УДК 378.1; 371.3

ИЗУЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА «ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» В МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО ЗНАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, НАПРАВЛЕННОСТИ (ПРОФИЛЯ) ПОДГОТОВКИ – 13.00.08 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье рассматривается проблема и возможность моделирования адаптивного знания, фасилитирующего процесс обучения лиц, имеющих отклонения в развитии и здоровье в системе аспирантуры на примере подготовки обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. В статье приведены структура и особенности формирования компетенций курса, дидактический тест со шкалой оценок и отметок в системе трехуровневой оценки сформированности компетенций.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


LEARNING ELECTIVE «INNOVATIVE PEDAGOGY» IN THE MODEL OF ADAPTIVE EXPERTISE IN THE PREPARATION OF STUDENTS IN THE DIRECTION 44.06.01 EDUCATION AND PEDAGOGICAL SCIENCES, ORIENTATION (PROFILE) TRAINING - 13.00.08 THEORY AND METHODIC OF PROFESSIONAL EDUCATION

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, senior engineer

Abstract
The problem of the possibility of modeling and adaptive skills, facilitative learning process of persons with developmental disorders and health in the postgraduate training of students on an example of the direction 44.06.01 Education and pedagogical sciences, orientation (Profile) training - 13.00.08 Theory and Methods vocational education. The article describes the structure and features of formation of competences of the course, didactic test with the scale of assessments and marks in the three-tier system of evaluation of formation of competence.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189 (дата обращения: 19.11.2016).

Дисциплина «Инновационная педагогика» относится к факультативам (ФТД.2), изучается у обучающихся очной формы обучения на 1 курсе 1 семестре, у обучающихся заочной формы обучения на 2 курсе в 4-м семестре, способствует формированию заявленных компетенций (УК-1, ОПК-5, СК-2), определяет перспективы обучения в аспирантуре, находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи со многими дисциплинами. Для изучения дисциплины у обучающихся очной формы обучения необходимы компетенции, сформированные у аспирантов в результате обучения в аспирантуре по предыдущим дисциплинам «”Б1.В.ОД.1 Теория и технологии профессионального образования». Для изучения дисциплины у обучающихся заочной формы обучения необходимы компетенции, сформированные у аспирантов в результате обучения в аспирантуре по предыдущим дисциплинам: «Б1.В.ОД.1. Теория и технологии профессионального образования», «Б1.В.ОД.2. Методология современных педагогических исследований», «Б1.В.ОД.3.Профессиональная педагогическая риторика», «Б1.В.ОД.4. Теория педагогики», «Б1.В.ОД.5. История педагогики и образования», «”Б1.В.ДВ.1.1. Педагогическая деятельность и мастерство работников учреждений профессионального образования (Педагогический эксперимент в учреждениях профессионального образования)”, в таблице 1 представлены реализуемые дисциплиной компетенции, в таблице 2 содержание дисциплины, структурированное по темам (НФИ КемГУ).

Таблица 1. Компетенции курса «Инновационная педагогика»

Код компетенции

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

УК-1

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -                   ЗНАТЬ:
- возможности педагогического моделирования в определении и решении задач инновационной педагогики;
- о сходстве и различии традиционных и инновационных ресурсах развития личности в модели педагогической теории и практики;
- формы, способы и методы определения и решения задач развития личности обучающегося в инновационной педагогике.-                   УМЕТЬ:
- определять и уточнять категориальный аппарат современной педагогики;
- анализировать и оценивать возможности использования педагогического моделирования, педагогического проектирования и педагогической рефлексии в ресурсах современных научных достижений, решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях знаний.-                   ВЛАДЕТЬ:
- методами и технологиями оценки качества определения и решения исследовательских и практических задач в инновационной педагогике.

ОПК-5

способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя -                   ЗНАТЬ:
- о полидетерминантности понятий «педагогическое моделирование», «педагогические условия», «инновационная педагогика», «педагогическое проектирование», «педагогическая рефлексия», «педагогические технологии»;
- основы и специфику педагогического моделирования, возможности педагогического моделирования в поиске оптимальных условий развития личности обучающегося в системе профессионального образования в инновационной педагогике.-                   УМЕТЬ:
- моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;-                   ВЛАДЕТЬ:
- методами, способами, формами и педагогическими технологиями моделирования, организации и мониторинга проектирования программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя и возможностями традиционной и инновационной педагогики.

СК-2

способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики -                   ЗНАТЬ:
- особенности педагогического моделирования в определении и решении задач инновационной образовательной политики;
- особенности и возможности моделирования, верификации, оптимизации педагогических средств и ресурсов в инновационной педагогике;
- возможности образовательной среды в профессиональном развитии и саморазвитии личности педагога, включенного в условия реализации задач инновационной образовательной политики РФ.-                   УМЕТЬ:
- прогнозировать, оптимизировать и формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики.-                   ВЛАДЕТЬ:
- новейшими методами и педагогическими технологиями моделирования и формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.

 Таблица 1. Содержание дисциплины, структурированное по темам

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Содержание

Содержание лекционного курса

Инновационная педагогика как наука

Педагогика как наука: традиционное и инновационное обеспечение учебной дисциплины.

Объект, предмет, цель, задачи инновационной педагогики.

Категориальный аппарат инновационной педагогики.

Педагогические средства, методы, приемы, методики, технологии, принципы, педагогические условия инновационной педагогики.

Связь теории и практики в инновационной педагогике.

 

Педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическая рефлексия как средства и ресурсы педагогических инноваций Понятие «педагогическая инновация» как категория инновационной педагогики.

Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в определении и решении задач инновационной педагогики.

Педагогическая рефлексия и культура самостоятельной работы личности в создании продуктов и средств инновационной педагогики.

Программно-педагогическое обеспечение инновационной педагогики Понятие «программно-педагогическое обеспечение» в современной педагогике.

Учебные пособия и адаптивные учебные пособия в структуре профессионального образования.

Инновационная педагогика : информационные и новые информационные ресурсы и педагогические технологии.

 

Культура самостоятельной работы личности в технологии системно-педагогического моделирования как продукт педагогических инноваций Понятие «культура самостоятельной работы» в детерминации и визуализации основ развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.

Технология системно-педагогического моделирования в практике решения задач развития личности и системы образования.

Научная публикация и цитирование в системе РИНЦ. Объективность оценки качества саморазвития и самореализации педагога-исследователя.

 

Темы научно-практических занятий / семинаров

Инновационная педагогика как наука

Разъяснение, перефразирование и аннотирование дидактического материала лекции:

  1. Педагогика как наука: традиционное и инновационное обеспечение учебной дисциплины.
  2. Объект, предмет, цель, задачи инновационной педагогики.
  3. Категориальный аппарат инновационной педагогики.
  4. Педагогические средства, методы, приемы, методики, технологии, принципы, педагогические условия инновационной педагогики.
  5. Связь теории и практики в инновационной педагогике.
Педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическая рефлексия как средства и ресурсы педагогических инноваций Определение возможностей педагогического моделирования, педагогического проектирования и педагогической рефлексии в определении, визуализации, оптимизации и решении задач научно-педагогического исследования:

  1. Понятие «педагогическая инновация» как категория инновационной педагогики.
  2. Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в определении и решении задач инновационной педагогики.
  3. Педагогическая рефлексия и культура самостоятельной работы личности в создании продуктов и средств инновационной педагогики.
  4. Выбор кейс-задачи или темы для будущей научной публикации.

 

Программно-педагогическое обеспечение инновационной педагогики Разъяснение, перефразирование и аннотирование дидактического материала лекции:

  1. Понятие «программно-педагогическое обеспечение» в современной педагогике.
  2. Учебные пособия и адаптивные учебные пособия в структуре профессионального образования.
  3. Инновационная педагогика : информационные и новые информационные ресурсы и педагогические технологии.
  4. Выбор задачи для педагогического моделирования (РПД или учебное/адаптивное учебное пособие).

 

Культура самостоятельной работы личности в технологии системно-педагогического моделирования как продукт педагогических инноваций Разъяснение, перефразирование, аннотирование и продуктивное обобщение дидактического материала лекции в научной публикации, определяемой в плоскости следующих направлений инновационного знания:

  1. Понятие «культура самостоятельной работы» в детерминации и визуализации основ развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.
  2. Технология системно-педагогического моделирования в практике решения задач развития личности и системы образования.
  3. Научная публикация и цитирование в системе РИНЦ. Объективность оценки качества саморазвития и самореализации педагога-исследователя.

 

В структуре изучаемого курса было неоднократно решено поставленное задание на моделирование программно-педагогического обеспечения в выделенной плоскости научно-педагогического исследования.

Первая задача, качественно решенная аспирантом и соискателем – разработка лабораторных работ курса «Практическая педагогика» (для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование»):

Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.

Вторая задача, качественно решенная аспирантом и соискателем – разработка курса «Педагогика», моделирование контрольно-оценочных средства для среднего профессионального образования (Новокузнецкое училище олимпийского резерва):

1.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.

2.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.

3.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.

4.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.

5.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.

6.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.

7.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.

8.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.

9.  Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.

10.          Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.

11.          Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.

12.          Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.

Выбор темы и направления педагогического моделирования – уникальный пласт полисубъектных отношений и способов самовыражения личности педагога и обучающегося. Апробация данного курса определили потребности систематизации научно-педагогических публикаций [1-12]. Для качественного определения и решения задач научного исследования можно воспользоваться просмотром страниц сайтов журналов и непериодических изданий, которые доступны в свободном доступе. Представим ссылки на данные сайты:

  1. http://aeterna-ufa.ru (НИЦ «Аэтерна», г. Уфа)
  2. http://os-russia.com (МЦИИ “Omega science”, г. Уфа)
  3. http://www.colloquium-publishing.ru (Научно-издательский центр «КОЛЛОКВИУМ», г. Йошкар-Ола)
  4. http://ami.im (Агентство международных исследований, г. Стерлитамак)
  5. www.nikapress.ru (Научно-издательский центр “Ника”, г. Уфа)
  6. http://icipt.ru (ИЦИПТ (Исследовательский центр информационно-правовых технологий, г. Уфа)
  7. http://krirpo.ru/prof-obr/ (журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»)
  8. http://vestnik.kemsu.ru (журнал «Вестник Кемеровского государственного университета)
  9. http://vestnik.omgtu.ru (журнал “ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК”)
  10. http://www.mii-info.ru (журнал «European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук»)
  11. http://www.moluch.ru (журнал «Молодой ученный»)
  12. http://web.snauka.ru (Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»)
  13. http://human.snauka.ru (Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования»)
  14. http://psychology.snauka.ru (Научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика»)
  15. http://pedagogika.snauka.ru (Научно-практический журнал «Современная педагогика»)

Особенности оценки качества моделирования научной публикации могут быть выделены в следующей модели:

- Профессионально-педагогическая направленность на определение и решение задач развития личности обучающегося в модели инновационного знания и инновационной педагогики.

- Адаптивно-акмеверифицированная система развития и саморазвития личности обучающегося в структуре решения выделенных противоречий.

- Соблюдение педагогических условий инновационной педагогической практики решения профессиональных задач.

- Востребованность результатов развития обучающегося в микро-, мезо-, макросредах педагогического сотрудничества и самореализации.

Контрольным заданием в изучаемом курсе может быть – определение и решение задачи в рамках использования педагогического моделирования как ресурса инновационной педагогики.

Вопросы для самоконтроля обучающегося и организации научно-практических занятий:

  1. Инновационная педагогика : информационные и новые информационные ресурсы и педагогические технологии.
  2. Категориальный аппарат инновационной педагогики.
  3. Научная публикация как продукт развития и саморазвития педагога-исследователя.
  4. Объект, предмет, цель, задачи и функции инновационной педагогики.
  5. Педагогика как наука: традиционное и инновационное обеспечение учебной дисциплины.
  6. Педагогическая рефлексия и культура самостоятельной работы личности в создании продуктов и средств инновационной педагогики.
  7. Педагогические средства, методы, приемы, методики, технологии, принципы, педагогические условия инновационной педагогики.
  8. Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в определении и решении задач инновационной педагогики.
  9. Понятие «культура самостоятельной работы» в детерминации и визуализации основ развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.
  10. Понятие «педагогическая инновация» как категория инновационной педагогики.
  11. Понятие «программно-педагогическое обеспечение» в современной педагогике.
  12. Связь теории и практики в инновационной педагогике.
  13. Технология системно-педагогического моделирования в практике решения задач развития личности и системы образования.
  14. Учебные пособия и адаптивные учебные пособия в структуре профессионального образования.
  15. Научная публикация и цитирование в системе РИНЦ. Объективность оценки качества саморазвития и самореализации педагога-исследователя.

Критерии оценивания устных ответов:

- научность, объективность, целостность, логичность, последовательность, системность;

- социоориентированность, гибкость, гуманизм;

- профессионализм, продуктивность, креативность в выборе оптимальных способов и форм, методов и ресурсов инновационной педагогики.

Критерии оценки научных публикаций:

- педагогический (тип публикации в педагогической среде, востребованность, своевременность, надежность, достоверность);

- научный (цитируемость, использование в профессиональном образовании, престижность научного издания);

- социоориентированный (качество постановки и решения задачи в социуме).

Описание шкалы оценивания

зачет классический:

«зачтено» – выбранное задание выполнено на достаточном уровне сложности и трудности в системе выделенных приоритетов и педагогических возможностей продуктивного поиска, полученный продукт удовлетворяет по детерминированным критериям качеству педагогического самовыражения и самоутверждения в поле сформированности профессиональных ценностей и компетенций, способов и форм решения задач, возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности.

«не зачтено» – отсутствие одного или нескольких звеньев в описании, определении и решении поставленной задачи научно-педагогического исследования.

зачет дифференцированный или экзамен:

«отлично» – задание выполнено на высоком уровне, качество решения оптимально определяет возможности социальной среды и личности, реализующей идеи гуманизма в инновационной педагогике.

«хорошо» – задание выполнено на среднестатистическом уровне постановки и решения задач развития в системе профессионального образования, решение может быть использовано только в локальной форме детерминации.

«удовлетворительно» – задание определено, решение представлено, качество заявленного удовлетворяет поставленным задачам научно-педагогического труда.

«неудовлетворительно» – отсутствие одного или нескольких звеньев в описании, определении и решении поставленной задачи научно-педагогического исследования.

Типовые задания (вопросы) – образец:

1) устный ответ на поставленные учебным курсом вопросы;

2) возможно, что устные ответы можно заменить дидактическим тестированием сформированности компетенций. Пример дидактических заданий в типологии дидактических тестов (А, В, С), где А=15, В=5, С=1. Дидактическое тестирование курса построено с использованием тестовых заданий различной структуры, 15 дидактических заданий типа «А» (вопрос, 4 варианта ответа, один верный ответ) будут определять содержание следующих изучаемых тематических и предметно-тематических вопросов (правильный ответ оценивается в 1 балл):

  1. Инновационная педагогика : информационные и новые информационные ресурсы и педагогические технологии.
  2. Категориальный аппарат инновационной педагогики.
  3. Научная публикация как продукт развития и саморазвития педагога-исследователя.
  4. Объект, предмет, цель, задачи и функции инновационной педагогики.
  5. Педагогика как наука: традиционное и инновационное обеспечение учебной дисциплины.
  6. Педагогическая рефлексия и культура самостоятельной работы личности в создании продуктов и средств инновационной педагогики.
  7. Педагогические средства, методы, приемы, методики, технологии, принципы, педагогические условия инновационной педагогики.
  8. Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в определении и решении задач инновационной педагогики.
  9. Понятие «культура самостоятельной работы» в детерминации и визуализации основ развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.
  10. Понятие «педагогическая инновация» как категория инновационной педагогики.
  11. Понятие «программно-педагогическое обеспечение» в современной педагогике.
  12. Связь теории и практики в инновационной педагогике.
  13. Технология системно-педагогического моделирования в практике решения задач развития личности и системы образования.
  14. Учебные пособия и адаптивные учебные пособия в структуре профессионального образования.
  15. Научная публикация как продукт развития и саморазвития педагога-исследователя.

Задания типа «В» определены одним из следующих записей (ответ оценивается в 5 баллов):

1. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

2. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

3. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

4. Выберите два и более правильных ответов.

5. Впишите пропущенное слово.

Задания типа «С» – это кейс-задания, определяющие в проблемной ситуации или ситуации выбора возможность измерения формируемых компетенций студента через такую составную единицу современной дидактики высшего и дополнительного профессионального образования, как «владеть». Данное задание – это научная публикация обучающегося (60 баллов).

Часть «А» определяет степень усвоения обучающимися изученного материала и включает закрытые задания с выбором одного варианта ответа.

Часть «В» предполагает применение обучающимся полученных знаний и включает задания на понимание сложной информации, интегрирующей ее части: а) на установление соответствия между элементами двух множеств; б) на выбор двух и более вариантов ответов; в) открытое задание, позволяющее сформулировать ответ в свободной форме; г) установление правильного порядка ответов.

Часть «С» предусматривает решение педагогических профессиональных задач / решение ситуационных заданий (кейсов).

Алгоритм проверки:

За правильно выполненный тест обучающийся может набрать максимально 100 баллов.

Часть «А» содержит 15 вопросов. При правильном ответе студент зарабатывает 1 балл, при неправильном – 0. Максимальное количество баллов, которое может быть получено за часть «А» – 15.

Для выполнения части «В» необходимо ответить на 5 вопросов, правильный ответ на каждый из которых равен 5 баллам. Максимальное количество баллов, которое может быть получено за часть «В» – 25.

Часть «С» оценивается по критериям, представленным в таблице 1. Максимальное количество баллов, которое может быть получено за часть «С» – 60.

            Максимальное значение – 100 баллов.

Оценка результатов тестирования

Традиционная система оценивания результатов:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 90 %;
  • отлично – от 91% до 100%

Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 94 %;
  • отлично – от 95% до 100%

Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:

  • низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
  • пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
  • средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
  • высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.

Часть А.

I. К средствам инновационной педагогики ……………………… все средства педагогики как науки.

А. можно отнести

B. нельзя отнести

C. никогда нельзя относить

D. ложно относят

II. Категориальный аппарат инновационной педагогики (А) и категориальный аппарат традиционной педагогики (В) связаны следующей связью, иллюстрируемой диаграммой Эйлера ………………………

А. В. С. D.

III. К научным публикациям в педагогике не относят ………………………

А. тезисы научной конференции, опубликованные в сборнике материалов конференции

B. библиографическую запись сборника статей или монографии

C. научная статья, опубликованная на английском языке в журнале, индексируемом в Scopus

D. научная статья в журнале «Педагогика»

IV. ……………………… инновационной педагогики представляют собой продукты и ресурсы качественного определения и решения процессуальной верификации идей и моделей педагогики как науки, определяющей возможности развития личности в непрерывном образовании.

А. Оптимальные педагогические условия изучения

B. Объект и предмет

C. Функции

D. Цель и задачи

V. Социальная сеть в работе педагога-исследователя с обучающимися может быть использована к качестве ………………………

А. метода практико ориентированной рефлексии

B. педагогического средства, верифицирующего особенности решения поставленных задач в информационном социально-образовательном пространстве.

C. приема формирования потребностей в самоорганизации и профессиональном самоутверждении.

D. технологии педагогической поддержи и коррекции, определяющей сложности развития и саморазвития личности в системе выделенных приоритетов и ограничений мультикультурного и внутриличностного генезов.

VI. Создание программно-педагогического обеспечения курса в модели формирования культуры самостоятельной работы личности (4 уровня) можно отнести к ……………………… уровню сформированности культуры самостоятельной работы.

А. репродуктивному

B. репродуктивно-вариативному

C. поисковому

D. творческому

VII. К методам инновационной педагогики в средней общеобразовательной школе можно отнести ………………………

А. методы формирования и развития творческих способностей

B. методы обобщения

C. методы коррекции

D. словесные методы обучения, в том числе методы библиотерапии, аутогенной тренировки, гипнопедии

VIII. Подготовка документов и оформление авторского патента на изобретение относится к ……………………… педагогики.

А. методу традиционной

B. технологии обучения

C. методики диагностирования креативности традиционной

D. продукту инновационной

IX. Профессионально-педагогический кейс является в модели формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога ………………………

А. средством педагогической рефлексии и продуктом педагогического моделирования

B. продуктом педагогического моделирования

C. средством педагогического моделирования и методом педагогической рефлексии

D. средством и технологией педагогической рефлексии и педагогического моделирования

X. ……………………… – новейшее детерминированное и апробированное педагогическое средство и продукт деятельности педагогов в определении и решении заявленного спектра задач профессионально-педагогической деятельности.

А. Педагогическая деятельность

B. Педагогическая практика

C. Педагогическая инновация

D. Педагогическое моделирование

XI. К программно-педагогическому обеспечению не относят ………………………

А. учебные пособия в классической и электронной форме представления

B. средства традиционной педагогики (стулья, столы, доска, мел)

C. электронные словари, справочники

D. тезаурусы, матрицы идей

XII.Определение новейших научных достижений в области педагогики, психологии, техники и технологий определяют возможность ………………………

А. специальной педагогики, акмеверификация качества которой не может быть построена в соответствии с особенностями развития личности в системе развивающего обучения.

B. моделирования педагогических технологий в системе использования догматического и репродуктивного обучения.

C. формирования траектории педагогической поддержки в традиционной системе обучения.

D. создания и обогащения современной культуры решения задач развития личности обучающегося и общества.

XIII. Технология системно-педагогического моделирования  относится к педагогическим технологиям ………………………

А. формирования культуры самостоятельной работы

B. формирования и развития коммуникативной культуры

C. профессионально-педагогической поддержки

D. профориентации и адаптации личности

XIV. Адаптивное учебное пособие определяется в ресурсах педагогического моделирования учетом ………………………

А. возможности социального  пространства адаптировать личность в профессионально-трудовых отношениях.

B. способностей обучающихся, имеющих ограничения в развитии и здоровье.

C. гендерного подхода в современном профессиональном образовании.

D. компетентностного подхода в акмеверификации качества развития личности, способности которой определяются в системе нормального распределения способностей и здоровья.

XV. Сайт РИНЦ –это сайт ………………………

А. научной электронной библиотеки (НЭБ).

B. ЭБС ЮРАЙТ.

C. Научно-издательский центр «ИНФРА-М» и ЭБС «Университетская библиотека online».

D. ЭБС Издательства «Лань».

Часть В.

XVI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А. ……………………… – вид профессионально-педагогической деятельности, определяемый в модели воспроизводства и пополнения, обновления и верификации, модификации и детализации научного знания как формы, средства, ресурса, условия повышения качества профессионально-педагогической деятельности (профессионализма); реализует условия развития общества и личности через иерархию и взаимосвязь методов и методологических подходов научно-педагогического исследования, в структуре которых выделяются такие ресурсы, как диагностика, целеполагание, моделирование, конструирование, прогнозирование, мониторинг и пр., системно, систематично и своевременно определяющие потребности личности и общества в решении новых задач и противоречий целостного развития личности и общества в поликультурной модели отношений и воспроизводства всех объектов и продуктов современной ноосферы.

 

1. Педагогическое проектирование
В. ……………………… – это целостный педагогический процесс своевременного включения обучающегося в систему профориентационной работы, профессионального самоопределения, верификации качества решения общепринятых условий развития личности в модели поликультурного образования («хочу – могу – надо – есть») и оптимизацию возможностей продуктивного становления личности в иерархии формируемых компетенций и выбора способов, моделей, средств, методов решения детерминируемых противоречий и профессиональных задач.

 

2. Профессиональная подготовка личности
С. ……………………… – метод научно-педагогического исследования, определяющий возможность появления нового, качественного знания или средства в системе детерминации, визуализации, оптимизации и решения поликультурных и внутриличностных противоречий профессионально-педагогической деятельности, системно верифицирующий возможность развития как условия самосохранения личности и общества в детерминации и верификации поликультурных отношений и изменений ноосферы. 3. Педагогическое моделирование
D. ……………………… – вид педагогической деятельности, в структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и качество полученных и предстоящих результатов профессионально-педагогической деятельности в модели выявления и решения поликультурных образовательных и внутриличностных противоречий, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и общением педагога. 4. Педагогическая рефлексия

А – 1, В – 2, С – 3, D – 4

XVII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

В ресурсах использования понятия «педагогическое моделирование» можно выделить три направления детализации возможностей детерминированного явления: – широкий смысл, – узкий смысл, – локальный смысл. Определите их значения в представленных определениях.

А.        матрица построения всевозможных инновационных ресурсов, средств, методов и прочих объектов и новообразований

В.        вид педагогической деятельности

С.        метод воспроизводства и обновления поликультурного наследия и богатства ноосферы

А – 1, В – 2, С – 3

XVIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

В структуре инновационной педагогики существует следующая последовательность решения научной задачи: ………………………

А.        Определение научно-педагогической проблемы

В.        Определение методов и средств решения детерминированной проблемы

С.        Моделирование, апробация и описание разработанного педагогического средства

D.        Оформление полученного результата в научной публикации на русском или английском языке.

А – 1, В – 2, С – 3, D – 4

XIX. Выберите два и более правильных ответов.

Под педагогическим проектированием как ресурсом инновационной педагогики понимают ………………………

А.        метод самоанализа деятельности и достижений педагога в выбранном направлении профессиональной подготовки и профессионально-педагогического труда, системно модифицирующий модель ведущей деятельности и сознания личности в поиске оптимальных условий развития и саморазвития как ресурсов самосохранения и воспроизводства социальных и профессиональных благ, ценностей, продуктов, средств и возможностей культуры, деятельности, науки и неустанного научного поиска как механизма и ресурса развития личности и ноосферы.

В.        многомерный педагогический конструкт, определяемый в поликультурном пространстве в качестве матрицы или функционала, предопределяющего возможность личности выявлять, оптимизировать и решать выделенные многомерные противоречия целостного педагогического и социально-профессионального процессов построения, верификации, модификации и реконструкции взаимоотношений, продуцирования средств, оптимизации использования идеальных и материальных ресурсов воспроизводства культуры, науки, искусства и пр., уточнения условий развития личности и системы профессиональных отношений как векторов и механизмов самосохранения и жизнеобеспечения личности и общества.

С. вид педагогической деятельности, обеспечивающий устойчивое развитие личности и общества в иерархии формируемых и корректируемых ценностей и приоритетов гуманизма как механизма воспроизводства различных ресурсов ноосферы, где построение и апробация педагогического конструкта или проекта обеспечивается за счет грамотно подобранных методов и условий, принципов и ресурсов определяемого явления или продукта, фасилитирующего личности и обществу те или иные условия развития и реализации акместановления в модели воспроизводства и развития антропосреды и ноосферы.

D.        метод создания целостной, устойчивой структуры, реализуемой на практике в системе социально-педагогических и образовательных отношений, специфика воспроизводства и дополнения достигнутого уровня культуры и научно-педагогического сотрудничества ведется в системе ситуативного, цикличного выявления противоречий развития педагогической науки и практики, выбора цели, способов и методов решения выделенных противоречий и поставленных задач, проверки истинности сформированного конструкта или проекта, фасилитирующего решение профессионально-педагогической задачи в целостном, поликультурном определении и визуализации.

XX. Впишите пропущенное слово.

Аббревиатура РИНЦ определяется следующим ………………………

Правильный ответ: Российский индекс научного цитирования

Часть С.

XXI. Определите направление практики решения профессиональных задач в инновационной педагогике, предложите решение поставленной задачи в соответствии с уровнем и качеством профессионального образования субъекта-получателя образовательных услуг.

Выделенная типология дидактических тестов определяется непрерывностью профессионально-педагогического образования, определяемого в работах [12-30]. Для лиц, имеющих ограничения в развитии и здоровье, предлагается вариант дидактического тестирования в представленной в данной работе, кейс-задание выполняется с аспирантом старшего курса обучения.


Библиографический список
  1. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  3. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  4. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  5. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  6. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015.№2-3 (62).С.63-67.
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  8. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  9. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  11. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  12. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  15. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  17. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  19. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  20. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  21. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  22. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  23. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  24. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  25. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  26. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  27. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  28. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  29. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  30. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация