В процессе глобализации, распространения инноваций, потребительские модели и «новые ежедневные жизненные паттерны» [1, с.12], которые стали активными с середины XIX-го века, получили новый импульс в течение последних пятидесяти лет. Современная культура предлагает новые отношения к деторождению и жизни, снижению темпов рождаемости в качестве необходимости, что «провоцирует разрыв с предыдущими религиозными отношениями» [2, с.42].
Превалирует процесс стандартизации культуры, что следует из влияния средств массовой информации и «распространения новых моделей потребления» [3, с.102] в мировом масштабе. Сегодня «массовые культуры шире внедряют новые формы» [4, с.115], высоких культур, то есть технологичные или научные, «которые способствуют унификации» [5, с.86]. Содержание «материала культуры является более равномерным» [6, с.73] чем в прошлом, многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях. В результате процессов глобализации высокая «культурная концентрация» [7, с.81] и мобильность все чаще провоцируют «межкультурные столкновения» [8, с.13].
Стандартизация культур является «одним из наиболее поразительных особенностей» [9, с.73] современного мира, поскольку идет вразрез с традиционными идентичностями, предлагая стать одинаковыми. «Угроза потери идентичностей» [10, с.78] в результате глобализации сформировала много типов идеологических или религиозных движений в течение последних тридцати лет: экологизм, регионализм, национализм или фундаментализм.
События новогодней ночи в Кельне демонстрируют противостояние «традиционализма и глобализации культуры» [11, с.52], зарегистрировано 2 случая изнасилований и более 100 случаев грабежа и посягательств на женщин, масштаб нападений с участием групп пьяных и агрессивных молодых людей предположительно арабского и североафриканского происхождения потряс всю Германию.
В западных странах всегда были люди, скептически относящиеся к «идее прогресса» [12, с.72]. После применения химического оружия в1ой мировой войне и ядерного оружия, использованного во 2ой мировой войне, фактов увеличения применения пестицидов и ГМО, пессимизм все больше получает рациональное объяснение в ситуации огромных рисков для человечества. Люди уже знают, что улучшение материальных условий жизни «не способствует совершенствованию морали» [13, с.82].
Вследствие нивелирования идеи европейского прогресса и универсализации образования растет доля мигрантов, «приверженных своим традиционным культурам» [14, с.97]. В условиях модернизации структур потребления и образом жизни, разрыв между материальной культурой мигрантов и принимающих стран уменьшается. Мигранты перестали быть мотивированными в поисках высшей и лучшей цивилизации, они стремятся к переезду, чтобы получить работу, зарабатывать больше и получать удовлетворение от «более эффективных систем социального обеспечения» [15, с.89]. Из-за более быстрого и дешевеющего транспорта, новых телекоммуникационные технологий культурные связи с родной страной не полностью разорваны как и в прошлом. Диаспоры существовали только тогда, когда они были поддержаны сильной религиозной верой, сегодня они могут существовать в течение длительного периода, даже если религиозность слаба.
В сложившихся условиях западные идеологи не хотят упускать идею прогресса, стремясь адаптировать мигрантов. Следует отметить, что во многих отношениях процесс ассимиляции и интеграции развивается как и в прошлом. Интеграция и инкультурация в современных условиях будет нелегкой, так как мигранты будут стремиться сохранить свою идентичность, воодушевляемые политикой мультикульрализма, которая гласит о том, что все культуры самобытны, имеют одинаковое значение и необходимо сохранять культурные различия как в пределах одной страны так и во всем мире.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
- Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
- Алоян Н.Л. Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
- Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.