Теория и практика детерминации категориального аппарата современного профессионально-педагогического знания [1-16] – уникальная область знаний, верифицирующая возможность описания и уточнения исследуемых педагогически детерминируемых и изучаемых явлений и процессов, процедур и механизмов, тенденций и закономерностей.
Современная система воспитательно-образовательной практики реализует в своем поиске оптимальные возможности решения мультисредовых и поликультурных противоречий, специфика которых сводится к учету нормального распределения способностей обучающихся [13] и реализации идей гуманизма и продуктивного самовыражения и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения личности, включенной в активный поиск наилучших условий развития и жизнедеятельности, в структуре педагогической практики и модифицируемой теории мы будем опираться в моделировании понятийного аппарата и уточнении моделей научно-педагогического исследования на работы [1-17], в структуре поиска и оптимизации условий качественного изучения основ подготовки будущего педагога к организации научно-педагогических исследований – на работы [1, 18-26], в структуре моделирования педагогических условий педагогически детерминируемых явлений и процедур – на работы [27-35], в системе исследования специфики моделирования портфолио обучающегося, паспорта школы и профессионально-педагогических кейсов педагогов – на работы [11, 36-43].
Внеучебная деятельность как форма организации педагогического взаимодействия представляет собой совокупность реализуемых функций педагогической деятельности в определении и решении задач развития личности в поликультурном воспитательно-образовательном пространстве. Внеучебная деятельность определяется спецификой развития личности и возможностями социума удовлетворять образовательные и культурно-досуговые потребности обучающихся, включенных в неустанное развитие и формирование внутриличностных структур и качеств, ценностей и приоритетов формирования и развития, компетенций и моделей сотрудничества и сотворчества, социализации и самореализации.
Внеучебная работа – это деятельность обучающегося, реализуемая за пределами образовательного стандарта общего среднего образования, решающего задачи развития личности и адаптации, социализации и самореализации, предопределяющие качество и устойчивость развития, мобильность и конкурентоспособность обучающегося, престиж образовательного учреждения и современного образования.
Внеучебная деятельность обучающихся сельской школы – совокупность внеурочных мероприятий и секций, реализующих идеи и практику свободного воспитательно-образовательного пространства в решении задач продуктивного развития личности обучающегося сельской школы, формирования потребностей в труде и учении, выбора приоритетов развития, социализации, самореализации в модели непрерывного общего и профессионального образования, качественно детерминирующего и решающего задачи развития и мобильности личности на рынке труда и профессиональных отношений.
Внеучебная работа обучающихся сельской школы – выбор одного или нескольких доступных в сельской школе направлений социализации и самореализации в ресурсах верифицируемых образовательных услуг воспитательно-образовательного пространства сельской школы, реализующей идеи всестороннего развития личности и поликультурных отношений в обществе. Внеучебная работа обучающихся сельской школы связана с возможностью педагогов реализовывать те или иные направления социально-педагогической работы с обучающимися, включенными в активный поиск способов и форм, ресурсов и условий продуктивного самовыражения, самоутверждения, саморазвития, самореализации личности.
Здоровьесберегающая деятельность – процесс целостной педагогической подготовки личности обучающегося к осознанному выбору направления развития личности, общих, частно-дидактических и специфических форм, методов, приемов, средств, педагогических технологий решения задач и противоречий развития личности и педагогической системы, определяющей перспективность той или иной формы полисубъектных отношений, предопределяющей качество верифицируемой услуги или продукта сотрудничества и саморазвития.
Здоровьесберегающая деятельность обучающихся сельской школы – продуктивная работа обучающегося по решению выбора специфики, условий и возможностей определения и модификации противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих качество и возможности развития личности, результативность достижения поставленных целей и выбранных вершин ведущей деятельности и хобби, построение и детализацию акметраектории становления, в ресурсах которой здоровье играет базовую роль в оптимизации возможностей развития личности и социально-педагогических отношений.
Научно-исследовательская работа обучающихся сельской школы – практико ориентированная подготовка обучающегося к постановке и решению задач расширения и обогащения знаний антропологического пространства в выделенной области знаний, в ресурсах которой социальный опыт обучающегося является базой для выбора направления и возможности продуктивного становления личности. Чаще всего в организации научно-исследовательской работы обучающихся используются такие учебные дисциплины и предметы, как биологии (ботаника – сельскохозяйственная селекция растений), географии, литературы, истории, физической культуры (туризм, легкая атлетика, игровые виды спорта).
Специфика подготовки к профессионально-педагогической работе педагогов, работающих в сельских школах, заключается в адаптации профессионально-педагогического знания к сформированному и формируемому социальному опыту обучающихся сельских школ, определяющих свои возможности в русле реализуемых направлений подготовки обучающихся, направленных на восполнение и сохранение социальных отношений в селе как единицы социокультурных и национально-региональных отношений.
Исследование структуры педагогического взаимодействия в сельской школе можно осуществить с использованием так называемого «паспорта школы», где будущий педагог или педагог, включенный в работу по определению организационно-педагогической структуры образовательного учреждения, отражает выделенные компоненты, историю, достижения, специфику работы педагогов и условия развития отношений.
Паспорт школы определяется в структуре верификации качества и возможностей профессионально-педагогического взаимодействия и реализации профессионально-трудовых функций педагогов и администрации образовательного учреждения. Практика моделирования паспорта школы в структуре прохождения педагогической практики и изучения курса «Управление педагогическими системами» позволила определить перспективность данной работы в структуре проводимого исследования и отразить специфические продукты воспитательно-образовательной, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, социально-педагогической работы педагогов и обучающихся в модели функционирования сельской школы, которые системно и наглядно определены и уточнены в работе [44].
Возможность исследования качества организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы можно проанализировать на портфолио обучающегося и профессионально-педагогических кейсах педагогов сельской школы, можно использовать метод анкетирования, фасилитирующий выявление специфических закономерностей и тенденций развития организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.
Метод портфолио обучающегося [40-41] позволяет выделить направления внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы, а качество такого рода деятельности определяется в портфолио обучающегося сельской школы по уровню наград и полученных знаков отличия внутришкольного и регионального уровня.
Метод портфолио обучающегося позволяет определять различные направления социально-педагогической практики в постановке и решении задач продуктивной самореализации личности в модели «хочу – могу – надо – есть», где система ограничений и возможностей в полисистемной постановке проблемы поиска оптимального решения предопределяет качество детерминации и решения выявленных противоречий развития личности и педагогических отношений в структуре образовательного учреждения сельской школы.
В структуре моделирования портфолио обучающегося сельской школы могут выделены такие направления анализа и моделирования, как «Моё село», «Природа моего края и села», «Возможности отдыха в селе», «Мои любимые игры на природе», «Я – помощник…», «Я – исследователь», «Я – юный ботаник», «Я – юный историк», «Я и сельское хозяйство», «Моя будущее профессия и моё село» и прочие направления социального досуга обучающихся в выбранном русле социализации и самореализации.
Методы продуктивной педагогики [43] в спектре реализуемых условий продуктивного становления обучающегося и педагога могут быть использованы в любой области предметной и внеучебной работы с обучающимися, многообразие форм и методов продуктивного включения личности в оптимальный поиск условий и возможностей развития и саморазвития предопределяет качество результата организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.
Научно-исследовательская работа может быть организована в современных условиях с использованием новых инфокоммуникационных технологий, позволяющих системно представлять и отображать в ресурсах современного научного знания достижения в той или иной области исследования обучающихся сельской школы, непосредственно связанного с социальной и практико ориентированной постановкой и решением проблемы самореализации и социализации личности обучающегося, влеченного в систему поликультурных воспитательно-образовательных отношений в ресурсах организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования : учебно-методическое пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 247 с. ISBN 5–85117–235–5.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–226–3.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005. 216 с. ISBN 5–85117–125–1.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
- Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделу «Теория воспитания» : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология» отделения заочного обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2004. 71 с. ISBN 5–85117–199–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник. 2014. №2. С. 14-16.
- Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник. 2014. №3. С. 22-24.
- Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА. 2014. №1. С. 253-255.
- Коновалов С. В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5.
- Коновалов С.В., Бойкова И.В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5.
- Криулькин И. В., Шалунов В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби // Молодой ученый. 2013. №4. С. 570-573.
- Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
- Шалунов Н.В., Ермилин В.В., Козырева О.А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6.С.749-752.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С.140-143.
- Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 11-16.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О. А., Апанасова А. С. Специфика организации педагогического взаимодействия в сельской школе как социально-педагогическая проблема // Innovative processes in economic, social and spiritual spheres of life of society : materials of the IV international scientific conference on May 25–26, 2014. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. P. 144-145.