Возможность и специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре – актуальная область профессионально-педагогического исследования, характеризующего уровень развития педагогической науки и практики в верификации особенностей продуктивного становления личности педагога и обучающегося, качество и специфику выбора модели формирования культуры самостоятельной работы в модели современного непрерывного профессионального образования. Практика и модели разделения профессионально-педагогического знания на две диаметрально противоположные основы – практика решения задач развития личности в поликультурном образовании, где нормальное распределение способностей и здоровья [1-2] предопределяют выбор всех составных условий развития личности как ценности и уникальном продукте культуры и образования.
Особенности адаптивного знания – одна из плоскостей профессионально-педагогической деятельности, непосредственно связанная с возможностями развития личности в поликультурном образовательном пространстве, к данным аспектам детерминации и верификации качества развития личности можно отнести возрастные ограничения развивающейся личности (возрастная педагогика), специфику социального самоопределения и решения задач развития личности обучающегося в модели учета социального заказа, потребностей обучающегося, социального статуса родителей и региональных особенностей развития обучающегося (социальная педагогика), теории и практики физического воспитания и физической культуры в современном спорте, культуре и деятельности (педагогика физической культуры и спорта), особенностями гендерного развития (гендерная педагогика и психология), возможностями социализации и самореализации личности в различных направлениях социализации и самореализации (педагогика и психология развития) и т.д.
Качество постановки и решения задач развития личности обучающегося и педагога в модели адаптивного знания [3] напрямую зависит от качества дидактического и программно-педагогического обеспечения, используемых в структуре педагогической практики педагогов и выполнения профессионально-педагогических и профессионально-трудовых функций. Педагогическая деятельность в таком понимании является деятельностью по педагогической поддержке личности со специальными потребностями в образовании и развитии.
Адаптивное знание – это модифицированное и адаптированное знание, определяемое дидактическими и профессионально-педагогическими моделями подготовки для решения профессиональных и социальных задач в образовательной практике личности, включенной в иерархию отношений и ролей, формируемых качеств и ценностей, компетенций и способов воспроизводства благ и продуктов культуры, науки, искусства, спорта.
Адаптивное знание в работе педагога по физической культуре – это профессионально-педагогическое знание, фасилитирующее решение задачи развития личности обучающегося в модели физического воспитания и физической культуры, верифицирующих истинность и возможности физического развития в детерминации и реализации полноценного становления личности в учете возможностей, способностей, приоритетов развития и социального заказа.
Адаптивное знание – сложный инструмент профессионально-педагогического развития и становления, в структуре определения возможностей личности процесс адаптации дидактического материала – ситуативен и индивидуален, – никогда нельзя с полной уверенностью определить – на сколько качественно можно решить ту или иную задачу развития в той или иной выборке обучающихся.
Специфика моделирования адаптивного знания – сложный личностно, социально и технологически обусловленный продукт современного образования. В таком поиске возможность адаптации дидактического материала из учебного пособия в системе инклюзивного образования может быть переведена в модель адаптивного учебного пособия, примерами являются работы [4-9].
Качество решения задач профессионально-педагогического обеспечения курса «Практическая педагогика» – методико-методологическая база для профессионального становления и развития педагога, особенности развития которого имеют определенные физические дефекты, к данной выборке относятся будущие педагоги, обучающиеся по профилю подготовки студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование и студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура, особенности специализации таких студентов определяются параолимпийским движением в нашей стране и за рубежом.
Научно-педагогическая практика верификации качества профессиональной подготовки [10-11] в таком понимании определяется адаптацией дидактического материала и качественного воспроизводства его с измененными свойствами в определяемой системой профессионального образования условиями применения и дополнения, верификации и модификации, обновления и уточнения возможности развития и становления личности в структуре изучения совокупности дисциплин, определяемых стандартами среднего и высшего профессионального образования (подготовка студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура, подготовка студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование и пр.).
Определяя возможность модификации адаптивного знания, необходимо обеспечить будущего педагога эффективной практикой самоанализа деятельности и педагогической рефлексии [12], что предваряется условиями продуктивного применения педагогического моделирования и педагогического проектирования [13-19], обеспечивающих создание нового дидактического знания, качественно визуализирующего уровень возможностей и условий воспроизводства того или иного профессионально-педагогического знания в модели реализуемых компетенций и формируемых ценностей культуры и спорта [20-35].
Акмеверифицированное знание – знание, построенное на основах оптимальных или наивысших результатов практик, методик и технологий педагогической деятельности и культуры, предопределяющих скачкообразные рывки ожидаемых достижений в различных областях науки, искусства, культуры, спорта.
Акмеверифицированное знание в педагогике предопределят качественное включение будущего педагога в учебно-воспитательную, научно-педагогическую, научно-исследовательскую, учебно-методическую, методико-методологическую работу в системе среднего и высшего профессионального образования (подготовка студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура, подготовка студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование и пр.).
Особенности акмеверифицированного знания в практике решения задач развития личности педагога могут быть косвенно определены из работ [36-80]. Примерами практики формирования потребности в акмеверификации качества подготовки будущих педагогов является практика разработки учебных пособий [3-5] и гарантированное, индивидуализированное условие включения будущего педагога в работу над научно-педагогическим исследованием [10, 15-17].
Адаптивная и акмеверифицированная подготовка будущего педагога напрямую связана с качеством решения профессионально-педагогических задач. Возможности перехода с адаптивной подготовки будущего педагога на акмеверифицированную могут быть реализованы в модели непрерывного профессионального образования в рамках коррекции и компенсации психических функций, осуществление которых целостно предопределяет качество включения личности в социальные и профессиональные отношения.
Поясним особенности адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре в структуре высшего профессионально-педагогического образования.
Адаптивная подготовка будущего педагога по физической культуре – это ресурсная база полноценного становления личности, имеющей отклонения в развитии и здоровье, включенной в систему непрерывного профессионального образования и условий развития личности как ценности и продукте культуры и искусства.
Адаптивная подготовка строится на совокупности принципов адаптации, коррекции, фасилитации и педагогической поддержки, обеспечивающих личности уникальную в своей основе систему детерминации и решения определяемых противоречий социального и профессионального генеза.
Система принципов адаптивной подготовки будущего педагога по физической культуре:
- принцип научности в определении и решении поликультурных, мультисредовых и внутриличностных противоречий (противоречий типа «хочу – могу – надо – есть»);
- принцип последовательности, системности, систематичности постановки и решения задач развития, коррекции, адаптации, фасилитации и педагогической поддержки личности, имеющей дефекты развития и здоровья;
- принцип объективности достижений развития, обучения и воспитания личности в модели поликультурного образования;
- принцип формирования устойчивого интереса к обучению и образованию личности обучающегося, имеющего определенные дефекты в развитии и здоровье;
- принцип единства теории и практики в развитии личности, имеющей ограничения в развитии и здоровье;
- принцип акмеологической поддержки личности в решении задач развития и профессионального становления;
- принцип ситуативной коррекции и воспроизводства опыта деятельности и общения в системе образования и досуга, отдыха и взаимодействия;
- принцип единства культуросообразности и природосообразности в определении единства воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации и коррекции всех условий, функций и возможностей личности обучающегося;
- принцип единства общефизической и специальной физической подготовки;
- принцип выравнивания и выращивания личности, имеющей дефекты в развитии и здоровье, в модели акмепедагогического становления и развития;
- принцип ситуативной помощи в определении и решении задач развития, обучения, образования и социализации;
- принцип доступности всех педагогически регламентируемых единиц помощи и поддержки как основа продуктивного становления обучающегося;
- принцип оптимизации выбора методов и форм, педагогических технологий и условий развития личности;
- принцип своевременного развития личности в модели поликультурного образования и самоопределения;
- принцип дихотомии в определении и решении традиционного и инновационного ресурса, фасилитирующего развитие личности обучающегося, имеющего определенные дефекты в развитии и здоровье;
- принцип пролонгации социальной и образовательной помощи инвалидам в модели инклюзивного и непрерывного профессионального образования;
- принцип формирования потребности в самостоятельности и культуре;
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни и активной жизненной позиции;
- принцип доступности и наглядности в организации педагогического взаимодействия педагога с обучающимся, имеющим отклонения в развитии и здоровье;
- принцип мобильности и конкурентоспособности в решении задач профессионального становления обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип качественного обеспечения условий саморазвития и психокоррекции личности обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип разумного использования продуктивного обучения в подготовке обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип аксиолого-акмеологического программирования личности обучающегося в качественной постановке и решении задач развития и саморазвития, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации;
- принцип диалектически определяемых компонентов развития личности в модели целостного педагогического процесса и непрерывного профессионального образования;
- принцип социальной значимости труда в развитии обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип организации досуга и отдыха обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип модернизации условий и практики развития и саморазвития обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье, включенного в систему инклюзивного и профессионального образования;
- принцип учета условий нормального распределения способностей и индивидуальных особенностей обучающегося; имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип состязательности и соревнования в формировании интереса и мотивов деятельности обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип формирования внутренней мотивации деятельности и разумно детерминированного уровня притязаний.
Акмеверифицированная подготовка – практика максимизации качества определяемых и решаемых задач профессиональной деятельности в системе социальных и профессиональных приоритетов развития личности.
Акмеверифицированная подготовка будущего педагога по физической культуре – процесс включения педагога в модель уровневого построения образования и самообразования личности, фасилитирующих полноценное развитие личности в научном поле формируемых интересов и предпочтений, где физическая культуру и физическое воспитание предопределяют качество и возможности развития личности.
Система акмеверификации может быть сведена к специализации в профессиональном образовании, примерами такой практики является выполнение будущим педагогом научной работы, наипростейшим случаем которой является бакалаврская работа.
В структуре оптимизированного поиска акмеверифицированная подготовка будущего педагога по физической культуре строится совершенно по другим принципам педагогического развития и становления, нежели в случае адаптивной подготовки.
К модели акмеверификации можно отнести анализ и практическое раскрытие возможностей самореализации личности педагога по физической культуре в практике поиска высоких достижений педагога и обучающегося. Для качественной оценки такого рода возможности попытаемся проанализировать выделенные нами работы [36-85] в системе научно-педагогических достижений.
В работе Абдурахимова С. М., Зубанова В. П. [36] определены и пояснены педагогические условия социализации и самореализации личности в модели современной педагогики, где социализация и самореализация представляют собой продукты деятельности и культуры, оптимально позволяющие личности решать совокупность противоречий развития и саморазвития в поликультурном, образовательном пространстве. В дополнении работы [36] работы [37, 70] показывает – на сколько качественно заявленные в работе [36] условия влияют на ход развития личности в модели современного уровневого обучения и образования, определяющего курс «Теоретическая педагогика» системной единицей в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре.
Возможности детерминации категории «самореализация» в практике педагогического моделирования здоровьесбережения рассмотрены в работе [38], определяющей специфические особенности подготовки педагогов по физической культуре к осознанной организации продуктивной самореализации личности, включенный в активный поиск оптимальных условий и возможностей развития и самоутверждения, где здоровьесбережению отводят значение конструкта модели саморазвития, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия, гуманизму – роль системной самоорганизации и верификации качества сохранения ценности жизни и личности в ноосфере и пр.
В дополнение к работе [37] статья [39] описывает исследованные на теоретическом уровне особенности уровневого построение изучения дидактического материала курса «История педагогики и образования», систематизируя представления в выделенной области педагогической деятельности с позиции верификации качества современного профессионально-педагогического знания.
Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» отражаются в научной публикации [40], использующей педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в качестве ресурсов создания нового знания, а систему математического обеспечения – возможностью анализа качества постановки и решения задач профессионально-педагогического становления.
Работа [41] отражает аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности, уточнение категориального аппарата определяется базовым условием профессионального, продуктивного становления педагога.
В сборнике статей Международной конференции «Достижения и проблемы современной науки» (Уфа, 28 июля 2015 г.) работа [42] описывает особенности и возможности уточнения категориального аппарата современной педагогики в контексте профессионального становления будущего педагога.
Специфика уточнения категории «социализация» в модели подготовки будущего учителя физической культуры [43] сводится к определению новой формы педагогической модели, фасилитирующей объяснение различных граней социализации личности в модели современных социальных этико-деловых отношений.
Некоторые аспекты социализации и самореализации личности подростка, занимающегося легкой атлетикой, отмечены в работе [44], детализирующей свойства и функции спорта в легкой атлетике как одном из направлений социализации и самореализации личности обучающегося.
Некоторые возможности уточнения категории «самореализация» в структуре педагогики физической культуры и спорта описаны Зубановым В. П., Гайко Н. М. в публикации [45], определяющей в теле своей работы особенности использования педагогического моделирования в уточнении понятийного и категориального аппарата современного научно-педагогического исследования, в качестве примера приведено определение категории «самореализация», фасилитирующее понимание важности процесса самореализации в жизнедеятельности обучающегося, включенного в различные аспекты поликультурных отношений и способов воспроизводства благ и ценностей.
Зубанов В. П., Горбунова Е. С., Зауэр Н. Г. [46] определяют аспекты продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре в системе профессионально-педагогического образования гарантом стабильного развития личности и сохранения профессионально-педагогических ценностей и профессионально-педагогической культуры в реализации условий модификации и индивидуализации подготовки обучающихся.
Зубанов В. П., Егунов В. В., Меркушева Э. А. [47] определяют продуктивную самореализацию обучающегося, занимающегося спортом, как социально-педагогическую проблему, верифицирующую в своем решении качество оказания образовательных услуг и саморазвития личности.
Аспекты реализации идей продуктивности и гуманизма в социализации и самореализации личности обучающегося [48] являются базовыми условиями развития личности в модели современного образования, продуктивность детерминируется как свойство, продукт, ценность; гуманизм как высшая ценность человека культуры; социализация как педагогический процесс верификации возможности включения личности в социальные отношения и приоритеты развития; самореализация как механизм и продукт самостоятельного поиска решений самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, самоутверждения.
Некоторые особенности детерминации категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре, описываемые в работе [49], определяют модель уточнения понятия и пример-детализацию практики использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога по физической культуре.
Зубанов В. П., Карлагачев Д. В., Меркушева Э. А. в работе [50] отражают проблему качества и возможностей решения задач на шкалирование в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре, специфически описывая практику изучения 4-х типов шкал в работе педагога, определяющего учебно-воспитательную деятельность и научно-педагогическую в единстве и многообразии связей и практики.
Квич С. О. и др. в работе [51] детерминируют и описывают аспекты моделирования определений категории «воспитание» в ресурсах культурологического подхода, все определения и условия уточнения категории «воспитание» относятся к продуктивному обучению, условия самореализации личности в системе возможностей педагогического моделирования – это кропотливый труд описания и верификации особенностей педагогического взаимодействия в решении задач развития личности и образования.
В работах Кочадзе К. Д. и др. [52-54] определены продуктивные задачи использования профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре базовыми задачами профессионально-педагогического становления личности, использование педагогического моделирования в которых обусловлено качеством педагогического поиска в модели продуктивного изучения курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы», «История педагогики и образования».
Возможности самореализации личности в системе идей педагогики физической культуры и спорта описаны в работе [55], принимается во внимание, что самореализация как продукт культуры и научно-педагогической практики представляет собой ресурс развития и системы образования, и общества в целом. Специфика педагогического моделирования в системе учета форм словесно-логических моделей обеспечивает педагогов качественно решенной задачей оптимизации коммуникативного потенциала профессионально-педагогических отношений и социально-педагогического развития практики детерминации и верификации качества образовательных услуг на рынке труда.
В многообразии детерминируемых задач кроме словесно-логического моделирования используется структурно-логическое моделирование, практика применения которого выделяется в ресурсах создания логических структур и сложных объектов педагогического моделирования, одной из форм и видов которого является презентация. В таком понимании работа [55] является качественным следствием постановки перехода от словесно-логического моделирования к структурно-логическому моделированию, где качественно и своевременно поставлена и решена задача организации заочных, научно-практических студенческих конференций на факультете физической культуры.
Зубанов В. П., Простева Е. О., Меркушева Э. А. [57] описывают возможности социализации и самореализации личности в спорте в модели учета акмеологического аспекта профессионально-педагогического становления личности. Качество постановки задачи учета акмеологического потенциала спорта – уникально. Все достижения спортсменов – продукт системы педагогики спорта и уникального развития спортсмена. Возможность самореализации и социализации личности в современной научно-педагогической мысли и способах решения заданной проблемы – качественное новообразование педагогической практики и способов решения задач развития личности и образования.
Сусоев О. А. и др. [58-59], используя педагогическое моделирование, уточнили возможности и специфику категориального аппарата современной педагогики в практике работы будущего педагога по физической культуре.
Зубанов В. П., Тумашев М. А., Карпова Т. В. в работе «Некоторые возможности детерминации понятий продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре» [60] описывает поиск педагогов в уточнении качества продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре, уточняют понятие и ставят перспективы дальнейшей работы.
Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре общепедагогического знания [61] представляет интерес с позиции детализации качества описания педагогического процесса, использования возможностей педагогического моделирования в подготовке педагога по физической культуре в структуре общепедагогического знания, возможности продуктивного самовыражения студента в описании особенностей изучаемого явления и процесса.
Работы «Некоторые возможности детерминации и уточнения категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии» [62] и «Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении» [63] определяют возможность словесно-логического моделирования в структуре верификации качества использования педагогического знания в описании и решении противоречий целостного педагогического процесса.
Щукин П. С. и др. [64] в работе «Некоторые аспекты детерминации и исследования качества усвоения основ специальной педагогики будущими педагогами по ФК» описывает особенность адаптивного знания в системе инклюзивного образования как практику реализации идеи равного доступа инвалидов. В статье уточнено понятие «специальное воспитание», характеризующее направленность личности, имеющей дефекты в развитии и здоровье, на формирование социального опыта, научного мировоззрения, формирования потребностей в самовыражении, самореализации, культуре и спорте.
В работах [65-68] определены перспективы построения научно-педагогической практики педагога, включенного в систему освоения совокупности детерминированных ФГОС компетенций. В работах [69, 72, 73, 75, 79, 82] отражается практика моделирования категории «воспитание», в работах [71, 77, 81] – условия и возможности, специфика и нюансы моделирования категории «самореализация», в работе [85] – особенности детерминации категории «саморазвитие», в работах [74, 77, 78, 81] понятие и особенности продуктивного становления педагога в словесно-логических моделях и профессионально-педагогическом кейсе.
Работа Зубанова В.П., Меркушевой Э.А., Бармашова А.Г. [76] «Некоторые аспекты изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология» в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по физической культуре» определяет специфику и уровневое построение изучаемой дисциплины в структуре подготовки педагогов по физической культуре по программам специалитета и бакалавриата.
Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика [84] могут подытожить возможность постановки и решения задач развития личности обучающегося и педагога по физической культуре, качество развития личности – сложная система научно-педагогического исследования и профессионально-педагогической деятельности, предопределяющих в единстве своем уникальный пласт современной педагогики, визуализирующей постановку и решение задач развития личности в ситуативном определении и решении задач социального и профессионального генеза, регламентирующих условия и возможности воспроизводства социального опыта в широком смысле понятия.
Единство адаптивной и акмеверифицированной практики педагога по физической культуре представляет интерес в многомерной модели развития личности, включенной в условия непрерывного профессионального образования, в структуре которого нам в дальнейших работах необходимо учесть такие звенья, как среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование – бакалавриат и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации (44.06.01 Образование и педагогические науки), система повышения квалификации и переподготовки педагогов.
Библиографический список
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студ. пед. вузов спец. «033100 – Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Паршин Ю.А. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57612
- Бойкова И.В., Южанин М.А., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и возможности, теория и практика определения системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4905
- Бойкова И.В., Якушева И.М., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в системе среднего профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12507
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Михалев И.А., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Педагогическое моделирование в детерминации определений категориального аппарата современной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12721
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Абдурахимов С. М., Зубанов В. П. Педагогические условия социализации и самореализации личности в модели современной педагогики // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2015 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2015. С.224-226.
- Абдурахимов С. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика уровневого изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 3-4.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «самореализация» в практике педагогического моделирования здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.142-144.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Уровневое построение изучения дидактического материала курса «История педагогики и образование» как продукт современного профессионально-педагогического знания // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.110-112.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.136-138.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Зубанов В. П., Алеева Т. А. Специфика уточнения категории «социализация» в модели подготовки будущего учителя физической культуры // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.133-135.
- Зубанов В. П., Базарный К. Г. Некоторые аспекты социализации и самореализации личности подростка, занимающегося легкой атлетикой // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.114-115.
- Зубанов В. П., Гайко Н. М. Некоторые возможности уточнения категории «самореализация» в структуре педагогики физической культуры и спорта // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.51-52.
- Зубанов В. П., Горбунова Е. С., Зауэр Н. Г. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре // Закономерности и тенденции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 17 января 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.80-82.
- Зубанов В. П., Егунов В. В., Меркушева Э. А. Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося спортом, как социально-педагогическая проблема // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 февр. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.81-83.
- Зубанов В. П., Егунов В. В., Петухова Н. А. Некоторые аспекты реализации идей продуктивности и гуманизма в социализации и самореализации личности обучающегося // Приоритетные направления развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-109.
- Зубанов В. П., Капризов А. О., Карпова Т. В. Некоторые особенности детерминации категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Инновационное развитие современное науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 7 февраля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.176-178.
- Зубанов В. П., Карлагачев Д. В., Меркушева Э. А. Качество и возможности решения задач на шкалирование в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.62-64.
- Зубанов В. П., Квич С. О., Дьячков В. А. Некоторые аспекты моделирования определений категории «воспитание» в ресурсах культурологического подхода // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 января 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.95-96.
- Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Возможности детерминации категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 115-117.
- Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Возможности моделирования анкет в структуре изучения теоретических основ современной педагогики и социологии спорта // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы студентов-педагогов и обучающихся в структуре моделирования портфолио обучающегося // Наука и технологии в современном обществе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (30-31 марта 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.25-27.
- Зубанов В. П., Ополев Ф. А. Возможности самореализации личности в системе идей педагогики физической культуры и спорта // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.135-137.
- Зубанов В. П., Подсадник И. Г. Специфика организации заочных, научно-практических студенческих конференций на факультете физической культуры // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.110-112.
- Зубанов В. П., Простева Е. О., Меркушева Э. А. Возможности социализации и самореализации личности в спорте: акмеологический аспект // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 января 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.97-98.
- Зубанов В. П., Сусоев О. А. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.117-119.
- Зубанов В. П., Сусоев О. А. Социализация как ресурс развития и самореализации личности в непрерывном профессиональном образовании // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.137-139.
- Зубанов В. П., Тумашев М. А., Карпова Т. В. Некоторые возможности детерминации понятий продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 января 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.207-209.
- Зубанов В. П., Фролов М. П., Седова К. С. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре общепедагогического знания // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 февр. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.115-117.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В. Некоторые возможности детерминации и уточнения категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.119-121.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 73-75.
- Зубанов В. П., Щукин П. С. Некоторые аспекты детерминации и исследования качества усвоения основ специальной педагогики будущими педагогами по ФК // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.116-117.
- Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Зауэр Н. Г. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в структуре реализации идей педагогики физической культуры и спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.) ; отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.25-27.
- Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Карпова Т.В. Некоторые особенности моделирования категории «педагогическое взаимодействие» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.19-17.
- Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Петухова Н. А. Некоторые возможности уточнения понятия «самореализация» в структуре идей педагогики физической культуры и спорта // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 27-28 февр. 2015г.). Уфа: РИО ИЦИПТ,2015.С.51-53.
- Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Седова К. С. Некоторые возможности уточнения понятия «социализация» в структуре идей педагогики физической культуры и спорта // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: матер. Межд. науч.-практ. конф. (16-17 февр. 2015 г.). Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. С.46-48.
- Зубанов В.П., Басалаева А.В., Меркушева Э. А. Возможности исследования качества детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.27-29.
- Зубанов В.П., Воронова К.В., Острякова С. В. Возможности моделирования уровневой технологии изучения темы «методы обучения» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.29-31.
- Зубанов В.П., Егунов В.В., Седова К.С. Детерминация категории «самореализация» в системе знаний педагогики спорта // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (30-31 янв. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.20-22.
- Зубанов В.П., Каминский В. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК в структуре моделирования категории «воспитание» // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 27-28 февр. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.56-58.
- Зубанов В.П., Коломова Е. В. Специфика уточнения идей и практики здоровьесбережения в системе современного воспитания // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 27-28 февр. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.58-60.
- Зубанов В.П., Косоухов В. М. Некоторые особенности моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре // Наука и технологии в современном обществе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.23-25.
- Зубанов В.П., Кочадзе К.Д., Зауэр Н.Г. Некоторые аспекты уточнения и верификации понятия «воспитание» в структуре постановки и решения задач гуманизма // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.22-24.
- Зубанов В.П., Меркушева Э.А., Бармашов А.Г. Некоторые аспекты изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология» в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 (40). С.52-67.
- Зубанов В.П., Ополев Ф.А., Дьячков В. А. Возможности моделирования категории «самореализация» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.) ; отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.31-33.
- Зубанов В.П., Ополев Ф.А., Зауэр Н.Г. Некоторые аспекты уточнения понятия «профессиональная культура педагога по физической культуре» в структуре вузовской подготовки бакалавров // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 16-17 февр. 2015 г.). Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. С.48-50.
- Зубанов В.П., Ополев Ф.А., Карпова Т. В. Некоторые аспекты уточнения понятия «воспитание» в структуре вузовской подготовки бакалавров // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 27-28 февр. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.60-62.
- Зубанов В.П., Ополев Ф.А., Меркушева Э.А. Некоторые аспекты профессионального становления будущего педагога по физической культуре в структуре вузовской подготовки бакалавров // Векторы развития современной науки: матер. Межд. науч.-практ. конф. (30-31 янв. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ,2015.С.24-26.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Сусоев О.А., Карпова Т. В. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре реализации идей педагогики физической культуры и спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.33-35.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Дьячков В.А. Специфика моделирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.29-31.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Зубанов В.П., Чаплыгин С.В., Федорова В. В. Возможности моделирования категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.35-37.