УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В АДАПТИВНОМ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ»

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описана постановка проблемы адаптивного изучения дидактического материала, приведены дидактические задания, фасилитирующие адаптивное изучение курса «Введение в педагогику». Качество постановки и решения кейс-задач зависит от индивидуального определения сформированности мотивов выбора направления научного или научно-педагогического исследования в структуре подготовки бакалавров. Шкалирование в адаптивном тестировании может быть изменено в соответствии с потребностями обучающихся и возможностями социально-образовательной практики постановки и решения задач развития личности. Качество адаптивного знания зависит от мастерства педагогов в работе с обучающимися, имеющими отклонение в развитии и здоровье. Педагогическая поддержка личности обучающегося в адаптивном обучении представляет собой коллективную форму сотрудничества.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, профессиональное образование, самореализация, самосовершенствование, социализация


SOME FEATURES OF THE TECHNOLOGY SYSTEM-PEDAGOGICAL MODELING IN ADAPTIVE LEARNING COURSE «INTRODUCTION TO PEDAGOGY»

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the formulation of the problem of adaptive learning didactic material are given teaching assignments facilities adaptive learning course "Introduction to pedagogy." The quality of formulation and solution of problems of case definition depends on the individual motives for choosing the direction of formation of a scientific or scientific-pedagogical research in the structure of bachelor. Scaling in the adaptive testing can be changed according to the needs of students and the possibilities of socio-educational practice posing and solving the problems of personality development. The quality of the adaptive knowledge depends on the skills of teachers in the work with students who have developmental disabilities and health. Educational support for the individual student in the adaptive learning is a collective form of cooperation.

Keywords: self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization, teacher modeling, teaching methodology, vocational education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576 (дата обращения: 19.11.2016).

Специфика и возможности использования технологии системно-педагогического моделирования в адаптивной и акмеверифицированной подготовке будущего педагога-психолога в условиях непрерывного профессионального образования является важной областью знаний, располагающих объективными средствами сравнения и сопоставления качества формирования компетенций как ресурса профессионального становления педагога-психолога.

Определим особенности изучения курса «Введение в педагогику» в модели адаптивной практики решения задач формирования компетенций курса, выделив структуру и особенности дидактического курса.

Курс «Введение в педагогику» – один из сложнейших курсов, определяющих направленность профессионально-педагогической деятельности в модели подготовки студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. Специфика поиска условий продуктивного развития личности обучающегося в модели современного образования располагает множеством традиционных и инновационных ресурсов и средств фасилитации поиска и верификации качества определяемых решений всех звеньев целостного педагогического процесса.

В практике современной культуры и образования формирование компетенций и компетентности личности определяется множеством факторов, стимулирующих и корректирующих качество подготовки обучающегося, включенного в процесс получения непрерывного профессионального образования. В нашем случае структура проверки качества сформированности компетенций курса «Введение в педагогику» будет определяться иерархией качества формирования выделенных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования общекультурных компетенций, общих профессиональных компетенций, профессиональных компетенции в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, где структура тематических вопросов курса «Введение в педагогику» позволит студенту ориентироваться в направленности и целостности формирования компетенций в модели «знать», «уметь», «владеть», а система дидактических заданий корректировать качество образования.

Дидактическое тестирование курса «Введение в педагогику» будет построено с использованием тестовых заданий различной структуры, 10 дидактических заданий типа «А» (вопрос, 4 варианта ответа, один верный ответ) будут определять содержание следующих изучаемых тематических и предметно-тематических вопросов:

1. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации российского образования.

2. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Спектр педагогических профессий.

3. Общение как основа педагогической деятельности.

4. Педагогическая культура.

5. Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления.

6. Источники педагогических идей. Единство теории и практики педагогики.

7. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

8. Профессиональное становление педагога.

9. Профессиональная компетентность педагога.

10. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

Задания типа «В» определены одним из следующих записей:

  1. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
  2. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
  3. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
  4. Выберите два и более правильных ответов.
  5. Впишите пропущенное слово.

Задания типа «С» – это кейс-задания, определяющие в проблемной ситуации или ситуации выбора возможность измерения формируемых компетенций студента через такую составную единицу современной дидактики высшего и дополнительного профессионального образования, как «владеть».

Задания типа «А» оцениваются в 1 балл, задания типа «В» оцениваются в 6 баллов, задания типа «С» оцениваются в 60 баллов.

Оценка результатов тестирования может быть определена по одной из ниже приведенных шкал, но для адаптивного изучения курса целесообразнее выбирать систему оценивания по Т. А. Чекалиной:

Традиционная система оценивания результатов:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 90 %;
  • отлично – от 91% до 100%

Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 94 %;
  • отлично – от 95% до 100%

Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:

  • низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
  • пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
  • средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
  • высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.

Дидактический материал в разрабатываемых дидактических средствах и адаптивных учебных пособиях должен содержать все разъяснения в тексте предлагаемых заданий. В структуре проверки сформированности компетенций используются специально разработанные карточки.

Правильные ответы с «I» по «X» выделены курсивом, все остальные ответы приведены после текста заданий.

Ответы студентов осуществляются письменно, т.е. рукописно в карточку-бланк ответа студент вписывает буквы (с I по X, XIV тестовые задания), цифры (с XI по XIII тестовые задания) и в XV тестовом задании – слово. Задание XVI выполняется рукописным текстом в карточке-бланке для ответа.

Приведем один вариант адаптивного дидактического теста курса «Введение в педагогику».

Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)

I.         Бакалавриат относится к ……………………… (уровень образования, аббревиатура).

А.        ДОД

В.        СПО

С.        ДПО

D.        ВПО

II.        Профессия (А) и специальность (В) связаны следующей связью (выберите диаграмму Эйлера, иллюстрирующую данную связь) ………………………

III.      В работе педагога-психолога важно учитывать особенности развития личности обучающегося, использовать средства вербального и невербального ………………………

А.        общения

В.        внимания

С.        социализации

D.        образования

IV.      Педагогическая ……………………… – совокупность высших ноосферных новообразований и продуктов деятельности педагога как носителя определенных ценностей, убеждений, способов воспроизводства социальных, профессиональных и полиобразовательных процессов и ресурсов определения и решения задач и противоречий.

А.        этика

В.        культура

С.        практика

D.        риторика

V.        Самостоятельная работа студентов в структуре педагогики высшей школы может быть определена как ……………………… решения задачи развития личности обучающегося в иерархии формируемых смыслов и способов познания, компетенций и моделей деятельности.

А.        условие, практика, средство

В.        педагогическая технология, педагогическое средство

С.        средство, форма, метод, продукт, педагогическая технология

D.        качество, ценность, смысл, система, технология

VI.      Патент на изобретение можно отнести к ……………………… педагогических идей.

А.        принципам

В.        методам

С.        качествам

D.        продуктам

VII.     Научная статья по педагогике может быть опубликована в ………………………

А.        материалах конференции, сборнике тезисов и статей, научно-педагогическом журнале

В.        монографии, учебном пособии, научном журнале

С.        научном журнале, монографии

D.        учебном пособии, учебно-методических рекомендациях, сборнике задач и дидактических тестов

VIII.    Профессиональное ……………………… педагога – целостный, личностно значимый, педагогический процесс определения этапов развития личности в модели акмепроектирования профессиональных достижений и способов воспроизводства объективных результатов в выбранном поле профессионально-педагогической деятельности и отношений, решения задач развития личности и самореализации.

А.        просвещение

В.        становление

С.        образование

D.        обучение

IX.      Профессиональная ……………………… педагога – определяется в модели сформированности совокупности компетенций высоким уровнем постановки и решения профессионально-педагогических задач.

А.        компетентность

В.        культура

С.        практика

D.        этика

X.        Карьера педагога непосредственно связана с такими компонентами профессионального становления педагога, как ………………………

А.        адаптация, релаксация, саморазвитие

В.        социализация, адаптация, оздоровление

С.        самоидентификация, саморазвитие, самоутверждение, самореализация

D.        самоидентификация, самосохранение, саморазвитие, социализация

Часть В.

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

Сопоставьте элементы колонок определений с их значениями.

А. Процесс, направленный на решение задач современного образования в модели адаптивной и акмеверифицированной педагогической практики, реализующей оптимальные возможности развития обучающегося. 1. Педагогическая деятельность
В. Совокупность реализуемых педагогом условий и моделей педагогической практики, определяющей возможности и условия развития личности в системе непрерывного образования в рамках идей и ценностей доминирующей культуры. 2. Педагогическая культура
С. Совокупность реализуемых педагогических условий, предопределяющих качественное развитие личности в ресурсах самостоятельной работы.

 

3. Культура самостоятельной работы личности
D. Вид профессиональной культуры, в структуре которой педагогическая деятельность и ее нормы предопределяют все составные развития личности как представителя определенной специальности профессии педагога. 4. Профессионально-педагогическая культура

В карточке необходимо написать следующую последовательность правильных ответов, т.е. записать те цифры, которые находятся напротив букв, т.к. в шаблоне прописаны латинские буквы от «А» до «H», все неиспользованные буквенные изображения в карточке можно оставить пустыми или при желании перечеркнуть:

А – 1

В – 2

С – 3

D – 4

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Упорядочьте определения понятия (от большего значения к меньшему) ………………………

А.        воспитание в широком смысле

В.        воспитание в узком смысле

С.        воспитание в локальном смысле

В карточке необходимо написать следующую последовательность ответов:

А – 1

В – 2

С – 3

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

В структуре моделирования профессионально-педагогического кейса выделяют последовательность блоков данных о педагоге: ………………………

А.        обучение педагога в системе непрерывного профессионального образования

В.        методическая работа педагога

С.        научная деятельность педагога

D.        профессионально-педагогические достижения

В карточке необходимо написать следующую последовательность ответов:

А – 1

В – 2

С – 3

D – 4

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

В модели развития личности категории ……………………… содержат своей основой понятие «социальный опыт личности» базовой единицей детерминации.

А.        социализация

В.        воспитание

С.        фасилитация

D.        просвещение

В карточке необходимо написать: А, В

XV. Впишите пропущенное слово.

Педагогическая ……………………… –  это профессиональная активность педагога, в которой с помощью разных средств влияния на обучающихся реализуются задачи обучения и воспитания.

В карточке необходимо написать: деятельность

Часть С.

XVI.   Опишите – что привлекает Вас в профессии педагога-психолога? Приведите яркий пример профессионализма педагога-психолога.

Описанная проблема и постановка продуктивного решения проблемы адаптивного изучения дидактического материала курса «Введение в педагогику» определяются не структурой дидактического тестирования, а качеством моделированных дидактических заданий, приведенные дидактические задания, фасилитирующие адаптивное изучение курса, являются доказательством положения об использовании педагогического моделирования для фасилитации формирования компетенций в модели адаптивного знания.

Качество постановки и решения кейс-задач зависит от индивидуального определения сформированности мотивов выбора направления научного или научно-педагогического исследования в структуре подготовки бакалавров, не исключение и подготовка педагогов-психологов. Шкалирование в адаптивном тестировании может быть изменено в соответствии с потребностями обучающихся и возможностями социально-образовательной практики постановки и решения задач развития личности. Качество адаптивного знания зависит от мастерства педагогов в работе с обучающимися, имеющими отклонение в развитии и здоровье. Педагогическая поддержка личности обучающегося в адаптивном обучении представляет собой коллективную форму сотрудничества обучающихся и педагогов, системно детализирующих практику решения полисубъектных и мультикультурных противоречий, детерминируемых в воспитательно-образовательном пространстве вуза и учебной дисциплины.

В работе по продуктивному использованию педагогического моделирования и включения личности педагога-психолога в научно-педагогическое исследование можно опираться на публикации [1-11].


Библиографический список
  1. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62). С.63-67.
  5. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  9. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  10. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  11. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация