УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Изюрова Марина Вячеславовна1, Бойкова Ирина Васильевна2, Зубанов Владимир Петрович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье определены особенности и описаны условия использования педагогического моделирования в ресурсах подготовки будущих педагогов к организации современного воспитания в модели поликультурного воспитательно-образовательного пространства, построенного на основе ценностей гуманизма и толерантности.

Ключевые слова: гуманизм, культура самостоятельной работы обучающегося и педагога, педагогическое моделирование, продуктивная самореализация, самореализация, социализация


THE SPECIFICITY AND POTENTIAL OF PEDAGOGICAL MODELING TO THE PREPARATION AND ORGANIZATION OF MODERN EDUCATION OF STUDENTS

Isjurova Marina Vyacheslavovna1, Boikova Irina Vasilievna2, Zubanov Vladimir Petrovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of biological sciences, associate professor

Abstract
The article defines the features and describes the conditions of the use of pedagogical modeling resources for training of future teachers to the organization of modern education in the model of multicultural educational space, based on the values of humanism and tolerance.

Keywords: humanism, pedagogical modeling, productive self-realization, self-depending living activities culture of the student and teacher, self-realization, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039 (дата обращения: 20.11.2016).

Качество подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации воспитательной работы в школе – одна из ярких проблем современной профессионально-педагогической деятельности, специфика которой в ресурсах планирования и организации воспитательной работы с обучающимися может быть представлена научной публикацией [1]. Особенности построения классных часов в современной практике педагога по физической культуре определяются интересами педагога в определении и решении задач здоровьесбережения, гуманизма, нравственности, продуктивности и реализации идей поликультурного образования в работе с обучающимся и их родителями, потребностями и возможностями обучающихся усваивать нормы культуры и этики, принимать модели и способы воспроизводства социальных отношений, быть способными к развитию и саморазвитию в различных направлениях социализации и самореализации личности.

Практика верификации качества определения и решения задач развития личности обучающегося в оптимизации возможностей профессионально-педагогической подготовки педагога по физической культуре может быть фасилитирована с использованием технологии системно-педагогического моделирования [2-3], фасилитирующей организацию продуктивной самостоятельной работы в различных направлениях подготовки будущих педагогов и педагогов, включенных в условия непрерывного профессионального образования [4].

Возможности технологии системно-педагогического моделирования позволяют использовать различные методы, средства и формы развития и саморазвития личности в продуктивном поиске оптимальных условий профессионального становления и решения задач современного образования.

Для этого практика репродуктивно-продуктивного познания объективного научного знания кульминируется постановкой и верификацией личностных аспектов развития в модели поликультурного образования, где акмепедагогической и адаптивной составным профессионального знания уделяется достаточное внимание, в таком подходе разрабатываются учебные пособия [5-7, 11] и адаптивные учебные пособия [8-10], обеспечивающие высокий уровень включенности личности обучающегося в продуктивный фасилитированный поиск условий продуктивного развития и становления.

Продуктивная самостоятельная работа [12] и возможности педагогического моделирования [13] позволяют оптимизировать задачу поиска оптимальных условий подготовки педагога по физической культуре к подготовке и организации воспитательной работы в школе. Одной из проблем профессиональной подготовки педагогов к выполнению трудовых профессионально-педагогических функций является качественное изучение общей структуры плана-конспекта классного часа, начиная от постановки цели воспитательного мероприятия и заканчивая анализом реализации плана воспитательного мероприятия в решении задач и цели классного часа и воспитательной работы в ученическом коллективе. Работа по выявлению интересов и потребностей обучающихся в социальных и амкеверифицированных формах сотрудничества и саморазвития – другая проблема образовательной практики. Нет единого решения, годного для всей генеральной совокупности обучающихся образовательного учреждения. Есть практика учета нормального распределения способностей, потребностей и здоровья в определенной выборке обучающихся, объединенных по территориальной или другой специфически детерминируемой особенности развития личности и общества. Интересы и склонности в воспитательной работе с обучающимися современной школы – наисложнейший механизм социализации личности. Качество социализации и конкурентоспособности личности – многомерная функция гуманизации современной практики решения задач развития личности в системе общепедагогического и общечеловеческого позицирования проблем и возможностей их решения.

Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование [14-15] воспитательной работы [16-17] в образовательном учреждении в подготовке педагога по физической культуре имеет свои особенности и возможности, выделим специфические направления решения данных задач в модели продуктивной самореализации личности и своевременной социализации обучающегося:

- специфика работы педагога по физической культуре в амкеверифицированной системе детерминации внутриличностных и поликультурных противоречий определяет функцию социализации и самореализации личности через спорт одной из важных функций в системе социальных отношений и оптимизации модели социализации обучающегося;

- особенности учета нормального распределения способностей, потребностей и возможностей обучающихся в различных направлениях социализации и самореализации, учета акмеверифицированного и адаптивного знания в практике организации самостоятельной работы обучающихся и специфики формирования культуры самостоятельной работы обуславливают ситуативный выбор педагога по физической культуре тематического планирования воспитательной работы с обучающимися определенной возрастной группы;

- социальные и экономические, политические и общекультурные особенности развития ноосферы и антропосреды в модели общеучебной и здоровьесберегающей практике социализации и самореализации развивающейся личности (обучающегося) предопределяют возможность решения задачи педагогического и социального взаимодействия в практике учета ценностей и компетенций, успешности и гибкости, креативности и нравственности;

- возможность акмепрограммирования личности в модели общения и взаимодействия «педагог по ФК и С – обучающийся» предопределяет устойчивость развития личности, качество включения в социальные отношения и выбор способа и модели самоутверждения через продукты жизнедеятельности и профессионального становления;

- учет проблемы безработицы и конкурентоспособности гражданина РФ в определении и верификации возможностей подготовки общего и профессионального образования оптимизирует выбор направления и возможностей развития и саморазвития личности в системе воспитательной и образовательно-трудовой работы;

- детерминация качества развития личности в модели гуманизации современного образования системно модифицирует особенности продуктивного поиска личности возможностей гибкого отношения к различным аспектам поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных ценностей и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр.

Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач формирования культуры самостоятельной работы личности [18-28] обуславливают выбор и оптимизацию практики самореализации личности будущего педагога в модели профессиональной подготовки [29-55].

В современной системе профессионально-педагогической деятельности и культуры профессионального самоопределения обучающегося проблеме воспитательной работы необходимо уделять больше внимания, т.к. неправильная постановка проблемы и неточное, несвоевременное решение могут привести к необратимым последствиям в развитии личности. Качество поиска должно повышаться и системно верифицировать специфику и нюансы развития личности, коллектива и условий воспроизводства социальных и профессиональных отношений. В таком понимании именно классный час как форма организации воспитательной работы в школе позволит не упустить важные условия, механизмы и функции развития личности в модели поликультурного образования и саморазвития, самоутверждения, самореализации личности.


Библиографический список
  1. Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.
  2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  4. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  5. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч.2.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч.3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  10. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  11. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  13. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  14. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  16. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.  410 с.
  17. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы // Вестник педагогических инноваций. 2009. №3 (19). С.68-83.
  18. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т.II. С. 127-131.
  19. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.
  20. Козырева О. А. Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педагогов-психологов // Вестник Вологодского государственного педагогического университета. 2007. №2. С.126-139.
  21. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.  363 с.
  22. Козырева О. А. Особенности моделирования в ресурсах культурологического подхода и условиях непрерывного профессионально-педагогического образования // Культура и образование. 2014. №1. 12 с. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1252
  23. Козырева О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования : учебно-методическое пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА, 2006.  247 с. ISBN 5–85117–235–5.
  24. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С.55-60.
  25. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С.144-149.
  26. Климова О.Н., Гребенщиков К.Т., Горбунова И.А. Возможности моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по физической культуре как профессионально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12394
  27. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
  28. Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
  29. Абдурахимов С. М., Козырева О. А. Некоторые аспекты моделирования категории «воспитание» в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога // Закономерности и тенденции развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 24 апреля 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 34-35.
  30. Агалаков А. А. Некоторые особенности педагогического моделирования в определении категориального аппарата современной педагогики // Научные аспекты современных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.281-282.
  31. Алексеенко А. Е., Козырева О. А. Идея развития в моделировании и уточнении системы принципов воспитания // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 30 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.91-92.
  32. Артюшин К. Ю., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Некоторые аспекты реализации условий акмепедагогики в структуре моделирования профессионально-педагогических презентаций // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С.87-89.
  33. Бабушкин И. А., Козырева О. А. Некоторые условия, специфика и возможности педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» // Инновационное развитие современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 14 апреля 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 11-12.
  34. Басалаева А. В., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «самореализация» в практике педагогического моделирования здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции  (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.142-144.
  35. Бондаренко А. Ю. Специфика и возможности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.127-129.
  36. Борисова М. Т., Ерохин Е. Н., Завьялова Я. Е. Реализация идей гуманизма и продуктивности в моделировании определений категории «воспитание» // Инновационная наука. 2015. №4-2. С. 86-88.
  37. Боровая О. Л. Качество моделирования определений категории «воспитание» в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.88-90.
  38. Буева М. Н., Зауэр Н. Г. Возможности педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сборник статей II Международной научно-практической конференции (Уфа, 22 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.12-13.
  39. Буцыкина Л. Э. Возможности моделировании портфолио обучающихся, занимающихся карате, в уточнении модели самореализации обучающегося // Инновационная наука. 2015. №6-1. С.197-199.
  40. Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
  41. Зиновьев К. О., Кириенко С. А., Козырева О. А. Некоторые возможности моделирования определений категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по ФК // Наука и образование в современной конкурентной среде: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 27-28 февр. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С. 49-51.
  42. Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Возможности моделирования анкет в структуре изучения теоретических основ современной педагогики и социологии спорта // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 апр. 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
  43. Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Карпова Т.В. Некоторые особенности моделирования категории «педагогическое взаимодействие» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Векторы развития современной науки: материалы II Международной научно-практической конфер. (Уфа, 30-31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.19-17.
  44. Зубанов В.П., Косоухов В. М. Некоторые особенности моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре // Наука и технологии в современном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.23-25.
  45. Кириллов А. Е., Аксенова А. Н., Зубанов В. П. Некоторые аспекты моделирования форм воспитания в решении задач здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.148-150.
  46. Котова А. Н. Возможности моделирования и апробации системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Научные аспекты современных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.288-290.
  47. Кропин А. А. Некоторые особенности педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.32-34.
  48. Морозова А. Е. Специфика моделирования понятийного аппарата в структуре изучения педагогических дисциплин // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 июня 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.186-187.
  49. Погосян В. К. Некоторые возможности педагогического моделирования в решении задач развития личности педагога и обучающегося // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.57-58.
  50. Попов И. Н. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании определений категории «воспитание» // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.232-234.
  51. Портышев В. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» // Общество, наука и инновации : сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 04 апреля 2015 г.).  Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 13-15.
  52. Филиппова Ю. О. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.262-264.
  53. Чамжаева А. Н., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Специфика моделирования адаптивного знания в работе педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.163-164.
  54. Чубукова К. Е., Козырева О. А. Некоторые аспекты реализации идей продуктивного становления личности педагога в ресурсах педагогического моделирования // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.153-154.
  55. Чурин Н. А. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по ФК // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.271-273.


Все статьи автора «Изюрова Марина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация