Подготовке будущих педагогов в структуре освоения общепедагогического и частно-предметного знания уделяется большое значение. В ресурсах профессионально-педагогического образования лабораторные работы рассматриваются как формы организации практико ориентированной подготовки будущих педагогов, обеспечивающие многовариативность поиска и решения задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.
В структуре курса «Практическая педагогика» [1] рассматриваются три блока или три раздела современного профессионально-педагогического знания: «Педагогическое проектирование» [2, 5], «Педагогические технологии» [3, 6] и «Психолого-педагогический практикум» [4, 7] (иногда данный раздел именуется «Практикум по решению профессионально-педагогических задач»).
Особенность изучения разделов курса «Практическая педагогика» состоит из возможности реализации идеи равного доступа к образованию обучающихся, способности и здоровья которых имеют различные отклонения и дефекты [8-9], качество реализации идеи продуктивного развития педагога осуществляется в акмеверифицированном поиске оптимальных условий развития и самоутверждения, самосовершенствования и самоидентификации, детерминируемых в реализации технологии системно-педагогического моделирования [10-11].
Попытаемся проследить возможность продуктивного изучения курса «Практическая педагогика» в структуре формирования потребности будущего педагога в продуктивной самостоятельной работе [12-14], определив научно-педагогическое исследование [14], – способом воспроизводства условий продуктивного становления личности, педагогическое моделирование [15, 16, 17] – механизмом и продуктом формирования культуры самостоятельной работы [18-27] и продуктивного самовыражения личности [11, 13], программно-педагогическое сопровождение курсов современной педагогики [2-7, 28-36] – педагогическим средством фасилитации изучения основ педагогического знания и оптимизации качества подготовки будущих педагогов.
Лабораторные работы по педагогике – это системно выполняемые продуктивные задания, подчеркивающие возможность оптимального поиска решения поставленных задач перед студентом на теоретическом уровне, специфика которого определяется личным опытом развития, созданными условиями для продуктивного становления и качеством реализуемых идей гуманизма и здоровьесбережения, системно верифицирующих возможность развития, устойчивость развития и качество получаемых продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, где защита определяемых и решаемых условий продуктивного поиска может быть скорректирована педагогом высшей школы в соответствии с возможностями ноосферы и личностного развития студента.
Лабораторные работы по педагогике являются продолжением продуктивного становления личности в модели учета условий и специфики оптимизации продуктивной самостоятельной работы студента-педагога. Будущие педагоги, выполняющие совокупность лабораторных работ, системно решают задачи современного образования в системном формировании компетенций, заявленных ФГОС, программами обучения, спецификой и профилем подготовки. Особенности подбора тематики лабораторных работ курса «Практическая педагогика» обусловлено практикой формирования профессионально значимых качеств и особенностей продуктивного становления в модели научно-педагогического исследования.
Продуктивность самостоятельной работы в рамках реализации идей развивающего обучения определяется как свойство и функция педагогической системы обеспечивать личность обучающегося совокупностью методов и средств, форм и педагогических технологий, определяющих возможность планомерного, ситуативного, индивидуально и педагогически корректируемого перевода обучающегося из зоны ближайшего развития в зону актуального развития с последующей цикличность данной процедуры в определении и решении совокупности задач развития личности и системы образования, самореализации и самоутверждения личности обучающегося через продукты идеального и материального генеза, полученные единолично или в совместной с педагогом или группой обучающихся деятельности.
В структуре активного поиска условий и возможностей развития будущего педагога лабораторные работы определяют качество и нюансы будущих научно-педагогических публикаций, т.к. модель продуктивной подготовки педагога позволяет поставленную учебную проблему перевести в модель научной проблемы. Любая единолично или коллективно решенная задача (имеется в виду качественно решенная задача) может быть опубликована, по меньшей мере, в научно-педагогической публикации. Все любые другие продуктивные формы самореализации личности также могут быть определены в поле деятельности самостоятельной работы будущего педагога. Это могут быть и учебные пособия, и патенты, и результаты исследования качества обучения, социализации, самореализации и пр.
В модели адаптивного и акмеверифицированного знания технология системно-педагогического моделирования обеспечивает воспитательно-образовательное пространство качественной постановкой и решением задач профессионального становления будущего педагога. Одной из форм такого рода практики является публикация научных статей студентами-педагогами в соавторстве и единолично в структуре курса «Практическая педагогика». При грамотной постановке акцента адаптивности и акмеверификации подготовки будущих педагогов получается 100 % качественное изучение разделов «Педагогическое проектирование», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум».
Специфика выбора темы научно-педагогической статьи определяется в каждом конкретном случае индивидуально. В одном случае постановка проблемы осуществляется индуктивно, в другом дедуктивно. Возможность любого развития в системе формируемых компетенций будущего педагога обусловлена природой диалектического и синергетического потенциала воспитательное-образовательной среды и личности, реализующей идеи гуманизма и продуктивности.
Приоритеты развития личности в любой системе измерения и коррекции качества ведущей деятельности и хобби определяются через многомерно детализируемые противоречия «хочу – могу – надо – есть», предопределяющие успешность и состоятельность деятельности развивающейся личности. В случае адаптивного знания только благодаря созданным педагогическим условиям можно найти потенциально реализуемые возможности развития личности в модели определяемых и решаемых противоречий.
Способность личности объективно оценивать возможности развития и самореализации, самоутверждения и самосовершенствования, взаимодействия и общения, продуцирования и распределения обусловлены широтой определяемых и решаемых задач. Неадекватность и необъективность поиска условий самореализации и самосовершенствования, социализации и адаптации, продуцирования и потребления благ и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направления социализации самореализации личности деформируют всю систему изменяемых резервов ноосферы.
Теория и практика социализации личности как модель воспроизводства социальных и профессиональных отношений определяет потребностью профессионально-педагогической деятельности будущего педагога и учителя поиск оптимальных возможностей включения обучающегося в систему формирования социального опыта, мировоззрения, научного продуцирования благ, ценностей, объектов, функций и пр., эзотерического самообеспечения механизмами страховки и развития личности и представляемой своими работами системы антропологического генеза, создающей личность в неподдельном смысле и ресурсах самоидентификации и самоутверждения, самореализации и самодетерминации.
Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» являются продуктом развития системы современного образования. Качество выбора студента-педагога является показателем сформированности мотивов и ценностей, смыслов и научного мировоззрения. Продукты деятельности будущих педагогов являются ситуативной реализации условий продуктивного становления личности в модели непрерывного профессионального образования, являющегося гарантом самосохранения личности и общества (антропосреды или ноосферы).
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.90-92.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2 (62). Вып.3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2008. №3. С.61-69.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
- Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
- Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образ.», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.