УДК 316.1

ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Автор анализирует процессы глобализации, где стандартизация и унификация противоречат традиционной идентичности. В связи с мировой социокультурной обстановкой, а также процессами глобализации, целостная традиционная идентичность современного человека трансформируется в соответствии с современными требованиями, ее устойчивость заменяется текучестью и все более отдаленностью от своих истоков, обрекая человека на одиночество в толпе.

Ключевые слова: глобализация, современный стиль жизни, социокультурная идентичность, традиция


MAN AND MODERN CULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The author analyzes the processes of culture globalization, in which standardization and unification contrary to the traditional identity. Due to the world sociocultural situation and globalization processes, full traditional identity of the modern person is transformed according to modern requirements, its stability is replaced with the fluidity and more and more remoteness from the sources, dooming the person to loneliness in crowd.

Keywords: globalization, modern lifestyle, socio-cultural identity, tradition


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Человек и современная культура // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77307 (дата обращения: 27.05.2017).

В современном мире в процессе глобализации, распространения инноваций, получили новый импульс потребительские модели и ежедневные жизненные паттерны, которые стали активны с середины XIX-го века. Превалирует процесс стандартизации культуры, что следует из влияния средств массовой информации и распространения новых моделей потребления в мировом масштабе [1-37]. Сегодня массовые культуры шире внедряют новые формы высоких культур, то есть технологичные или научные, которые способствуют унификации и стандартизации. Хотя содержание материала культуры является более равномерным, чем в прошлом и многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях, отмечается диссонанс в общественных отношениях социокультурной сферы.

Анализ и исследование современной мировой культурной ситуации позволяет выделить некий период культурного противостояния, в процессе взаимодействия которого наблюдаются следующие черты:

  • Лиссабонский договор отвергает ссылку на Бога и на христианские ценности и констатирует отказ от христианских корней, что способствует трансформации моральных ориентиров внутри ЕС;
  • нивелирование идеи европейского прогресса; глобализация и позиция мультикультурализма способствуют потоку мигрантов в Европу, которые стремятся к более выгодным социальным гарантиям, к приобщению к цивилизации, бывшей несбыточной мечтой многих поколений.
  • повсеместное распространение и пользование высокотехнологичными товарами, что способствует уравниванию материальной культуры мигрантов и граждан Европы.

Если в сфере нематериальных компонентов традиционных обществ наблюдается столкновение цивилизаций, то в материальной сфере современный человек все больше становится приверженцем глобальной культуры, поскольку деятельность человека вовлечена в процессы глобализации, в результате чего он в основном пользуется продуктами глобальной культуры.

  • мировой рынок предлагает огромное количество видов товаров для улучшения качества жизни, комфортности, получения удовольствий;
  • если в традиционной культуре ценность сводилась к редкости (алмазы, изумруды, золото и т.д.), то сегодня ценность в распространенности, в знакомстве каждого с предлагаемой продукцией;
  • характерным является быстрое устаревание новых продуктов и услуг, технологий, сокращение жизненного цикла, насыщение и перенасыщение рынка;
  • модным становится обладать престижностью брендовых товаров, что придает статусность и предстает в виде материального доказательства успешности;
  • личное становится публичным, современному человеку хочется поделиться приобретенными материальными благами, получить одобрение Другого (социальные сети испещрены семейными и личными фотографиями, в среднем в личном аккаунте пользователя есть около 700 снимков);
  • каждый год производятся новые модели современных гаджетов без которых современный человек просто не мыслит себя.

В современной потребительской культуре символы зачастую предстают в виде логотипов фирменных знаков, которые указывают на уникальность, являются лаконичными и выразительными. Зачастую в качестве логотипов выбираются модификации широко известных традиционных культурных символов, которые на основе узнаваемых культурных смыслов конструируют современное мировидение и мировоззрение, создавая современные мифы на основе традиционных.

Наиболее востребованным товарным знаком современности выступает логотип Apple, поклонники Apple размещают «откусанное яблоко» не только на своих автомобилях, дабы показать свою лояльность к компании, но и делают с ним татуировки, таким уровнем преданности клиентов не каждая компания сможет похвастаться. Дизайнер Роб Яноф воспользовался традиционными культурными ассоциациями о яблоке, которые довольно противоречивы, с одной стороны это «райский плод», символ познания, символ мирской власти, молодости и бессмертия, крылатое выражение «попасть в яблочко» означает точность, символ любви, с другой – символ грехопадения и раздора (в греческой мифологии).

Однако следует дополнить смысловое содержание логотипа продукции высокотехнологичных гаджетов современным культурным контекстом о выходе из круга традиционализма.

Современное прочтение данного символа основано на том, что традиционализм силен, это наш традиционный уклад, вера, духовность, преемственность, коллективизм, но, активная деятельная человека направлена вовне, она выходит за локальную территорию согласно европейской экстраверсии. Таким образом, идея глобализации культуры находит свое разрешение в комбинированных и гибридизированных формах локальной культуры.

В результате процессов глобализации высокая социокультурная концентрация и мобильность все чаще провоцируют межкультурные столкновения традиционализма, которые ярко демонстрируют события новогодней ночи января 2016 года в Кельне, где  зарегистрировано 2 случая изнасилований и более 100 случаев грабежа и посягательств на женщин. Масштаб нападений с участием молодых мусульман предположительно арабского и североафриканского происхождения потряс всю Германию. В СМИ отмечается, что в ответ Европа борется с мигрантами наряду с правовыми мерами при помощи продуктов, изготовленных из свинины. Так, в Дании разгорается «война фрикаделек», поскольку власти города Раннерс обязали администрации всех детских дошкольных образовательных учреждений включить мясные свиные фрикадельки, дабы подчеркнуть датскую идентичность, в меню без какой-либо альтернативы, о чем писалось в статье «Свиные фрикадельки стали оружием против мигрантов: мусульмане готовы протестовать». Датские мусульмане, которых начитывается около несколько сотен тысяч человек, возмущены и грозятся выйти на акции протеста.

Мотивация и поведение каждого человека различается, поскольку они основываются на культурных, а в основном, религиозных особенностях, что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует прочная связь между религией и выбором потребительских продуктов питания.

Идея стандартизации культур является особенностью современного мира, поскольку идет вразрез с традиционной идентичностью, предлагая стать одинаковыми. Угроза потери идентичности в результате глобализации сформировала много типов идеологических или религиозных движений в течение последних тридцати лет: экологизм, регионализм, национализм или фундаментализм.

Активное внедрение и широкая социализация современной глобальной культуры внесли изменения в каждый аспект человеческой жизни: начиная от экономических, правовых до культурных, которые сегодня как никогда становятся главенствующими.

Современные социокультурные процессы, происходящие в Европе (только Германия в 2015 году приняла 1,3 миллиона беженцев), позволяют говорить о том, что процесс глобализации охватывает все больше людей и распространяется на больших территориях.

Известно, что при рассмотрении глобальной культуры, употребляется понятие «кумулятивной адаптации» – способности человека к накоплению и сохранению умений и навыков для приспособления к меняющейся окружающей среде. Обладание человеком «способности к культуре» содействует наиболее полному раскрытию его гуманистических качеств, направленных не на создание национальных и этнических барьеров, а «шаг навстречу другому», способность понять и принять, к расширению сотрудничества, общественному благу – этот тезис является фундаментальным принципом культуры глобализации [38-44].


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях      билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  21. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  22. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. С.309-310.
  23. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  24. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  25. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  26. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  27. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  28. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  29. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  30. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  31. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  32. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  33. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  34. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  35. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  36. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  37. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  38. Вигель Н.Л. Духовность, общество и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65071 (дата обращения: 19.11.2016).
  39. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 20.11.2016).
  40. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 20.11.2016).
  41. Вигель Н.Л. Монокультура fast food-a // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64662 (дата обращения: 21.11.2016).
  42. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 20.11.2016).
  43. Вигель Н.Л. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций. Сервис plus. 2016;10(3). – С.62-67.
  44. Вигель Н.Л. Человек и вызовы глобализации. Сервис plus. 2016;10(4). – С.84-88.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: