Определение возможностей профессионального развития и саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования представляет интерес в современной научно-педагогической теории [1-18] и практики решения задач [19-35], детерминируемой нами согласно учета специфики нормативно-правовой базы профессионально-педагогической подготовки [18], направления подготовки [6, 7, 9, 10, 11, 13, 16], формирования культуры самостоятельной работы личности педагога и обучающегося [2, 4, 8], качества изучения базовых курсов педагогики [12, 14, 16] и прочими возможностями постановки и решения задач развития и саморазвития педагогов и обучающихся [19-35].
Для систематизации и детализации возможностей исследования и описания процессов «развитие» и «саморазвитие» в модели профессиональной подготовки педагогов используется практика формирования продуктивной самостоятельности и достаточного уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности.
Самой первой ступенью в подготовке будущих педагогов является изучение курсов педагогического цикла дисциплин [36-48]. Опишем возможности продуктивного поиска педагога-преподавателя по педагогике и студента-педагога в модели продуктивной самостоятельной работы и профессионального развития.
Развитие и саморазвитие будущего педагога в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» – первая ступень в профессиональной подготовке общепедагогического цикла педагогической практики и формирования общей и профессиональной культуры.
Понятие «педагогическая деятельность» в системе профессионально-педагогического знания – полидефинитное понятие. Специфика изучения понятия «педагогическая деятельность» связана с возможностями образовательного пространства организовывать совместную и самостоятельную работу по решению задач детерминации и уточнения понятийного аппарата современной педагогической науки, в структуре которой практикуется единство репродуктивного и продуктивного обучения.
Репродуктивное обучение в классической модели состоит из четырех ступеней: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного дидактического материала, 3) обобщение и систематизация изученного материала, 4) применение [49].
Продуктивное обучение достраивается к репродуктивному через пятую ступень – создание нового. Вследствие заявленной модели продуктивное обучение как ресурс и продукт профессионального саморазвития и самореализации педагога определяет перспективность практики уточнения и детализации любой из моделей педагогической деятельности и целостного педагогического процесса.
В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами изучаются на различном уровне продуктивности понятия «педагогическая деятельность», «педагогическая рефлексия», «педагогическая культура», «педагогическое общение», «культура самостоятельной работы», системно переопределяющие дальнейшую подготовку в модели высшего профессионального образования ступени «бакалавриат» и «магистратура».
В модели продуктивного обучения курс «Введение в педагогическую деятельность» может быть определен двумя составными продуктивных заданий – уточнение понятия изучаемого курса и построение самопрезентации (презентация «Я – профессионал», портфолио, профессионально-педагогический кейс и пр.). Первое задание может быть определено в научно-педагогическую публикацию, второе – в творческую работу, системно определившую педагогическую рефлексию и педагогическое самовыражение будущего педагога в модели продуктивной самореализации, оцениваемой педагогами по различным объективным и субъективным критериям профессионального становления.
Курс «Теоретическая педагогика» – уникальный курс, вобравший воедино все составные педагогической науки, определив теорию первичной функцией профессионального становления педагога. Профессиональное саморазвитие педагога в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» складывается из традиционных разделов современного педагогического знания – это курсы «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения», «Социальная педагогика», «Управление педагогическими (образовательными) системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования». Уникальность заданий для продуктивного уровня определяется спецификой подготовки будущих педагогов, востребованность акмеологических идей развития личности в модели поликультурного непрерывного образования и возможностью решения задач развития личности в традиционной и адаптивной педагогической деятельности.
Курс «Практическая педагогика» – дополняет курс «Теоретическая педагогика» выполнением функции единства теории и практики и верифицирует возможность профессионального становления и профессионального развития в модели высшего профессионально-педагогического образования на ступени подготовки бакалавров.
В структуре изучения курса «Практическая педагогика» изучаются такие компетентны педагогического знания в разделах, как «Педагогические технологии» [44, 47], «Педагогическое проектирование» [43, 46], «Психолого-педагогический практикум» [45, 48], модифицируемые авторами в структуре учета традиционного и адаптивного знания, определяющего возможность равного доступа к профессионально-педагогическому образованию всех категорий обучающихся, в том числе и с особыми потребностями в образовании [46-48].
Работа по моделированию программно-педагогического обеспечения курсов с доступом адаптивных методических и дидактических разработок – одна из проблем современного инклюзивного образования. Возможность ее решения в адаптивном программно-педагогическом обеспечении – одна из реализуемых граней гуманистической парадигмы современного непрерывного образования.
Курсы «Методика воспитательной работы» и «История педагогики и образования» также должны определяться через систему продуктивных заданий, обеспечивающих повышение качества профессионального саморазвития личности педагога в модели современного образования.
Для обеспечения надлежащего качества включения педагога в систему непрерывного профессионального образования необходимо определить в будущих публикациях возможность взаимодополнения и взаимосвязи компетенций среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и компетенций в модели подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), для этого необходимо будет соотнести общие компетенции, общекультурные компетенции и универсальные компетенции в единую структуру профессионального развития и саморазвития педагога.
Библиографический список
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В. Г., Коновалов С. В., Козырева О. А. Специфика и дидактические возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Воронеж, 29 мая 2015 г.). Т. 1 ; под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 217-221.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Трофимова И.А., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Некоторые аспекты изучения основ нормативно-правового обеспечения образования будущими педагогами в структуре их общепедагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014.№10(37).С.15-21.
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.55-62.
- Бурдин А. С., Ермилин В. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категорий «самореализация» и «саморазвитие» в структуре занятий регби // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 89-91.
- Гартунг А. С., Козырева О. А. Некоторые особенности саморазвития и самоутверждения личности в модели современного образования // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа 10 апреля 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 75-77.
- Зубанов В.П., Чаплыгин С.В., Федорова В. В. Возможности моделирования категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.35-37.
- Кагирова Л. М., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в модели современного образования // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 151-153.
- Кирьянова Е. А. Некоторые особенности развития и саморазвития личности в структуре изучения профессионально-педагогического знания // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 75-77.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С. Возможности развития и саморазвития личности в модели здоровьесбережения и формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.122-124.
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» и «саморазвитие» в ресурсах занятий самбо // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.221-223.
- Сидоренко А. О., Остраницын И. И., Козырева О. А. Возможности исследования самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся тхэквондо // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 декабря 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 61-63.
- Сковронская Н. С., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения категории «саморазвитие» в ресурсах подготовки педагогов // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 апреля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 33-35.
- Собакарь Е. И. Некоторые условия качественной детерминации понятия «саморазвитие» в структуре подготовки будущих учителей биологии // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 июня 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.241-242.
- Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминации процессов самореализации саморазвития в боксе // Роль науки в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 135-137.
- Федотова В. А. Некоторые особенности самосовершенствования и саморазвития обучающихся в настольном теннисе // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.119-121.
- Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6. С.749-752.
- Шилова А. Н. Некоторые особенности саморазвития и самосовершенствования девушек в фигурном катании // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.307-309.
- Щербакова Е. Ю. Система принципов воспитания обучающихся в модели развития и саморазвития личности // современное состояние и перспективы развития научной мысли: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.193-195.
- Щукин П.С., Платоненко А.И., Зауэр Н.Г. Возможности детерминации категории «социализация», «саморазвитие» и «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Наука, технологии и инновации в современном мире : матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 июля 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С.34-36.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01-Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч.2. Педагогические технологии. Уфа: Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.