Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры [1] является одном из примеров научно-педагогической практики решения задач развития личности в модели современного образования. Специфика воспроизводства оптимальных достижений личности в модели адаптивного и акмепедагогического поиска [2] определяется нормами культуры и образования, гарантирующими соблюдение интересов и возможностей личности в выборе решений задач профессионального самоопределения и самореализации, детализирующих в поликультурном образовательном пространстве особенности построения и уточнения траекторий акмедостижений как в практике адаптивного воспроизводства [3, 10-32], так и в практике акмепедагогических решений [4-9].
Научно-педагогическое исследование [4] и разработанная и уточняемая технология формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования [5-9], оптимально детализует особенности выбора адаптивной или акмепедагогической составной детерминации и решения задач развития. В поликультурных отношениях технология системно-педагогического моделирования является уникальной педагогической технологией, определяющей возможность подготовки педагогов в модели акмепедагогической и адаптивной модели в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Специфика решения задач развития профессиональной подготовки в среднем профессиональном образовании может быть определена работами, определяющими программно-педагогическое обеспечение курса «Педагогика» [33-44], раскрывающее в 6-и частях адаптивную форму [33, 35, 37, 39, 41, 43] воспроизводства основ профессионально-педагогического мастерства и ее диаметрально противоположную [34, 36, 38, 40, 42, 44].
В высшем профессионально-педагогическом образовании технология системно-педагогического моделирования определяет те же две составных научного и адаптивного знания, так на примере курса «Практическая педагогика» [45-50] будущие педагоги по физической культуре могут быть включены в процесс получения образования, гарантирующий личности учет особенностей развития и акмеверифицированный резерв продуктивного становления в модели ведущей деятельности и общения. Для подготовки педагогов-психологов возможность двух видовой профессиональной подготовки также может быть осуществлена, примером данной практики является практика изучения курсов «Введение в педагогику» [51-52] и «История педагогики и образования» [53-54]. Кроме того, включение в адаптивный процесс профессиональной подготовки лиц, имеющих особенности в развитии, может быть продолжен и в аспирантуре [18, 27-28]. Примерами использования технологии системно-педагогического моделирования в организации научно-педагогического исследования может быть совокупность работ [55-70], определяющая в единстве совместного труда результативность теоретического и эмпирического характера научной работы. Самостоятельность студента-педагога зависит от качества поставленной задачи, учета подготовки и возможности продуктивной самореализации и социализации в научно-педагогической системе совершенствования и самоутверждения через качественные продукты ведущей деятельности и общения.
В таком понимании «адаптивность научного знания» как категория современного непрерывного образования интересна в общепедагогических детерминациях, детерминациях профессиональной педагогики и профессиональной подготовки, сужающих продуктивный поиск педагога-исследователя.
Адаптивность научного знания, как и адаптивность профессиональной подготовки мы будем рассматривать в трех смыслах, – широком, узком и локальном смыслах, детально характеризующих соответственно макро-, мезо- и микроуровень определения и решения профессионально-педагогических проблем, что определяется на методологическом уровне в работах [4, 6, 9].
Адаптивность научного знания в широком смысле – это реализуемая целостно возможность работы с обучающимися в системе непрерывного образования по разработанной концепции, модели или педагогической технологии гносеолого-герменевтической коррекции научного материала, детализирующегося и концентрирующегося в информационных ресурсах и программно-педагогическом обеспечении изучения научного знания в системе современного образования, обеспечивающего личность и общество надлежащим качеством решения задач развития и саморазвития в соответствии с детерминируемыми условиями гуманизации и здоровьесбережения, продуктивности и конкурентоспособности.
Адаптивность научного знания в узком смысле – реализуемая возможность педагогом-профессионалом ситуативной детализации и реализуемой на высоком уровне способности в перефразировании преподаваемого материала.
Адаптивность научного знания в локальном смысле – решение конкретной задачи включения педагогом обучающегося, имеющего проблемы в неадаптивном, строгом, научном познании или изучении дидактического материала в соответствии с ФОС или ФГОС.
Качественная адаптивность научного знания обеспечивает высокие результаты профессионально-педагогической деятельности, причем возможность адаптации дидактического материала может быть осуществлена в соответствии с учетом нормального распределения способностей обучающихся, т.е. всей генеральной совокупности обучающихся, детерминируемой педагогом-исследователем через ту или иную выборку, определяемую им в соответствии с заявленным критерием поиска, например, по возрасту, социальному статусу и пр.
Функции адаптивного научного знания:
- персонифицированная легкость восприятия и доступность научного (дидактического) усвоения материала;
- высокие личные и групповые результаты отслеживаемых компонентов профессиональной подготовки личности обучающегося;
- воспроизводимость и практико ориентированная конструктивность дидактических решений;
- возможность модификации любого адаптивного знания в новое знание, фасилитирующее решение новой задачи или проблемы современной школы и системы образования.
Адаптивность профессиональной подготовки определяется потребностями социального пространства в качественном и массовом включении обучающихся (субъектов социального пространства) в процесс познания того или иного явления, чаще всего говорят о популяризации конкретного вида деятельности. Адаптивность профессиональной подготовки направлена на получение доступной помощи населением страны в решении типовых задач современного образования, таким примером может быть включение личности в систему формирования надлежащего уровня информационной культуры (пользование программным обеспечением на компьютерах, телефонах, пользование социальными сетями, электронной почтой, банковскими системами в работе с электронными платежами, картами оплаты, пользования электронными деньгами и пр.). В структуре подготовки педагога по физической культуре – это поликультурное включение субъектов образовательного пространства в систему занятий физической культурой и спортом, где в настоящее время уделяется большое значение фитнесу в различных формах и видах, учитывающих этимолого-гносеологическое значение данного направления занятий физической культурой (фитнес) – «быть в форме».
Адаптивность профессиональной подготовки в широком смысле – возможность использования всех ресурсов и объектов, функций и механизмов профессионального образования в решении задач развития личности, включенной в систему современного общего, профессионального и дополнительного образования с учетом ограничений и возможностей, целостно предопределяющих практику выбора реализуемого акмеверифицированного продукта или услуги в системе образования, гарантирующего оптимальные условия общения и развития в соответствии с выбором и потребностями обучающихся и социума.
Адаптивность профессиональной подготовки в узком смысле – результативность решения профессиональных задач педагогом-профессионалом, определяемая в высоком качестве образовательных услуг, потребляемых субъектами современного образования, способности которых в генеральной совокупности распределены нормально, где возможность ситуативно детализировать и перефразировать преподаваемый материал специфично обеспечивает высокие результаты развития обучающегося.
Адаптивность профессиональной подготовки в локальном смысле – реализуемая возможность педагогом качественного решения конкретной профессиональной задачи в структуре выполнения трудовых функций и профессионально-педагогических обязанностей в модели культуры и ценностей современного непрерывного образования.
Адаптивность профессиональной подготовки может быть исследована в контексте формируемых ФГОС компетенций. В качественно решенном адаптивном поиске оптимальных условий профессиональной подготовки отмечаются высокие достижения у всех студентов определенной специальности и выборки. Средствами фасилитации в таком выборе являются педагогические технологии и авторские программы изучения дидактических курсов и дисциплин.
Адаптивность к различным изменениям в профессиональной подготовке может быть проиллюстрирована качественным включением студентов-педагогов в систему научно-педагогического поиска, где переход от программ и стандарта специалитета не определило снижения качества профессионального обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре, так примерами высокого уровня качества могут быть работы будущих педагогов по физической культуре, написанные единолично [14, 15, 23], а также работы, написанные в соавторстве, опубликованные в научных журналах и материалах конференций [1-3, 10-13, 19-22, 24-29, 31-32, 55-70]. Работы [11, 13-15, 19-24, 62-63] написаны будущими педагогами по физической культуре, обучавшихся по стандарту специалитета, а работы [1-3, 10, 12, 25, 26, 31-32, 55-61, 64-70] написаны будущими педагогами по физической культуры, обучающихся по программам бакалавриата.
Исследование качества адаптивного знания в структуре адаптивности научного знания и адаптивности профессиональной подготовки – наиинтереснейшая область научно-педагогического исследования. Для педагогов по физической культуре наиболее интересна в практике локального позицирования проблем адаптивности научного знания и адаптивности профессиональной подготовки проблема здоровьесберегающей педагогики на занятиях физической культурой, т.к. именно здоровье и самочувствие являются главными показателями высоких достижений в системе получаемых результатов в модели и практики адаптивности научного знания и адаптивности профессиональной подготовки субъекта современного образования.
Библиографический список
- Зубанов В.П., Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г. Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры как ресурс и условие гуманизации современного образования // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5073
- Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
- Евстафьев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности определения и решения задач развития личности в модели адаптивного знания // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5347
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Белокрылова Е. А., Кононцова Я. С. Особенности адаптивного знания в определении понятийного аппарата и организации научно-педагогического исследования // Современные концепции развития науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 августа 2015 г.). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.95-97.
- Ваганов А. С., Козырева О. А. Возможности формирования потребности педагога в адаптации дидактического знания и основ физического воспитания // Наука третьего тысячелетия: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.189-191.
- Валеев Р. Р., Кудряшова Д. А. Некоторые особенности моделирования адаптивного знания в современной педагогике // Современные концепции развития науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 1 авг. 2015 г.). в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.99-101.
- Золотошкина Ю. А., Козырева О. А. Проблема акмеверификациии и адаптации дидактического материала в работе с будущими педагогами // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.177-179.
- Иванов М. Г. Возможности педагогического моделирования в решении задач адаптивной физической культуры // Современный взгляд на будущее науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 окт. 2015 г.) : в 2ч. Ч.1. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.151-153.
- Карпов Б. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре // Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 окт. 2015 г.): в 2-х ч. Ч.1. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.128-130.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Коровина А. В., Козырева О. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре как ресурс гуманизации и профессионализма // Современный взгляд на будущее науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.162-164.
- Кучуков Н. В., Козырева О. А. Акмеверификация и адаптация педагогического знания в модели подготовки педагога по физической культуре // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 ноября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.94-96.
- Мишарин И. П., Козырева О. А. Специфика определения и решения задач адаптивной и акмеверифицированной подготовки педагога // Психология и педагогика: методология, теория и практика : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 нояб. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа : Аэтерна, 2015. С. 28-30.
- Найденов П. С., Бойкова И. В. Адаптивное знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Инновационная наука. 2015. №11-2. С.250-251.
- Новотный И. В. Некоторые особенности моделирования адаптивного знания в структуре подготовки педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 окт. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА, 2015. С.163-165.
- Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
- Судьина Л.Н., Горбунова И.А. Особенности адаптивного знания в структуре подготовки инвалидов в условиях изучения современных дидактических курсов в системе СПО // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015г. – Т. 2 ; под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.141-146.
- Чамжаева А. Н., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Специфика моделирования адаптивного знания в работе педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 авг. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.163-164.
- Шварцкопф Е.Ю., Ячменев И.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика определения возможности использования адаптивного знания в структуре подготовки будущих педагогов // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5037
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13671
- Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
- Емец И.Ю., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы моделирования профессионально-педагогического кейса в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6359
- Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманит. научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14120
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманит. научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14113
- Зубанов В.П., Шишкина В.А., Свинаренко В.Г. История и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в модели современного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13484
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13675
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5241
- Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5242
- Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
- Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6422
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Якушева И.М. Особенности уточнения категориального аппарата в подготовке будущего педагога // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13563
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Якушева И.М. Качество социализации личности обучающегося как результат оптимальной профессиональной подготовки педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5181
- Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168