Современная практика фасилитации включения обучающегося в систему непрерывного образования обеспечивается переходом на новые профессиональные стандарты и реализацию трудовых функций в структуре профессиональной деятельности. Специфика использования конструктов и конструкторов в педагогике – одно из новых направлений использования педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущих педагогов. Особенности использования педагогического моделирования [1-27] в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре может быть определено в решении задач развития и саморазвития по технологии системно-педагогического моделирования [3-4, 7-8, 13, 21-23], гарантирующей формирование культуры самостоятельной работы личности в двух диаметрально противоположных направлениях (адаптивном [6, 8, 15, 25-26] и акмепедагогическом [1-5, 17-24, 27]), учитывающих специфику нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в выборке обучающихся и генеральной совокупности обучающихся.
Адаптивное знание – научно-педагогическое средство решения задачи фасилитации научного определения (построения, моделирования) и изучения дидактического материала в соответствии с заваленными условиями воспроизводства теории и практики современного обучения и образования, гарантирующих возрастосообразное, культуросообразное, природосообразное построение программно-педагогического обеспечения изучения курсов и дисциплин современного непрерывного образования, обеспечивающего учет потребностей и возможностей общества и личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.
Акмепедагогическое знание – научно-педагогическое средство персонифицированной максимизации постановки и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего учет всех нюансов и потребностей, возможностей и способов воспроизводства антропосреды в поликультурной практике верификации качества идей продуктивности, креативности, гуманизма, здоровьесбережения и прочих жизненно важных ориентиров развития общества и личности.
Нормальное распределение способностей и здоровья – априори принимаемое распределение в модели реализации педагогических идей в современной педагогике, выделяющей условно три группы: 1) адаптивная группа обучающихся (5 %), 2) общестатистическая группа обучающихся (90 %), 3) группа одаренных обучающихся (5 %), где для каждой группы обучающихся разрабатывается программно-педагогическое обеспечение курсов современного научного знания.
Возрастосообразность – одно из реализуемых условий продуктивного становления личности, определяющее возраст личности обучающегося (интеллектуальный, биологический (физический), социальный и пр.) базовым ресурсом и механизмом оптимизации качества разработки программно-педагогического обеспечения курсов и дисциплин, реализующих подготовку обучающихся к выполнению определенных задач и функций.
В модели профессионального образования будущие педагоги по физической культуре используют педагогические конструкты и конструкторы для планирования и решения задач социализации и самореализации личности обучающегося.
Педагогические конструкты – это модели-матрицы построения и преобразования объективного знания в педагогике, предопределяющие качество и возможности постановки и решения профессионально-педагогических задач.
Примерами педагогических конструктов в уточнении, детализации и моделировании категориального аппарата современной педагогики могут быть следующие формы:
- процесс (педагогическая деятельность и ее составные определяются через детерминации, в модели которых задействовано понятие педагогический процесс);
- система (составные элементы педагогической деятельности и педагогики как науки могут быть раскрыты в моделях системного подхода, выделяющего педагогическую систему основополагающим элементом всех новообразований и продуктов деятельности общества и личности, включенной в освоение социального (антропологического) знания);
- функция (все педагогические процессы реализуют определенные функции, предопределяющие качество исследуемых компонентов и измеряемых величин современного педагогического знания; примерами могут быть определены «обученность», «обучаемость» и пр.);
- компонент (составная часть определенной педагогической системы или функции, процесса или процедуры);
- единица (составное звено или детерминанта определяемого в педагогике явления);
- процедура (часть реализуемой педагогом деятельности в решении задач современного образования и культуры);
- механизм (определяющий способность реализовывать те или иные функции, процедуры, процессы и прочие составные деятельностно-практической основы педагогической реальности, выявляемой с позиции субъекта-получателя образования и образовательных услуг или с позиции субъекта-организатора и исполнителя педагогической деятельности);
- категория (основное понятие науки или раздела наук);
с другой стороны, – это
- рабочее определение (временно детерминированное понятие, которое используется в процессе решения тех или иных задач современной педагогики);
- широкий смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в макромасштабах описания явления или феномена);
- узкий смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в мезомасштабах описания явления или феномена);
- локальный смысл понятия или явления (детерминанта, определяемая в макромасштабах описания явления или феномена);
- детерминация понятия, построенного с учетом направления современной педагогической методологии (детерминанта, определяемая в контексте моделей и практики использования того или иного методологического подхода, например, аксиологического, акмеологического, гуманистического и пр. подходов) и пр.
Педагогические конструкторы – это совокупность моделей, фасилитирующих решение задач педагогического моделирования и педагогического проектирования в подготовке педагогов к выполнению профессионально-трудовых функций.
Примерами педагогических конструкторов могут быть конструкторы систем принципов любой педагогической категории, например, воспитания, педагогического взаимодействия, социализации, самореализации и прочих категорий современной педагогики.
Практика моделирования конструкторов педагогического взаимодействия и воспитания раскрыта в работах [28-30], необходимость конструкторов систем принципов социализации и самореализации личности – объективна, т.е. выполняемые задачи педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов в программно-педагогическом обеспечении [31-37] определяют потребность моделирования такой формы фасилитации включения будущего педагога в научно-педагогическую практику решения задач развития и саморазвития личности.
В модели разработки конструктора системы принципов социализации и самореализации личности необходимо учитывать направления социализации и самореализации (спорт, искусство, культура, наука и пр.), общепедагогические, частно-дидактические и частно-предметные возможности социализации и самореализации личности.
Разработкой педагогического конструктора системы принципов социализации и самореализации личности мы займемся на следующем этапе нашего исследования.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.