УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА ДЕТЕРМИНАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Коновалов Сергей Валерьевич2, Апанасова Алина Сергеевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, начальник информационно-аналитического отдела Управления научных исследований
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор кафедры физики им. проф. В.М. Финкеля, директор центра коллективного пользования «Материаловедение»
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье определена возможность уточнения понятийного аппарата изучения качества и особенностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы, уточнены понятия «внеучебная деятельность обучающихся сельской школы», «внеучебная работа обучающихся сельской школы», «здоровьесберегающая деятельность обучающихся сельской школы», «научно-исследовательская работа обучающихся сельской школы», определены возможности выбора методов исследования и современной методологии в изучении возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.

Ключевые слова: анкета, анкетирование, внеучебная деятельность обучающихся сельской школы, внеучебная работа обучающихся сельской школы, здоровьесберегающая деятельность обучающихся сельской школы, культура самостоятельной работы обучающегося, научно-исследовательская работа обучающихся сельской школы, образование, обучение, паспорт школы, педагогическая деятельность, педагогические условия, портфолио обучающегося


SPECIFICITY DETERMINATION AND RESEARCH CAPABILITIES OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR, HEALTH-SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK OF STUDENTS OF RURAL SCHOOLS

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Konovalov Sergey Valerievich2, Apanasova Alina Sergeevna3
1National research nuclear University «MEPhI», Moscow, head of information-analytical Department of the office of scientific research
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor, director of the Center for collective use "Materials science"
3Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, student

Abstract
The article defines the possibility of verifying the quality of the conceptual apparatus of the study and the organization of extracurricular opportunities, health-scientific and research work of students of rural schools, refined the concept of "extracurricular activities of students of rural school", "ex-tracurricular activities of students of rural school", "School health activities of students of rural school" "Research work of students of rural schools", defined choice of research techniques and modern methodology in the study of the organization of extracurricular opportunities, health-scientific and research work of students of rural schools.

Keywords: education, educational activities, extracurricular activities of students of rural school extracurricular activities of students of rural schools, health saving activity of rural school students, pedagogical conditions, profile, questioning, school passport, self-study student culture, student portfolio, the research work of students of rural schools, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032 (дата обращения: 30.09.2017).

Теория и практика детерминации категориального аппарата современного профессионально-педагогического знания [1-16] – уникальная область знаний, верифицирующая возможность описания и уточнения исследуемых педагогически детерминируемых и изучаемых явлений и процессов, процедур и механизмов, тенденций и закономерностей.

Современная система воспитательно-образовательной практики реализует в своем поиске оптимальные возможности решения мультисредовых и поликультурных противоречий, специфика которых сводится к учету нормального распределения способностей обучающихся [13] и реализации идей гуманизма и продуктивного самовыражения и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения личности, включенной в активный поиск наилучших условий развития и жизнедеятельности, в структуре педагогической практики и модифицируемой теории мы будем опираться в моделировании понятийного аппарата и уточнении моделей научно-педагогического исследования на работы [1-17], в структуре поиска и оптимизации условий качественного изучения основ подготовки будущего педагога к организации научно-педагогических исследований – на работы [1, 18-26], в структуре моделирования педагогических условий педагогически детерминируемых явлений и процедур – на работы [27-35], в системе исследования специфики моделирования портфолио обучающегося, паспорта школы и профессионально-педагогических кейсов педагогов – на работы [11, 36-43].

Внеучебная деятельность как форма организации педагогического взаимодействия представляет собой совокупность реализуемых функций педагогической деятельности в определении и решении задач развития личности в поликультурном воспитательно-образовательном пространстве. Внеучебная деятельность определяется спецификой развития личности и возможностями социума удовлетворять образовательные и культурно-досуговые потребности обучающихся, включенных в неустанное развитие и формирование внутриличностных структур и качеств, ценностей и приоритетов формирования и развития, компетенций и моделей сотрудничества и сотворчества, социализации и самореализации.

Внеучебная работа – это деятельность обучающегося, реализуемая за пределами образовательного стандарта общего среднего образования, решающего задачи развития личности и адаптации, социализации и самореализации, предопределяющие качество и устойчивость развития, мобильность и конкурентоспособность обучающегося, престиж образовательного учреждения и современного образования.

Внеучебная деятельность обучающихся сельской школы – совокупность внеурочных мероприятий и секций, реализующих идеи и практику свободного воспитательно-образовательного пространства в решении задач продуктивного развития личности обучающегося сельской школы, формирования потребностей в труде и учении, выбора приоритетов развития, социализации, самореализации в модели непрерывного общего и профессионального образования, качественно детерминирующего и решающего задачи развития и мобильности личности на рынке труда и профессиональных отношений.

Внеучебная работа обучающихся сельской школы – выбор одного или нескольких доступных в сельской школе направлений социализации и самореализации в ресурсах верифицируемых образовательных услуг воспитательно-образовательного пространства сельской школы, реализующей идеи всестороннего развития личности и поликультурных отношений в обществе. Внеучебная работа обучающихся сельской школы связана с возможностью педагогов реализовывать те или иные направления социально-педагогической работы с обучающимися, включенными в активный поиск способов и форм, ресурсов и условий продуктивного самовыражения, самоутверждения, саморазвития, самореализации личности.

Здоровьесберегающая деятельность – процесс целостной педагогической подготовки личности обучающегося к осознанному выбору направления развития личности, общих, частно-дидактических и специфических форм, методов, приемов, средств, педагогических технологий решения задач и противоречий развития личности и педагогической системы, определяющей перспективность той или иной формы полисубъектных отношений, предопределяющей качество верифицируемой услуги или продукта сотрудничества и саморазвития.

Здоровьесберегающая деятельность обучающихся сельской школы – продуктивная работа обучающегося по решению выбора специфики, условий и возможностей определения и модификации противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих качество и возможности развития личности, результативность достижения поставленных целей и выбранных вершин ведущей деятельности и хобби, построение и детализацию акметраектории становления, в ресурсах которой здоровье играет базовую роль в оптимизации возможностей развития личности и социально-педагогических отношений.

Научно-исследовательская работа обучающихся сельской школы – практико ориентированная подготовка обучающегося к постановке и решению задач расширения и обогащения знаний антропологического пространства в выделенной области знаний, в ресурсах которой социальный опыт обучающегося является базой для выбора направления и возможности продуктивного становления личности. Чаще всего в организации научно-исследовательской работы обучающихся используются такие учебные дисциплины и предметы, как биологии (ботаника – сельскохозяйственная селекция растений), географии, литературы, истории, физической культуры (туризм, легкая атлетика, игровые виды спорта).

Специфика подготовки к профессионально-педагогической работе педагогов, работающих в сельских школах, заключается в адаптации профессионально-педагогического знания к сформированному и формируемому социальному опыту обучающихся сельских школ, определяющих свои возможности в русле реализуемых направлений подготовки обучающихся, направленных на восполнение и сохранение социальных отношений в селе как единицы социокультурных и национально-региональных отношений.

Исследование структуры педагогического взаимодействия в сельской школе можно осуществить с использованием так называемого «паспорта школы», где будущий педагог или педагог, включенный в работу по определению организационно-педагогической структуры образовательного учреждения, отражает выделенные компоненты, историю, достижения, специфику работы педагогов и условия развития отношений.

Паспорт школы определяется в структуре верификации качества и возможностей профессионально-педагогического взаимодействия и реализации профессионально-трудовых функций педагогов и администрации образовательного учреждения. Практика моделирования паспорта школы в структуре прохождения педагогической практики и изучения курса «Управление педагогическими системами» позволила определить перспективность данной работы в структуре проводимого исследования и отразить специфические продукты воспитательно-образовательной, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, социально-педагогической работы педагогов и обучающихся в модели функционирования сельской школы, которые системно и наглядно определены и уточнены в работе [44].

Возможность исследования качества организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы можно проанализировать на портфолио обучающегося и профессионально-педагогических кейсах педагогов сельской школы, можно использовать метод анкетирования, фасилитирующий выявление специфических закономерностей и тенденций развития организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.

Метод портфолио обучающегося [40-41] позволяет выделить направления внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы, а качество такого рода деятельности определяется в портфолио обучающегося сельской школы по уровню наград и полученных знаков отличия внутришкольного и регионального уровня.

Метод портфолио обучающегося позволяет определять различные направления социально-педагогической практики в постановке и решении задач продуктивной самореализации личности в модели «хочу – могу – надо – есть», где система ограничений и возможностей в полисистемной постановке проблемы поиска оптимального решения предопределяет качество детерминации и решения выявленных противоречий развития личности и педагогических отношений в структуре образовательного учреждения сельской школы.

В структуре моделирования портфолио обучающегося сельской школы могут выделены такие направления анализа и моделирования, как «Моё село», «Природа моего края и села», «Возможности отдыха в селе», «Мои любимые игры на природе», «Я – помощник…», «Я – исследователь», «Я – юный ботаник», «Я – юный историк», «Я и сельское хозяйство», «Моя будущее профессия и моё село» и прочие направления социального досуга обучающихся в выбранном русле социализации и самореализации.

Методы продуктивной педагогики [43] в спектре реализуемых условий продуктивного становления обучающегося и педагога могут быть использованы в любой области предметной и внеучебной работы с обучающимися, многообразие форм и методов продуктивного включения личности в оптимальный поиск условий и возможностей развития и саморазвития предопределяет качество результата организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.

Научно-исследовательская работа может быть организована в современных условиях с использованием новых инфокоммуникационных технологий, позволяющих системно представлять и отображать в ресурсах современного научного знания достижения в той или иной области исследования обучающихся сельской школы, непосредственно связанного с социальной и практико ориентированной постановкой и решением проблемы самореализации и социализации личности обучающегося, влеченного в систему поликультурных воспитательно-образовательных отношений в ресурсах организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Козырева О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования : учебно-методическое пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА, 2006.  247 с. ISBN 5–85117–235–5.
  3. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–226–3.
  4. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  5. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  6. Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005.  216 с.  ISBN 5–85117–125–1.
  7. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с. ISBN 5–85117–088–3.
  8. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+приложение на CD].  ISBN 5–7291–0418–9.
  9. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей.  Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  10. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+прил. на CD].  ISBN 978–5–85117–309–7.
  11. Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–552–7.
  12. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  13. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  14. Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
  15. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  16. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  17. Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделу «Теория воспитания» : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология» отделения заочного обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2004.  71 с.  ISBN 5–85117–199–5.
  18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  19. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  20. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  21. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  22. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  23. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  24. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  25. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  26. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  27. Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник.  2014.  №2.  С. 14-16.
  28. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  29. Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю.  Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА.  2014.  №1.  С. 253-255.
  30. Коновалов С. В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5.
  31. Коновалов С.В., Бойкова И.В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5.
  32. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5.
  33. Криулькин И. В., Шалунов В. В., Козырева О. А.  Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби  // Молодой ученый. 2013. №4. С. 570-573.
  34. Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
  35. Шалунов Н.В., Ермилин В.В., Козырева О.А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6.С.749-752.
  36. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978-5-7148-0378-9.
  37. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С.140-143.
  38. Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации.  2014.  № 12(16). С. 11-16.
  39. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  40. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы  // Europan Soucial Science Jornal. 2011.  №6.  С.210-217.
  41. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
  42. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  43. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  44. Козырева О. А., Апанасова А. С. Специфика организации педагогического взаимодействия в сельской школе как социально-педагогическая проблема // Innovative processes in economic, social and spiritual spheres of life of society : materials of the IV international scientific conference on May 25–26, 2014. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014.  P. 144-145.


Все статьи автора «Апанасова Алина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: