Социализация и самореализация личности как процесс и явление современной социальной педагогики в модели общепедагогического знания и конструктах современной педагогической методологии [1-26] могут быть определены и уточнены с использованием основ педагогического моделирования в структуре использования технологии системно-педагогического моделирования и программно-педагогического обеспечения изучения курсов современного профессионально-педагогического знания.
Определив в качестве примеров решения задач педагогического моделирования и уточнения категориального аппарата современной педагогики работы [27-41], уточним категории «социализация» и «самореализация» в моделях общепедагогического знания и моделей современной педагогической методологии.
Социализация с точки зрения адаптивного подхода – процесс приспособления личности к социальным нормам и канонам сотрудничества, сотворчества, общения и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях, способах решения задач развития личности в системе социальных институтов и выполняемых социальных ролей, определяемых в контексте адаптивного и акмепедагогического знания.
Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс верификации условий и возможностей формирования опыта социальных отношений и самоутверждения личности в акмепедагогической практике определения и решения задач и противоречий самореализации и самосовершенствования личности в моделях деятельности и общения, предопределяющих успешное включение в социальные отношения и микро-, мезо-, макрогрупповые формы сотрудничества и сотворчества.
Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс оптимизации условий и возможностей развития личности в моделях социальных отношений и оптимизации социальных ролей и приоритетов развития личности и общества в целом, визуально доказывающих состоятельность идеи эволюции антропосреды через решение противоречий и задач гуманизации и продуктивности выбора личности и общества в синергетически контролируемом и верифицируемом способе познания и преобразования научно-педагогических особенностей воспроизводства описываемого явления и процесса.
Социализация с точки зрения антропологического подхода – процесс антропологически обусловленного развития личности в социуме, предопределяющий успешное освоение опыта социальных отношений и своевременное обновление социальных ролей и связей в конструктах деятельности и общения, предопределяющих продуктивность выбора и решения задач развития личности и общества в целом.
Социализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения модели формирования социального опыта и научного мировоззрения в конструктах научного знания и здоровьесберегающих способах решения задач и противоречий развития личности и общества.
Социализация с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания и преобразования объективного внутреннего мира личности и социального пространства, располагающих к синергетической коррекции выбора способов, форм, условий, практики и технологий решения задач и проблем современного профессионально-педагогического знания.
Социализация с точки зрения графологического подхода – процесс визуальной коррекции и оптимизации выбора решений формирования социального опыта личности, включенной в решение микро-, мезо-, макрогрупповых способов познания и решения задач развития и самоутверждения, самореализации и самоактуализации.
Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования опыта социальных отношений в практике оптимизации выбора личности и общества идей гуманизации всех сфер человекознания, обеспечивающих успешность развития в микро-, мезо- и макродетерминантах социального и профессионально-педагогического знания.
Социализация с точки зрения деятельностного подхода – процесс реализации модели формирования научного мировоззрения личности в конструктах и функциональных системах жизнеобеспечения общества, реализующий способность объективных измерений и определения, верификации и оптимизации связей деятельностно-оценочного управления качеством описываемого процесса.
Социализация с точки зрения диалектического подхода – процесс верификации идей развития в решении задач современной культуры и образования, определяющих три закона диалектики базовыми механизмами решения противоречий и проблем, определяемых в конструктах микро-, мезо-, макрогрупповых отношений и способов решения детерминируемых возможностей формирования социального опыта, мировоззрения, социальных ролей и способов самоутверждения.
Социализация с точки зрения диалогического подхода – процесс формирования потребности в общении, гарантирующий успешное решение задач формирования социального опыта, мировоззрения, способности быть включенным в социум как гарант стабильного воспроизводства условий и ресурсов самосохранения личности и антропосреды, реализующей условия развития и созидания.
Социализация с точки зрения дихотомического подхода – процесс сочетания традиционных и инновационных форм и методов решения проблем формирования социального опыта в модели развития личности в системе социальных институтов и образования, гарантирующих личности и обществу соблюдение норм и правил этики и культуры, предопределяющих успешное развитие личности и общества, реализующих условия воспроизводства и развития антропопространства и ноосферы.
Социализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс определения конструктов развития личности и антропосистемы в иерархии ценностей и культуры здоровья, предопределяющих успешное решение всех поликультурных и антропологически обусловленных проблем, задач, дилемм и пр.
Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс определения возможностей информационного поля в конструктивных преобразованиях внутреннего мира личности и способов решения задач социального воспроизводства эталонов и продуктов культуры, науки, искусства, этики и пр. направлений воспроизводства антропологически обусловленного уровня развития общества.
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс исторически сложившегося отношения к решению задач развития личности в модели воспроизводства социального опыта и культуры деятельности и общения, системно обеспечивающих личность и общество всеми необходимыми продуктами и средствами воспроизводства уровня развития антропосреды и ноосферы.
Социализация с точки зрения культурологического подхода – процесс персонифицированного включения личности в систему приоритетов и условий развития и самоутверждения в иерархии и модели социально значимых решений выбора продуктивных отношений, гуманизации всех сфер развития личности и общества, визуализации наиболее успешных примеров построения и уточнения описываемого явления и процесса.
Социализация с точки зрения лексического подхода – процесс формирования лексически грамотного представления данных об объективных явлениях и процессах, в структуре которых формируется социальный опыт личности и мировоззрение, способность к рефлексии и мониторингу, коррекции и оптимизации описываемого процесса.
Социализация с точки зрения мультисредового подхода – процесс мультикультурного становления личности в иерархии формируемых смыслов, мотивов, целей, ценностей, компетенций, определяющих успешность главным показателем истинности развития личности и системы социальных отношений.
Социализация с точки зрения поликультурного подхода – процесс унификации формирования социального опыта личности в модели поликультурных отношений и способов решения задач развития.
Социализация с точки зрения полисистемного подхода – процесс поливариативных преобразований внутреннего мира личности и опыта социальных отношений, определяющих личность главной ценностью и продуктом развития антропосреды, гарантирующей успешное развитие личности и общества в моделях деятельности и общения, сотрудничества и сотворчества.
Социализация с точки зрения синергетического подхода – процесс оптимизации условий и возможностей развития личности в антропосреде, синергетическая коррекция и самоорганизация составных которого является уникальным явлением и продуктом эволюции антропопространства.
Социализация с точки зрения системного подхода – процесс системного поиска оптимальных возможностей формирования социального опыта личности в модели учета нормального распределения способностей и здоровья, предопределяющего качество включения личности в социальные отношения и способы самоутверждения личности в продуктах деятельности и общения.
Социализация с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора направления формирования социального опыта и приоритетов развития личности в модели культуры и искусства, спорта и науки, гарантирующих успешное воспроизводство уровня развития антропосреды и ноосферы.
Социализация с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования словарного запаса личности и общества, обеспечивающих оптимальными условиями развития и самоутверждения, самовыражения и самосовершенствования личность и общество, все механизмы оценки качества в которых определяются в конструктах успешности и конкурентоспособности личности и общества в целом.
Самореализация с точки зрения адаптивного подхода – процесс решения задач продуктивного самовыражения личности в качественных идеальных и материальных продуктах, определяемых в конструктах педагогического знания и ресурсах самосохранения и самоорганизации в адаптивном или акмепедагогическом поиске и решении задач описываемого процесса.
Самореализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверифицированного решения задач продуцирования идеальных и материальных средств и продуктов деятельности и общения личностью, включенной в систему приоритетов и способов решения социально описываемых и модифицируемых задач и противоречий целостного развития личности и антропопространства.
Самореализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс реализации идей и условий развития личности и общества в социально значимых и конкурентоспособных продуктах и услугах, определяемых в системе трудовых норм и гражданского права.
Самореализация с точки зрения антропологического подхода – процесс верификации качества определяемых в модели деятельности и общения продуктов, обеспечивающих личность и общество уникальными и унифицированными механизмами, функциями, условиями и средствами воспроизводства уровня культуры и развития антропосреды.
Самореализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс познания возможностей развития личности и общества в реализуемых государственной системой способах и технологиях социального воспроизводства уровня развития общества и культуры, спорта и науки, совокупность которых представляется в уровне развития антропопространства и ноосферы.
Самореализация с точки зрения гносеологического подхода – процесс уточнения механизмов продуктивного решения задач развития личности и общества в системе общедетерминированных возможностей антропосреды в конструктах «наука», «культура», «спорт», «искусство», системно детализирующих практику верификации качества самосохранения антропосреды и личности в создаваемых условиях и средствах деятельности и общения личности и социума.
Самореализация с точки зрения графологического подхода – процесс определения возможностей продуктивных решений развития личности в модели деятельности и общения, реализующих условия воспроизводства уровня развития антропосреды в направлении оценки качества таких показателей, как «наука», «культура», «спорт», «искусство», где визуализация и иллюстрация являются оптимальными механизмами познания и преобразования качества описываемого процесса.
Самореализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс реализации гуманистической парадигмы современного непрерывного образования в решении задач развития и продуцирования идеальных и материальных объектов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений социально значимых приоритетов становления личности и развития общества.
Самореализация с точки зрения деятельностного подхода – процесс решения задач развития и самоутверждения личности через продукты деятельности и общения, предопределяющие успешное включение личности в иерархию мотивов, целей, ценностей и способов преобразования объективного в антропосреде.
Самореализация с точки зрения диалектического подхода – процесс развития качества решения задач продуцирования личностью различных объектов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта, в совокупности обеспечивающих самосохранение личности и антропопространства.
Самореализация с точки зрения диалогического подхода – процесс решения задач диалогического воспроизводства возможностей решения задач профессионально-трудовых отношений и способов оптимизации качества продуктов деятельности и общения, выделяемых в микро-, мезо-, макроконструктах оценки качества организуемого процесса.
Самореализация с точки зрения дихотомического подхода – процесс дуалистического определения и решения задач продуцирования в модели развития личности и общества, антропосреды и ноосферы.
Самореализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования смыслов и ценностей здоровьесбережения, предопределяющий качество создания продуктов деятельности личностью, включенной в социально-профессиональные отношения.
Самореализация с точки зрения информационного подхода – процесс информационного осмысления возможности реализации качества выбора условий и практики решения продуктивного самоутверждения личности в модели деятельности и общения, сотрудничества и сотворчества.
Самореализация с точки зрения исторического подхода – процесс исторически детерминированного определения возможностей и способностей личности определять и решать задачи на качественном или продуктивном уровне сложности, предопределяющий успешное развитие личности в системе приоритетов и условий воспроизводства антропознания, системно детализирующий практику оптимизации качества современного образования и выполнения профессионально-трудовых функций.
Самореализация с точки зрения культурологического подхода – процесс верификации качества решения задач развития и самоутверждения личности в модели культуры и деятельности, системно предопределяющий успешное развитие воспроизводимых товаров и услуг в системе профессионально-трудовых отношений личности.
Самореализация с точки зрения лексического подхода – процесс обогащения личности и общества словесно-логическими моделями, используемыми для самовыражения личности и удовлетворения потребностей личности и общества в продуктах искусства, культуры и прочих направлений социализации и самоутверждения личности.
Самореализация с точки зрения мультисредового подхода – процесс многомерной оценки качества решения задач самоутверждения личности через идеальные и материальные продукты деятельности и общения, востребованные в мультисредовых отношениях.
Самореализация с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации качества продуцирования средств и объектов антропосреды, регламентируемый всеми условиями и возможностями самосохранения, самовыражения и самоидентификации личности в обществе.
Выделенные детерминации могут быть востребованы при организации внеурочной работы с обучающимися, включенными в активный поиск условий и возможностей социализации и самореализации.
Библиографический список
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с. ISBN 978-5-906806-40-6.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с. ISBN 978-5-906806-37-6.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с. ISBN 978-5-906806-38-3.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430