САМОРАЗВИТИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Похоруков Олег Юрьевич1, Галеева Дарья Ренатовна2, Похорукова Екатерина Олеговна3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье описаны возможности детерминации будущими педагогами по физической культуре категории «саморазвитие», представлена возможность уточнения категориального аппарата современной педагогики в структуре подготовки педагогов на ступени образования бакалавриата. Определены особенности изучения категории «саморазвитие» в модели профессионального образования в структуре изучения курсов «Практическая педагогика» и «Теоретическая педагогика». Таким образом, курс «Практическая педагогика» в структуре трех разделов обеспечивает в формировании заявленных стандартом компетенций все возможности научной педагогики, гарантирующие в решении задач детерминации категориального аппарата качественное уточнение понятийного аппарата педагогического знания, основы педагогического моделирования и педагогического проектирования, определение и решения задач, непосредственно связанных с профессионально-трудовыми функциями и формируемыми компетенциями.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, саморазвитие, самореализация, социализация, Физическая культура, физическое воспитание


PERSONAL DEVELOPMENT IN THE MODEL OF SOCIAL PEDAGOGY AND PEDAGOGY DEVELOPMENT

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Galeeva Daria Renatovna2, Pohorukova Ekaterina Olegovna3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student

Abstract
The article describes the possibilities of determination of future teachers of physical culture "self-development" category, presented the opportunity to clarify the categorical apparatus of modern pedagogy in the structure of teacher training at the undergraduate level of education. The features of the study of the category of "self-development" in the professional education model in the study of the structure of the courses' practical pedagogy "and" theoretical pedagogy ". Thus, the course "Practical pedagogy" in the structure of the three sections provides in the formation of the stated standard of competence all the possibilities of scientific pedagogy, guaranteeing in solving the problems of determination of categorical apparatus qualitative refinement of the conceptual apparatus of pedagogical knowledge, the basis of the pedagogical model and pedagogical designing, defining and solving problems directly related professional job functions and competencies generated.

Keywords: health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, self-realization, socialization, the culture of independent work


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Галеева Д.Р., Похорукова Е.О. Саморазвитие как категория педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80348 (дата обращения: 05.11.2024).

Педагогическая деятельность в модели непрерывного образования определяет все тонкости и особенности, возможности и практику решения задач развития и становления личности. Начиная с изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [1-7], опыт деятельности будущего педагога определяет в качестве новообразований решение задач репродуктивного и продуктивного генеза, где саморазвитие является продуктом и объектом исследования научной педагогики.

Курс «Теоретическая педагогика» [8-16] определяет потребности и возможности качественного учета теократизированного материала в структуре становления и самореализации будущего педагога, в таком понимании саморазвитие играет роль преемственного конструкта, гарантирующего личности высокие достижения в выбранной плоскости решения задач профессионально-педагогической деятельности.

Курс «Практическая педагогика» [17-28] и программно-педагогическое сопровождение основ педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре в модели учета ФГОС и регионального компонента образования [29-37] реализует целостное понимание важности и состоятельности идеи реализации практики саморазвития личности в системе профессионально-педагогического образования, гарантирует успешное воспроизводство социально значимых решений задач и проблем в русле сохранения и преумножения ценностей культуры и профессии, точно и многомерно детализирует успешное решение задач саморазвитии в модели непрерывного профессионального образования педагогов по физической культуре [38-53].

Определим в системе научной педагогики условия и ресурсы использования педагогического моделирования в уточнении и детализации категории «саморазвитие».

Саморазвитие (широкий смысл) – педагогический конструкт, реализующий целостное понимание важности основ преобразования внутреннего мира в соответствии с условиями и моделями повышения качества решения задач преобразования внутреннего мира личности, где самостоятельность и внутренняя активность личности предопределяют выбор условий и возможностей построения описываемой в определении работы.

Саморазвитие (узкий смысл) – процесс преобразования внутреннего мира личности в соответствии с условиями развития личности и общества, гарантирует качественное решение задач воспроизводства уровня развития всех составных и конструктов в антропосреде и ноосфере.

Саморазвитие (локальный смысл) – процедура модификации сознания и деятельности, гарантирующая качественное решение в плоскости определения и достижения высот акмепроектирования в идеальном и материальном представлении цели собственной деятельности.

Саморазвитие обучающегося (широкий смысл) – педагогический конструкт, реализующий целостное понимание важности основ преобразования внутреннего мира в соответствии с условиями и моделями повышения качества решения задач преобразования внутреннего мира личности обучающегося, чье развитие осуществляется в соответствии с условиями модели «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», где самостоятельность и внутренняя активность личности предопределяют выбор условий и возможностей построения описываемой в определении работы.

Саморазвитие обучающегося (узкий смысл) – процесс преобразования внутреннего мира личности обучающегося в соответствии с условиями развития личности и общества, системы образования и профессионально-трудовых отношений, гарантирует качественное решение задач воспроизводства уровня развития всех составных и конструктов в антропосреде и ноосфере.

Саморазвитие обучающегося (локальный смысл) – процедура модификации сознания и деятельности обучающегося, гарантирующая качественное решение в плоскости определения и достижения высот акмепроектирования в идеальном и материальном представлении цели собственной деятельности.

Саморазвитие педагога (широкий смысл) – педагогический конструкт, гарантирующий построение системы самопознания и самоорганизации деятельности и общения в иерархии выделенных перспектив преобразования внутреннего мира, определяемых в соответствии с условиями и моделями повышения качества решения задач преобразования внутреннего мира личности педагога и обучающегося, чье развитие осуществляется в соответствии с условиями модели «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», где самостоятельность и внутренняя активность личности предопределяют выбор условий и возможностей построения описываемой в определении работы.

Саморазвитие педагога (узкий смысл) – процесс преобразования внутреннего мира личности педагога и, как следствие, обучающегося в соответствии с условиями развития личности и общества, системы образования и профессионально-трудовых отношений, гарантирует качественное решение задач воспроизводства уровня развития всех составных и конструктов в антропосреде и ноосфере.

Саморазвитие педагога (локальный смысл) – процедура модификации сознания и деятельности педагога и, как следствие, обучающегося, гарантирующая качественное решение в плоскости определения и достижения высот акмепроектирования в идеальном и материальном представлении цели собственной деятельности.

Выделенные модели будут использованы в исследовании возможностей саморазвития личности.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–457–5.
  2. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–553–4.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  4. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
  5. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
  6. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с. ISBN 978-5-906806-40-6.
  7. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  12. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  13. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723  (дата обращения: 27.04.2016).
  14. Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69776 (дата обращения: 01.08.2016).
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  17. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  18. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  19. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  20. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  21. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  22. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  23. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  24. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  25. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
  26. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  27. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  28. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  29. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  30. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  31. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  32. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  33. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  34. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  35. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  36. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  37. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
  38. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  39. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  40. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  41. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  42. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  43. Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
  44. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  45. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159
  46. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  47. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  48. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
  49. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
  50. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
  51. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  52. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  53. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: