УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема педагогического моделирования в определении и решении задач развития обучающегося, включенного в системе непрерывного профессионального образования. Для детализации качества и возможности продуктивного становления личности используется одна из педагогических технологий формирования культуры самостоятельной работы (технология системно-педагогического моделирования), верифицирующая особенности постановки и решения задач продуктивной социализации и самореализации личности обучающегося. Приведены примеры использования технологии системно-педагогического моделирования в структуре изучения курсов современной педагогики.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


THE SPECIFICITY AND THE POSSIBILITY OF TEACHING IN THE USE OF SIMULATION TECHNOLOGY SYSTEM-PEDAGOGICAL MODELING AT THE UNIVERSITY

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian state industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The problem of teacher modeling in defining and solving the problems of the student included in the system of continuing professional education. To detail the quality and the possibility of becoming a productive person uses one of pedagogical technologies of formation of culture of independent work (technology system-pedagogical modeling), verifies the particular formulation and solution of problems of socialization of productive learning and personal fulfillment. Examples of the use of technology of system simulation and pedagogical study courses in the structure of modern pedagogy.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223 (дата обращения: 20.11.2016).

Подготовка педагога к организации профессионально-педагогической деятельности и профессионально-трудовых отношений – сложная практика современной педагогики высшей школы. Неоднозначно, некорректно поставленные задачи развития личности будущего педагога в модели современного образования дезадаптируют личность и ее возможности в продуктивном становлении и самоутверждении в системе профессиональных отношений и способов оценки результатов труда. Примером такой практики является различие требований в оформлении документации методического, дидактического, методологического характера. Специфика воспроизводства социально-профессиональных отношений в микро-, мезо-, макромасштабах детерминации и визуализации основ профессиональной деятельности и выполнения профессионально-трудовых функций обуславливает поиск высшей школы в формировании выделенных компетенций в профессиональной подготовки будущего педагога в разных моделях и уровнях профессионального образования. Одной из практик эффективного управления качеством образования является практика внедрения самостоятельной работы в структуру оценки качества образования. Самостоятельная работа в таком понимании является формой и средством повышения качества современного образования.

В структуре детерминации культурологически обусловленных единиц и функций целостного педагогического процесса культура самостоятельной работой является уникальным инструментом и ресурсом саморазвития и самореализации, самоутверждения и социализации, обеспечивающих формирование потребностей в высших достижениях как акмеверифицированной практики развития личности, так и в практике адаптивной системы социализации и взаимодействия.

В решении задач развития личности культура самостоятельной работы обучающегося и педагога обеспечивает гибкое управление в определении и решении задач внутриличностного и поликультурного генеза.

Специфика воспроизводства социального и профессионального знания и норм культуры в модели формирования культуры самостоятельной работы [1-4] опирается на практику использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога к качественному выполнению трудовых функций, являющегося педагогическим средством продуцирования объектов и предметов деятельности и культуры, науки и искусства, спорта и общения.

Одной из технологий формирования культуры самостоятельной работы является технология системно-педагогического моделирования, фасилитирующая формирование различных акмеверифицируемых потребностей личности в системе социальных и профессиональных отношений.

Теория и практика педагогики развития системно отражает потребности общества в выделении проблем развития, своевременном их решении, оптимизации процесса определения и решения задач развития личности в модели поликультурных отношений.

Выделим возможности профессиональной подготовки педагога в структуре изучения курсов по программам подготовки студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование [5-20], определяющих в своей системе формирования компетенций и культуры самостоятельной работы личности репродуктивно-продуктивный способ построения образовательного процесса, т.е. продуктивные задачи являются кульминацией развития и формирования личности в модели профессионального обучения и профессионального образования.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» [5] определяется исследованием у будущих педагогов уровня сформированности и при потребности – коррекцией владения способами фиксации информации в структуре лекционно-семинарских занятий, определением возможности педагогического моделирования в решении задач педагогической рефлексии, созданием благоприятных условий для самовыражения в различных условиях личностного и профессионального выбора, в том числе моделировании самопрезентации (профессионально-педагогическая презентация «Я – профессионал»). В модели технологии системно-педагогического моделирования выделяются две группы обучающихся – группа акмедостижений и группа адаптивного включения студента в решение задач современного образования. Группа акмедостижений может быть определена по отношению к решению познавательных и продуктивно-профессиональных задач. Наблюдения за такой группой позволяет сделать выводы о качественном решении определяемых задач, в таком понимании у данных обучающихся можно выделить такие ценности и качества личности, как легкость усвоения, быстрота реакции, креативность, гибкость, ситуативная мобильность и мобилизация личности в поиске оптимальных условий развития и самоутверждения.

Курс «История педагогики и образования» [6] определяется задачами продуктивного поиска в системе качественного усвоения основ и возможностей исследования и изучения историко-педагогических воззрений на проблемы педагогики и образования, определяемые в категориальном аппарата современной педагогики – воспитании, обучении, развитии, образовании, социализации, адаптации, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самообучении, самосовершенствовании и пр. Технология системно-педагогического взаимодействия способствует выбору продуктивного задания по силам студента, включенного в систему акмеверифицированной практики, в том числе и адаптивного варианта изучения курса.

Курс «Методика воспитательной работы» [7] определяет специфику постановки и решения задач современного воспитания, будущий педагог выполняет на семинарах практико ориентированные задания (например, моделирование складной, туристической мини сушилки для лекарственных растений с последующим описанием возможности ее производственного выпуска и патентованием), заданий на формирование потребности в здоровом образе жизни и любви к физической культуре (все формы организации школьного и внешкольного воспитания обучающихся) и пр. Адаптивность и акмеверификация подготовки определяется качеством формулируемых и решаемых задач. Технология системно-педагогического моделирования определяет возможность развития личности педагога в практико ориентированном выборе учебной (профессионально-педагогической) задачи курса «Методика воспитательной работы». Качество сформированности культуры самостоятельной работы личности – уникальный продукт определения и решения задач развития и саморазвития личности, визуализируемый на протяжении всего периода жизнедеятельности личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.

Курс «Теоретическая педагогика» [9-13] определяется шестью учебными дисциплинами («Общие основы педагогики», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Социальная педагогика», «Теория воспитания», «Теория обучения»), характеризующими с позиции теоретико-педагогического знания целостность развития личности и системы образования. Технология системно-педагогического моделирования позволяет в структуре учебных дисциплин-разделов курса «Теоретическая педагогика» использовать репродуктивно-продуктивный способ формирования компетенций. Все предлагаемые задания определяются в моделях адаптивной или акмеверифицированной практики постановки продуктивных задач самостоятельной работы студента-педагога. Предложенные кейс-задания в работах [9-13] могут быть заменены на такие продуктивные задания, которые будут интересны студенту-педагогу с позиции сформированности личного опыта.

Курс «Практическая педагогика» [8, 14, 15-20] определяется практико ориентированным выбором развития личности педагога в модели освоения репродуктивно-продуктивных способов познания и самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. Технология системно-педагогического моделирования является средством фасилитации перехода от теоретизации в профессиональной подготовке к практико ориентированной способности личности уточнять и решать спектр профессионально-педагогических задач.

Возможности педагогического моделирования определяются требованиями среды и возможностями личности, включенной в социальные отношения.

Система профессиональной подготовки позволяет использовать накопленный опыт продуктивной практики постановки и решения задач развития личности в общепедагогической и частно предметной системе знаний, данная возможность определила работы [21-22], разработанные для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. Специфика продуктивного поиска – ситуативно реализуемая функция адаптации и акмеверификации качества определения и решения задач развития и саморазвития личности в социальных и профессиональных отношениях. Уточнение возможности использования технологии системно-педагогического моделирования [23-24] в структуре непрерывного профессионального образования осуществляется в соответствии с выявляемыми противоречиями, являющимися средствами развития личности и системы образования.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  2. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015.№2-3 (62).С.63-67.
  3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  4. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  14. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  16. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  17. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  18. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  19. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  20. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  21. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  22. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  23. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
  24. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация