ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МОДЕЛИ ПРОДУКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье рассматривается возможность и специфика организации лабораторных работ курса «Практическая педагогика», определяющего нюансы и качество будущего профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями. В модели постановки проблемы оформления и выполнения лабораторных работ предлагается уникальная, унифицированная форма оформления и выполнения лабораторной работы в модели адаптивного знания и акмеверифицированной самореализации личности будущего педагога.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


THE LABORATORY WORK OF THE COURSE "PRACTICAL PEDAGOGY" AS A RESOURCE OF STUDIES IN A MODEL OF PRODUCTIVE INDEPENDENT WORK

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer

Abstract
The article discusses the possibility and the specific organization of laboratory works course "Practical pedagogy" which defines the nuances and quality of the future of professional-pedagogical interaction with students and their parents. In the model formulation of the problem of registration and laboratory work are offered a unique, unified form for the drafting and execution of the laboratory work in models of adaptive knowledge and acme-verified the self-realization of personality of a future teacher.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760 (дата обращения: 15.03.2024).

Подготовке будущих педагогов в структуре освоения общепедагогического и частно-предметного знания уделяется большое значение. В ресурсах профессионально-педагогического образования лабораторные работы рассматриваются как формы организации практико ориентированной подготовки будущих педагогов, обеспечивающие многовариативность поиска и решения задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.

В структуре курса «Практическая педагогика» [1] рассматриваются три блока или три раздела современного профессионально-педагогического знания: «Педагогическое проектирование» [2, 5], «Педагогические технологии» [3, 6] и «Психолого-педагогический практикум» [4, 7] (иногда данный раздел именуется «Практикум по решению профессионально-педагогических задач»).

Особенность изучения разделов курса «Практическая педагогика» состоит из возможности реализации идеи равного доступа к образованию обучающихся, способности и здоровья которых имеют различные отклонения и дефекты [8-9], качество реализации идеи продуктивного развития педагога осуществляется в акмеверифицированном поиске оптимальных условий развития и самоутверждения, самосовершенствования и самоидентификации, детерминируемых в реализации технологии системно-педагогического моделирования [10-11].

Попытаемся проследить возможность продуктивного изучения курса «Практическая педагогика» в структуре формирования потребности будущего педагога в продуктивной самостоятельной работе [12-14], определив научно-педагогическое исследование [14], – способом воспроизводства условий продуктивного становления личности, педагогическое моделирование [15, 16, 17] – механизмом и продуктом формирования культуры самостоятельной работы [18-27] и продуктивного самовыражения личности [11, 13], программно-педагогическое сопровождение курсов современной педагогики [2-7, 28-36] – педагогическим средством фасилитации изучения основ педагогического знания и оптимизации качества подготовки будущих педагогов.

Лабораторные работы по педагогике – это системно выполняемые продуктивные задания, подчеркивающие возможность оптимального поиска решения поставленных задач перед студентом на теоретическом уровне, специфика которого определяется личным опытом развития, созданными условиями для продуктивного становления и качеством реализуемых идей гуманизма и здоровьесбережения, системно верифицирующих возможность развития, устойчивость развития и качество получаемых продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, где защита определяемых и решаемых условий продуктивного поиска может быть скорректирована педагогом высшей школы в соответствии с возможностями ноосферы и личностного развития студента.

Лабораторные работы по педагогике являются продолжением продуктивного становления личности в модели учета условий и специфики оптимизации продуктивной самостоятельной работы студента-педагога. Будущие педагоги, выполняющие совокупность лабораторных работ, системно решают задачи современного образования в системном формировании компетенций, заявленных ФГОС, программами обучения, спецификой и профилем подготовки. Особенности подбора тематики лабораторных работ курса «Практическая педагогика» обусловлено практикой формирования профессионально значимых качеств и особенностей продуктивного становления в модели научно-педагогического исследования.

Продуктивность самостоятельной работы в рамках реализации идей развивающего обучения определяется как свойство и функция педагогической системы обеспечивать личность обучающегося совокупностью методов и средств, форм и педагогических технологий, определяющих возможность планомерного, ситуативного, индивидуально и педагогически корректируемого перевода обучающегося из зоны ближайшего развития в зону актуального развития с последующей цикличность данной процедуры в определении и решении совокупности задач развития личности и системы образования, самореализации и самоутверждения личности обучающегося через продукты идеального и материального генеза, полученные единолично или в совместной с педагогом или группой обучающихся деятельности.

В структуре активного поиска условий и возможностей развития будущего педагога лабораторные работы определяют качество и нюансы будущих научно-педагогических публикаций, т.к. модель продуктивной подготовки педагога позволяет поставленную учебную проблему перевести в модель научной проблемы. Любая единолично или коллективно решенная задача (имеется в виду качественно решенная задача) может быть опубликована, по меньшей мере, в научно-педагогической публикации. Все любые другие продуктивные формы самореализации личности также могут быть определены в поле деятельности самостоятельной работы будущего педагога. Это могут быть и учебные пособия, и патенты, и результаты исследования качества обучения, социализации, самореализации и пр.

В модели адаптивного и акмеверифицированного знания технология системно-педагогического моделирования обеспечивает воспитательно-образовательное пространство качественной постановкой и решением задач профессионального становления будущего педагога. Одной из форм такого рода практики является публикация научных статей студентами-педагогами в соавторстве и единолично в структуре курса «Практическая педагогика». При грамотной постановке акцента адаптивности и акмеверификации подготовки будущих педагогов получается 100 % качественное изучение разделов «Педагогическое проектирование», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум».

Специфика выбора темы научно-педагогической статьи определяется в каждом конкретном случае индивидуально. В одном случае постановка проблемы осуществляется индуктивно, в другом дедуктивно. Возможность любого развития в системе формируемых компетенций будущего педагога обусловлена природой диалектического и синергетического потенциала воспитательное-образовательной среды и личности, реализующей идеи гуманизма и продуктивности.

Приоритеты развития личности в любой системе измерения и коррекции качества ведущей деятельности и хобби определяются через многомерно детализируемые противоречия «хочу – могу – надо – есть», предопределяющие успешность и состоятельность деятельности развивающейся личности. В случае адаптивного знания только благодаря созданным педагогическим условиям можно найти потенциально реализуемые возможности развития личности в модели определяемых и решаемых противоречий.

Способность личности объективно оценивать возможности развития и самореализации, самоутверждения и самосовершенствования, взаимодействия и общения, продуцирования и распределения обусловлены широтой определяемых и решаемых задач. Неадекватность и необъективность поиска условий самореализации и самосовершенствования, социализации и адаптации, продуцирования и потребления благ и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направления социализации самореализации личности деформируют всю систему изменяемых резервов ноосферы.

Теория и практика социализации личности как модель воспроизводства социальных и профессиональных отношений определяет потребностью профессионально-педагогической деятельности будущего педагога и учителя поиск оптимальных возможностей включения обучающегося в систему формирования социального опыта, мировоззрения, научного продуцирования благ, ценностей, объектов, функций и пр., эзотерического самообеспечения механизмами страховки и развития личности и представляемой своими работами системы антропологического генеза, создающей личность в неподдельном смысле и ресурсах самоидентификации и самоутверждения, самореализации и самодетерминации.

Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» являются продуктом развития системы современного образования. Качество выбора студента-педагога является показателем сформированности мотивов и ценностей, смыслов и научного мировоззрения. Продукты деятельности будущих педагогов являются ситуативной реализации условий продуктивного становления личности в модели непрерывного профессионального образования, являющегося гарантом самосохранения личности и общества (антропосреды или ноосферы).


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  2. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  3. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  4. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  5. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  9. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.90-92.
  10. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  11. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  12. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2 (62). Вып.3. С.63-67.
  13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  14. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  16. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  17. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  18. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  19. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2008. №3. С.61-69.
  20. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  21. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  22. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  23. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  24. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
  25. Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
  26. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
  27. Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
  28. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образ.», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.
  29. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.
  30. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  31. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с.
  32. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.
  33. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  34. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  35. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  36. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация