УДК 378.1; 371.3

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ИДЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Саломатин Андрей Геннадьевич2, Саломатина Елена Борисовна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49», г. Новокузнецк, учитель ОБЖ, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье описана практика детерминации и верификации идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования, обеспечивающей качественное формирование культуры самостоятельной работы личности.

Ключевые слова: гуманизм, здоровье, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация, технология системно-педагогического моделирования


DETERMINATION OF THE IDEAS OF THE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN THE MODEL OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Salomatin Andrey Gennadievich2, Salomatina Elena Borisovna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Municipal budgetary educational institution "Secondary school № 49", Novokuznetsk, teacher of basics of life safety, Deputy Director of health and safety

Abstract
The article describes the practice of determination and verification of the ideas of professional self-development of the teacher in the model of continuous professional education resources technology system-pedagogical modeling, providing quality building a culture of independent work of the individual.

Keywords: culture independent work, health, humanism, pedagogical modeling, self-actualization, socialization, the technology of the system-teaching simulation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030 (дата обращения: 29.09.2017).

Определение возможностей профессионального развития и саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования представляет интерес в современной научно-педагогической теории [1-18] и практики решения задач [19-35], детерминируемой нами согласно учета специфики нормативно-правовой базы профессионально-педагогической подготовки [18], направления подготовки [6, 7, 9, 10, 11, 13, 16], формирования культуры самостоятельной работы личности педагога и обучающегося [2, 4, 8], качества изучения базовых курсов педагогики [12, 14, 16] и прочими возможностями постановки и решения задач развития и саморазвития педагогов и обучающихся [19-35].

Для систематизации и детализации возможностей исследования и описания процессов «развитие» и «саморазвитие» в модели профессиональной подготовки педагогов используется практика формирования продуктивной самостоятельности и достаточного уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности.

Самой первой ступенью в подготовке будущих педагогов является изучение курсов педагогического цикла дисциплин [36-48]. Опишем возможности продуктивного поиска педагога-преподавателя по педагогике и студента-педагога в модели продуктивной самостоятельной работы и профессионального развития.

Развитие и саморазвитие будущего педагога в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» – первая ступень в профессиональной подготовке общепедагогического цикла педагогической практики и формирования общей и профессиональной культуры.

Понятие «педагогическая деятельность» в системе профессионально-педагогического знания – полидефинитное понятие. Специфика изучения понятия «педагогическая деятельность» связана с возможностями образовательного пространства организовывать совместную и самостоятельную работу по решению задач детерминации и уточнения понятийного аппарата современной педагогической науки, в структуре которой практикуется единство репродуктивного и продуктивного обучения.

Репродуктивное обучение в классической модели состоит из четырех ступеней: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного дидактического материала, 3) обобщение и систематизация изученного материала, 4) применение [49].

Продуктивное обучение достраивается к репродуктивному через пятую ступень – создание нового. Вследствие заявленной модели продуктивное обучение как ресурс и продукт профессионального саморазвития и самореализации педагога определяет перспективность практики уточнения и детализации любой из моделей педагогической деятельности и целостного педагогического процесса.

В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами изучаются на различном уровне продуктивности понятия «педагогическая деятельность», «педагогическая рефлексия», «педагогическая культура», «педагогическое общение», «культура самостоятельной работы», системно переопределяющие дальнейшую подготовку в модели высшего профессионального образования ступени «бакалавриат» и «магистратура».

В модели продуктивного обучения курс «Введение в педагогическую деятельность» может быть определен двумя составными продуктивных заданий – уточнение понятия изучаемого курса и построение самопрезентации (презентация «Я – профессионал», портфолио, профессионально-педагогический кейс и пр.). Первое задание может быть определено в научно-педагогическую публикацию, второе – в творческую работу, системно определившую педагогическую рефлексию и педагогическое самовыражение будущего педагога в модели продуктивной самореализации, оцениваемой педагогами по различным объективным и субъективным критериям профессионального становления.

Курс «Теоретическая педагогика» – уникальный курс, вобравший воедино все составные педагогической науки, определив теорию первичной функцией профессионального становления педагога. Профессиональное саморазвитие педагога в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» складывается из традиционных разделов современного педагогического знания – это курсы «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения», «Социальная педагогика», «Управление педагогическими (образовательными) системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования». Уникальность заданий для продуктивного уровня определяется спецификой подготовки будущих педагогов, востребованность акмеологических идей развития личности в модели поликультурного непрерывного образования и возможностью решения задач развития личности в традиционной и адаптивной педагогической деятельности.

Курс «Практическая педагогика» – дополняет курс «Теоретическая педагогика» выполнением функции единства теории и практики и верифицирует возможность профессионального становления и профессионального развития в модели высшего профессионально-педагогического образования на ступени подготовки бакалавров.

В структуре изучения курса «Практическая педагогика» изучаются такие компетентны педагогического знания в разделах, как «Педагогические технологии» [44, 47], «Педагогическое проектирование» [43, 46], «Психолого-педагогический практикум» [45, 48], модифицируемые авторами в структуре учета традиционного и адаптивного знания, определяющего возможность равного доступа к профессионально-педагогическому образованию всех категорий обучающихся, в том числе и с особыми потребностями в образовании [46-48].

Работа по моделированию программно-педагогического обеспечения курсов с доступом адаптивных методических и дидактических разработок – одна из проблем современного инклюзивного образования. Возможность ее решения в адаптивном программно-педагогическом обеспечении – одна из реализуемых граней гуманистической парадигмы современного непрерывного образования.

Курсы «Методика воспитательной работы» и «История педагогики и образования» также должны определяться через систему продуктивных заданий, обеспечивающих повышение качества профессионального саморазвития личности педагога в модели современного образования.

Для обеспечения надлежащего качества включения педагога в систему непрерывного профессионального образования необходимо определить в будущих публикациях возможность взаимодополнения и взаимосвязи компетенций среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и компетенций в модели подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), для этого необходимо будет соотнести общие компетенции, общекультурные компетенции и универсальные компетенции в единую структуру профессионального развития и саморазвития педагога.


Библиографический список
  1. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
  2. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
  3. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  4. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  5. Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
  6. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
  7. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  8. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
  9. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  10. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  11. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  12. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  13. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  14. Свинаренко В. Г., Коновалов С. В., Козырева О. А. Специфика и дидактические возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Воронеж, 29 мая 2015 г.). Т. 1 ;  под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 217-221.
  15. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
  16. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
  17. Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
  18. Трофимова И.А., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Некоторые аспекты изучения основ нормативно-правового обеспечения образования будущими педагогами в структуре их общепедагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014.№10(37).С.15-21.
  19. Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.55-62.
  20. Бурдин А. С., Ермилин В. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категорий «самореализация» и «саморазвитие» в структуре занятий регби // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 89-91.
  21. Гартунг А. С., Козырева О. А. Некоторые особенности саморазвития и самоутверждения личности в модели современного образования // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа 10 апреля 2015  г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 75-77.
  22. Зубанов В.П., Чаплыгин С.В., Федорова В. В. Возможности моделирования категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конф.  (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.35-37.
  23. Кагирова Л. М., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в модели современного образования // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 151-153.
  24. Кирьянова Е. А. Некоторые особенности развития и саморазвития личности в структуре изучения профессионально-педагогического знания // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.  С. 75-77.
  25. Лаврищева Н. С., Штанговец О. С. Возможности развития и саморазвития личности в модели здоровьесбережения и формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.122-124.
  26. Окунев Д. О., Байменов М. С. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» и «саморазвитие» в ресурсах занятий самбо // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.221-223.
  27. Сидоренко А. О., Остраницын И. И., Козырева О. А. Возможности исследования самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся тхэквондо // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 декабря 2014 г.).  Уфа: Аэтерна, 2014. С. 61-63.
  28. Сковронская Н. С., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения категории «саморазвитие» в ресурсах подготовки педагогов // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 апреля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 33-35.
  29. Собакарь Е. И. Некоторые условия качественной детерминации понятия «саморазвитие» в структуре подготовки будущих учителей биологии // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 июня 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.241-242.
  30. Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Козырева О. А.  Специфика и возможности детерминации процессов самореализации саморазвития в боксе // Роль науки в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 135-137.
  31. Федотова В. А. Некоторые особенности самосовершенствования и саморазвития обучающихся в настольном теннисе // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.119-121.
  32. Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А.  Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый.  2013.  №6.  С.749-752.
  33. Шилова А. Н. Некоторые особенности саморазвития и самосовершенствования девушек в фигурном катании // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.307-309.
  34. Щербакова Е. Ю. Система принципов воспитания обучающихся в модели развития и саморазвития личности // современное состояние и перспективы развития научной мысли: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.193-195.
  35. Щукин П.С., Платоненко А.И., Зауэр Н.Г. Возможности детерминации категории «социализация», «саморазвитие» и «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Наука, технологии и инновации в современном мире : матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 июля 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С.34-36.
  36. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  37. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  38. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  39. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  40. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  41. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  42. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  43. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  44. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01-Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч.2. Педагогические технологии. Уфа: Аэтерна, 2015. 62 с.
  45. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  46. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015. 48 с.
  47. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  48. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  49. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–309–7.


Все статьи автора «sag-ffk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: