СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ: ИСЛАМИЗАЦИЯ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию современной культурной ситуации при помощи пищевой культуры как метода изучения социокультурных трансформаций. Анализ мирового рынка пищевых продовольственных товаров указывает на ежегодный рост халяльных продуктов на 20-25%, это означает, что культурное пространство активно прибавляется мусульманским населением, распространенным по всему миру. В глобальной культуре происходят процессы исламизации.

Ключевые слова: глобализация, исламизация, культурная диффузия, культурная концентрация, миграция, сultural diffusion, современная культура, традиционная культура, цивилизационный кризис


MODERN CULTURAL SITUATION: ISLAMIZATION

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Professor of the Department of History and Philosophy

Abstract
The paper contemplates of modern cultural situation by means of food culture as method of studying of sociocultural transformations. The analysis of the world market of food foodstuff is pointed to annual growth by the halal products for 20-25%, it means that the cultural space actively increases the Muslim population extended worldwide. There are processes of Islamization in global culture.

Keywords: civilization crisis, cultural concentration, globalization, Islamization, migration, modern culture, traditional culture


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 14.03.2024).

«Культурная самоидентификация» [1, с.12] человека связана с «этническими паттернами»  [2, с.42] – в какой степени повседневная культура содержит «определенные стереотипы поведения» [3, с.103] и культурные клише, в такой же степени человек относит себя к той или иной культуре. Как известно, самым «консервативным элементом культуры» [4, с.116] является «пищевая культура» [5, с.86], которая подразумевает производство, потребление, приготовление пищи.

Рефлексируя о современной культурной мировой ситуации, которая имеет «определенный оттенок исламизации» [6, с.73], настойчиво заявляющий о себе в странах Европейского союза (к примеру, во Франции насчитывается около 5 миллионов мусульман, Германии около 4 миллионов, в Дании и их несколько сот тысяч и т.д.), можно исследовать данный феномен при помощи «пищевой культуры как метода изучения социокультурных трансформаций» [7, с.81].

С одной стороны наблюдается распространение халяльных (т.е. разрешенных) «конфессиональных» [8, с.14]  пищевых продуктов.  В Коране: сура «Аль-Бакара» Аят 173 «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявлять ослушания и, не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». Рост производства халяльной продукции и в Европе составляет 20-25% в год. Например, из 480 фабрик компании Nestle 75 выпускают продукты для мусульман, которые «полностью соответствуют канонам ислама» [9, с.78]. Ряд супермаркетов в том числе Маркс и Спенсер, Tesco, Morrisons продают баранину халяль. В газете Sun вызвала дискуссию отчетность о том, что все куриное мясо, которое подается в Pizza Express является халяльным, что «не сообщалось клиентам» [10, с.78]. По оценкам HFA 15% всего мяса в Великобритании забито по канонам Корана.

С другой стороны Европа борется с мигрантами при помощи продуктов, изготовленных из свинины. Так, в Дании разгорается «война фрикаделек», поскольку власти города Раннерс обязали администрации всех детских дошкольных образовательных учреждений включить мясные свиные фрикадельки, дабы «подчеркнуть датскую идентичность» [11, с.52] , в меню «без какой-либо альтернативы» [12, с.71], о чем писалось в статье «Свиные фрикадельки стали оружием против мигрантов: мусульмане готовы протестовать». Датские мусульмане, которых начитывается около несколько сотен тысяч человек, «возмущены и грозятся выйти на акции протеста» [13, с.83].

«Мотивация и поведение каждого человека различается» [14, с.98], поскольку они «основываются на культурных» [15, с.41], а в основном, «религиозных особенностях» [16, с.130], что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует «прочная связь между религией» [17, с.7]  и выбором «потребительских продуктов питания» [18, с.87]  .

Продукты, кондитерские и пищевые ингредиенты халяль привлекли пристальное «внимание исследователей исламской пищи» [19]. Потенциальными потребителями рынка продуктов халяль – исламское население, которое насчитывается около 1600 миллионов человек. Из приведенного общего количества в Индонезии – 180 миллионов; Индии – 140 миллионов; Пакистане – 130 миллионов; Ближнем Востоке – 200 миллионов; Африке – 300 миллионов; Малайзии – 14 миллионов и Северная Америке – 8 миллионов. Очевидно, доступность халяльных продуктов все еще ограничена; как следствие чтобы удовлетворить потребительский спрос некоторые исламские страны должны «даже импортировать эти товары из немусульманских стран» [20]. Например, ближневосточные страны импортируют халяльное мясо из немусульманских стран, особенно из Австралии и Бразилии.

Как у самой густонаселенной мусульманской страны в мире, у Индонезии есть потенциал, чтобы стать не только крупнейшим рынком, но также и крупным производителем продуктов и поставщиком в глобальной торговле халяльной едой, поскольку культурное пространство активно прибавляется мусульманским населением, распространенным по всему миру, что означает, что в глобальной культуре происходят процессы исламизации.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях      билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация