Теоретизация – один из сложных процессов современного образования. Условия воспроизводства качественного, объективного знания в педагогической науке определяются именно обобщением накопленного опыта и теоретизацией выделенных условий решения определяемых задач. В структуре изучения курсов современного педагогического знания проблеме теоретизации и качеству теоретических положений в научной работе будущего педагога уделено немалое значение. Одним из ярких фактов, определяющих владение теоретизацией будущих педагогов, является включение педагогов в научно-педагогическое исследование и проверка всех научно-педагогических работ различными программами «АнитиПлагиат», гарантирующих обществу и личности достижение первой ступени самостоятельного, продуктивного авторского решения задач теоретизации и внедрения оптимальных результатов поиска в различных направлениях использования персонифицированного конкурентоспособного знания.
Определим на уровне описания явлений специфику процесса теоретизации в структуре детерминации и реализации идей профессионального становления будущего педагога, заложив в основу выполняемой работы возможность формирования культуры самостоятельной работы личности, определяемой нами в конструктах технологии системно-педагогического моделирования [1-7].
Теоретизация в широком смысле – профессионально-педагогический конструкт, фасилитирующий реализацию обобщения, выявления закономерностей и условий, механизмов и тенденций, систем принципов и их конструкторов, способствующих в широком понимании важности исследуемого явления определять основы теории, детально раскрывающей и объясняющей важность научного знания в различных аспектах его использования.
Теоретизация в узком смысле – процесс построения теории или концепции, модели или системы научного познания или опыта решения задач, гарантирующий качественное, своевременное, персонифицированные, объективное определение и визуализацию тех или иных исследуемых компонентов и целого объекта и продукта исследования.
Теоретизация в локальном смысле – процедура уточнения той или иной модели, качество и условия использования которой определены условиями научного поиска и возможностью развития системы, определившей ее существование и объективность определения.
Общие функции теоретизации, детерминируемые в структуре профессиональной подготовки будущего педагога:
- легкость сворачивания и разворачивания дидактического и научного материала;
- конструктивность и объективность всех реализуемых педагогом практик гуманизации современного образования;
- достоверность и повторяемость определяемых и проверяемых теоретических положений в научно-педагогическом исследовании;
- повышение качества решения профессионально-педагогических задач;
- унификация разрабатываемого программно-педагогического обеспечения, фасилитирующего качественное решение задач образования;
- развитие гибкости и креативности в выборе условий и возможностей организации деятельности и общения;
- точность и своевременность решений задач самоанализа и оптимизации модели профессиональной деятельности.
Частно предметные функции теоретизации, детерминируемые в структуре профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре:
- системность обобщения в модели здоровьесберегающей практики постановки и решения задач развития обучающегося;
- определение единства общей и специальной физической подготовки в модели развития обучающегося, включенного в систему непрерывного образования;
- возрастосообразность и гендерность в поиске моделей и практики обобщения получаемых исследований в области физической культуры и спорта;
- верификация качества сформированности ценности здоровьесбережения в модели развития и образования, спорта и общения;
- реализация потребности в физической культуре и спорте всевозможными абстрактными и персонифицированными методами и моделями решения задач современной педагогики физической культуры и спорта.
Качества, формируемые в процессе теоретизации, определяют перспективность продуктивного поиска личности в модели самореализации и самоутверждения. В таком понимании работы [8-21] являются подтверждением возможности использования метода педагогического моделирования и теоретизации в структуре изучения основ педагогического знания, гарантирующего личности и обществу своевременное обновление социально-образовательных практики продуктивного развития личности в конструктах и ценностях гуманизма и продуктивности, здоровьесбережения и конкурентоспособности.
Библиографический список
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Валеева В. П. Модели педагогической деятельности в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.180-182.
- Волкова М. В. Особенности изучения категориального аппарата педагогики в моделях традиционной и инновационной педагогики // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.52-54.
- Гладких А. И. Педагогическая деятельность как модель современного профессионально – педагогического знания // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.126-128.
- Емец И.Ю. Особенности и практика моделирования категориального аппарата педагогики будущим тренером по хоккею // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.196-198.
- Зорин И. С. Педагогическая деятельность как продукт и конструкт педагогического моделирования // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Межд. науч.-пр. конф. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.141-143.
- Иорих И. Ю. Культура самостоятельной работы в моделях адаптивного и акмепедагогического знания // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.62-64.
- Качуровская Д. Д. Педагогическая деятельность в системе детерминаций и моделей // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.101-102.
- Комаров В. В. Педагогическая деятельность в модели современного образования // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.151-153.
- Кузьмищева А. С. Педагогическая деятельность в конструктах современного педагогического моделирования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.89-91.
- Прутовых М.А. Педагогическое моделирование в решении задач профессионального становления будущего педагога // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях : сб. матер. XVII Всеросс. студ. науч.-практ. конфер. с междун. участием. – Воронеж: ВЭПИ, 2016. С.355-357.
- Таширов А. И. Некоторые модели педагогической деятельности в работе педагога по физической культуре // Материалы и методы инновационных исследований и разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 13 июня 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.275-277.
- Шаркова Е. Н. Педагогическая деятельность в моделях и педагогических конструктах // Практическая педагогика и психология: методы и технологии : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 10 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.160-161.
- Элерт Т. С. Основы педагогической деятельности будущих педагогов по физической культуре в конструктах и моделях // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.222-224.