Подготовка педагога к организации профессионально-педагогической деятельности и профессионально-трудовых отношений – сложная практика современной педагогики высшей школы. Неоднозначно, некорректно поставленные задачи развития личности будущего педагога в модели современного образования дезадаптируют личность и ее возможности в продуктивном становлении и самоутверждении в системе профессиональных отношений и способов оценки результатов труда. Примером такой практики является различие требований в оформлении документации методического, дидактического, методологического характера. Специфика воспроизводства социально-профессиональных отношений в микро-, мезо-, макромасштабах детерминации и визуализации основ профессиональной деятельности и выполнения профессионально-трудовых функций обуславливает поиск высшей школы в формировании выделенных компетенций в профессиональной подготовки будущего педагога в разных моделях и уровнях профессионального образования. Одной из практик эффективного управления качеством образования является практика внедрения самостоятельной работы в структуру оценки качества образования. Самостоятельная работа в таком понимании является формой и средством повышения качества современного образования.
В структуре детерминации культурологически обусловленных единиц и функций целостного педагогического процесса культура самостоятельной работой является уникальным инструментом и ресурсом саморазвития и самореализации, самоутверждения и социализации, обеспечивающих формирование потребностей в высших достижениях как акмеверифицированной практики развития личности, так и в практике адаптивной системы социализации и взаимодействия.
В решении задач развития личности культура самостоятельной работы обучающегося и педагога обеспечивает гибкое управление в определении и решении задач внутриличностного и поликультурного генеза.
Специфика воспроизводства социального и профессионального знания и норм культуры в модели формирования культуры самостоятельной работы [1-4] опирается на практику использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога к качественному выполнению трудовых функций, являющегося педагогическим средством продуцирования объектов и предметов деятельности и культуры, науки и искусства, спорта и общения.
Одной из технологий формирования культуры самостоятельной работы является технология системно-педагогического моделирования, фасилитирующая формирование различных акмеверифицируемых потребностей личности в системе социальных и профессиональных отношений.
Теория и практика педагогики развития системно отражает потребности общества в выделении проблем развития, своевременном их решении, оптимизации процесса определения и решения задач развития личности в модели поликультурных отношений.
Выделим возможности профессиональной подготовки педагога в структуре изучения курсов по программам подготовки студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование [5-20], определяющих в своей системе формирования компетенций и культуры самостоятельной работы личности репродуктивно-продуктивный способ построения образовательного процесса, т.е. продуктивные задачи являются кульминацией развития и формирования личности в модели профессионального обучения и профессионального образования.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» [5] определяется исследованием у будущих педагогов уровня сформированности и при потребности – коррекцией владения способами фиксации информации в структуре лекционно-семинарских занятий, определением возможности педагогического моделирования в решении задач педагогической рефлексии, созданием благоприятных условий для самовыражения в различных условиях личностного и профессионального выбора, в том числе моделировании самопрезентации (профессионально-педагогическая презентация «Я – профессионал»). В модели технологии системно-педагогического моделирования выделяются две группы обучающихся – группа акмедостижений и группа адаптивного включения студента в решение задач современного образования. Группа акмедостижений может быть определена по отношению к решению познавательных и продуктивно-профессиональных задач. Наблюдения за такой группой позволяет сделать выводы о качественном решении определяемых задач, в таком понимании у данных обучающихся можно выделить такие ценности и качества личности, как легкость усвоения, быстрота реакции, креативность, гибкость, ситуативная мобильность и мобилизация личности в поиске оптимальных условий развития и самоутверждения.
Курс «История педагогики и образования» [6] определяется задачами продуктивного поиска в системе качественного усвоения основ и возможностей исследования и изучения историко-педагогических воззрений на проблемы педагогики и образования, определяемые в категориальном аппарата современной педагогики – воспитании, обучении, развитии, образовании, социализации, адаптации, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самообучении, самосовершенствовании и пр. Технология системно-педагогического взаимодействия способствует выбору продуктивного задания по силам студента, включенного в систему акмеверифицированной практики, в том числе и адаптивного варианта изучения курса.
Курс «Методика воспитательной работы» [7] определяет специфику постановки и решения задач современного воспитания, будущий педагог выполняет на семинарах практико ориентированные задания (например, моделирование складной, туристической мини сушилки для лекарственных растений с последующим описанием возможности ее производственного выпуска и патентованием), заданий на формирование потребности в здоровом образе жизни и любви к физической культуре (все формы организации школьного и внешкольного воспитания обучающихся) и пр. Адаптивность и акмеверификация подготовки определяется качеством формулируемых и решаемых задач. Технология системно-педагогического моделирования определяет возможность развития личности педагога в практико ориентированном выборе учебной (профессионально-педагогической) задачи курса «Методика воспитательной работы». Качество сформированности культуры самостоятельной работы личности – уникальный продукт определения и решения задач развития и саморазвития личности, визуализируемый на протяжении всего периода жизнедеятельности личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.
Курс «Теоретическая педагогика» [9-13] определяется шестью учебными дисциплинами («Общие основы педагогики», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Социальная педагогика», «Теория воспитания», «Теория обучения»), характеризующими с позиции теоретико-педагогического знания целостность развития личности и системы образования. Технология системно-педагогического моделирования позволяет в структуре учебных дисциплин-разделов курса «Теоретическая педагогика» использовать репродуктивно-продуктивный способ формирования компетенций. Все предлагаемые задания определяются в моделях адаптивной или акмеверифицированной практики постановки продуктивных задач самостоятельной работы студента-педагога. Предложенные кейс-задания в работах [9-13] могут быть заменены на такие продуктивные задания, которые будут интересны студенту-педагогу с позиции сформированности личного опыта.
Курс «Практическая педагогика» [8, 14, 15-20] определяется практико ориентированным выбором развития личности педагога в модели освоения репродуктивно-продуктивных способов познания и самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. Технология системно-педагогического моделирования является средством фасилитации перехода от теоретизации в профессиональной подготовке к практико ориентированной способности личности уточнять и решать спектр профессионально-педагогических задач.
Возможности педагогического моделирования определяются требованиями среды и возможностями личности, включенной в социальные отношения.
Система профессиональной подготовки позволяет использовать накопленный опыт продуктивной практики постановки и решения задач развития личности в общепедагогической и частно предметной системе знаний, данная возможность определила работы [21-22], разработанные для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. Специфика продуктивного поиска – ситуативно реализуемая функция адаптации и акмеверификации качества определения и решения задач развития и саморазвития личности в социальных и профессиональных отношениях. Уточнение возможности использования технологии системно-педагогического моделирования [23-24] в структуре непрерывного профессионального образования осуществляется в соответствии с выявляемыми противоречиями, являющимися средствами развития личности и системы образования.
Библиографический список
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015.№2-3 (62).С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.