, социализация


PEDAGOGICAL CONSTRUCTS AND CONSTRUCTORS IN MODELING AND CLARIFYING THE DEFINITIONS OF THE CATEGORIES OF "SOCIALIZATION" AND "SELF-ACTUALIZATION"

Kozyreva Olga Anatolievna1, Vasilyev Dmitriy Sergeevich2
1Siberian State Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, Student

Abstract
The article defines the possibility of the use of pedagogical constructs and pedagogical designers, facilitative modeling and use of models in the structure of the study and clarification of the conceptual apparatus, directly related to socialization and self-actualization. Clarified the concept of "construct pedagogical", "pedagogical design", the analysis of possibilities of pedagogical constructs and pedagogical designers in the professional training of teachers in physical education.

Keywords: pedagogical construct, pedagogical designer, self-realization, socialization, the culture of independent work


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179 (дата обращения: 15.03.2024).

Современная практика фасилитации включения обучающегося в систему непрерывного образования обеспечивается переходом на новые профессиональные стандарты и реализацию трудовых функций в структуре профессиональной деятельности. Специфика использования конструктов и конструкторов в педагогике – одно из новых направлений использования педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущих педагогов. Особенности использования педагогического моделирования [1-27] в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре может быть определено в решении задач развития и саморазвития по технологии системно-педагогического моделирования [3-4, 7-8, 13, 21-23], гарантирующей формирование культуры самостоятельной работы личности в двух диаметрально противоположных направлениях (адаптивном [6, 8, 15, 25-26] и акмепедагогическом [1-5, 17-24, 27]), учитывающих специфику нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в выборке обучающихся и генеральной совокупности обучающихся.

Адаптивное знание – научно-педагогическое средство решения задачи фасилитации научного определения (построения, моделирования) и изучения дидактического материала в соответствии с заваленными условиями воспроизводства теории и практики современного обучения и образования, гарантирующих возрастосообразное, культуросообразное, природосообразное построение программно-педагогического обеспечения изучения курсов и дисциплин современного непрерывного образования, обеспечивающего учет потребностей и возможностей общества и личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.

Акмепедагогическое знание – научно-педагогическое средство персонифицированной максимизации постановки и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего учет всех нюансов и потребностей, возможностей и способов воспроизводства антропосреды в поликультурной практике верификации качества идей продуктивности, креативности, гуманизма, здоровьесбережения и прочих жизненно важных ориентиров развития общества и личности.

Нормальное распределение способностей и здоровья – априори принимаемое распределение в модели реализации педагогических идей в современной педагогике, выделяющей условно три группы: 1) адаптивная группа обучающихся (5 %), 2) общестатистическая группа обучающихся (90 %), 3) группа одаренных обучающихся (5 %), где для каждой группы обучающихся разрабатывается программно-педагогическое обеспечение курсов современного научного знания.

Возрастосообразность – одно из реализуемых условий продуктивного становления личности, определяющее возраст личности обучающегося (интеллектуальный, биологический (физический), социальный и пр.) базовым ресурсом и механизмом оптимизации качества разработки программно-педагогического обеспечения курсов и дисциплин, реализующих подготовку обучающихся к выполнению определенных задач и функций.

В модели профессионального образования будущие педагоги по физической культуре используют педагогические конструкты и конструкторы для планирования и решения задач социализации и самореализации личности обучающегося.

Педагогические конструкты – это модели-матрицы построения и преобразования объективного знания в педагогике, предопределяющие качество и возможности постановки и решения профессионально-педагогических задач.

Примерами педагогических конструктов в уточнении, детализации и моделировании категориального аппарата современной педагогики могут быть следующие формы:

- процесс (педагогическая деятельность и ее составные определяются через детерминации, в модели которых задействовано понятие педагогический процесс);

- система (составные элементы педагогической деятельности и педагогики как науки могут быть раскрыты в моделях системного подхода, выделяющего педагогическую систему основополагающим элементом всех новообразований и продуктов деятельности общества и личности, включенной в освоение социального (антропологического) знания);

- функция (все педагогические процессы реализуют определенные функции, предопределяющие качество исследуемых компонентов и измеряемых величин современного педагогического знания; примерами могут быть определены «обученность», «обучаемость» и пр.);

- компонент (составная часть определенной педагогической системы или функции, процесса или процедуры);

- единица (составное звено или детерминанта определяемого в педагогике явления);

- процедура (часть реализуемой педагогом деятельности в решении задач современного образования и культуры);

- механизм (определяющий способность реализовывать те или иные функции, процедуры, процессы и прочие составные деятельностно-практической основы педагогической реальности, выявляемой с позиции субъекта-получателя образования и образовательных услуг или с позиции субъекта-организатора и исполнителя педагогической деятельности);

- категория (основное понятие науки или раздела наук);

с другой стороны, – это

- рабочее определение (временно детерминированное понятие, которое используется в процессе решения тех или иных задач современной педагогики);

- широкий смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в макромасштабах описания явления или феномена);

- узкий смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в мезомасштабах описания явления или феномена);

- локальный смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в макромасштабах описания явления или феномена);

- детерминация понятия, построенного с учетом направления современной педагогической методологии (детерминанта, определяемая в контексте моделей и практики использования того или иного методологического подхода, например, аксиологического, акмеологического, гуманистического и пр. подходов) и пр.

Педагогические конструкторы – это совокупность моделей, фасилитирующих решение задач педагогического моделирования и педагогического проектирования в подготовке педагогов к выполнению профессионально-трудовых функций.

Примерами педагогических конструкторов могут быть конструкторы систем принципов любой педагогической категории, например, воспитания, педагогического взаимодействия, социализации, самореализации и прочих категорий современной педагогики.

Практика моделирования конструкторов педагогического взаимодействия и воспитания раскрыта в работах [28-30], необходимость конструкторов систем принципов социализации и самореализации личности – объективна, т.е. выполняемые задачи педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов в программно-педагогическом обеспечении [31-37] определяют потребность моделирования такой формы фасилитации включения будущего педагога в научно-педагогическую практику решения задач развития и саморазвития личности.

В модели разработки конструктора системы принципов социализации и самореализации личности необходимо учитывать направления социализации и самореализации (спорт, искусство, культура, наука и пр.), общепедагогические, частно-дидактические и частно-предметные возможности социализации и самореализации личности.

Разработкой педагогического конструктора системы принципов социализации и самореализации личности мы займемся на следующем этапе нашего исследования.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  6. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
  12. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
  13. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  14. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  15. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  16. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  17. Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
  18. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  19. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
  20. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  21. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  22. Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  23. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  24. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  25. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
  26. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
  27. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  28. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
  29. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  30. Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–552–7.
  31. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  32. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  33. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  34. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  35. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  36. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  37. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Васильев Дмитрий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация