УДК 316.1

ДУХОВНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
В статье исследуется период расширения глобальной культуры, связанный с проблемой духовности. В условиях разнообразия духовных практик и понимания духовности сегодня, нет никаких сомнений в том, что существуют прочные исторические связи с прошлым, но есть и ряд расхождений. Возникает новый порядок сложности, причем не только в культуре, но и в понимании и практики духовности. Новая глобальная этика, управляемая мудростью и проницательностью призвана разделять соборный процесс справедливости, мира и целостности.

Ключевые слова: глобализация, глобализация культуры, духовность, культура, общество, религия, человек, этика


SPIRITUALITY, SOCIETY AND CULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates the period of expansion of global culture connected with a spirituality problem is investigated. In the conditions of a variety of spirituality and understanding of spirituality today, there are no doubts that there are strong historical links to the past, but there is also a number of divergences. There is a new order of complexity, and not only in culture, but also in understanding and practice of spirituality. The new global ethics operated by wisdom and an insight are urged to divide cathedral process of justice, the world and integrity.

Keywords: culture, ethics, globalization, globalization of culture, man, religion, society, spirituality


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Духовность, общество и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65071 (дата обращения: 19.11.2016).

Современные преобразования во всех сферах человеческой деятельности в области технологий, экономики, образования и т.д., и в целом период расширения глобальной культуры связан с проблемой духовности. Социологами и социальными антропологами была предпринята попытка рассмотреть взаимозависимость духовности, общества и культуры и выявить  важность исторического времени и места для духовных идей и практик, в то время как, в свою очередь, такие идеи и практики могут выступать в качестве мощных агентов преобразования общества и культуры.

Римский клуб в своем отчете о глобальной революции отмечает, что

человечество находится в ранних стадиях формирования нового мирового общества.  Глобальная революция выступает не в форме единой идеологии, а как социальные, экономические, технологические, культурные и этические факторы. В отчете подчеркивается, что мы обладаем благоприятной возможностью  сформировать новое понимание и новое отношение к миру,  найти мудрость,  которая должна питать волю к действию через индивидуальное внутреннее развитие.

Попытаемся определить и разграничить понятия духовности, общества и культуры. Это довольно трудно, поскольку содержание этих понятий не имеет четких определений, хотя были предприняты многочисленные попытки и предложены различные интерпретации. Социологи различают  разнообразные виды общества, однако универсальное понятие общества  определяется как человеческая группа в целом. В отношении культуры мы воспользуемся классическим определением Тейлора «Культура представляет собой весь комплекс, который включает в себя знание, веру, искусство, мораль, право, обычаи, а также любые другие возможности и навыки, приобретенные человеком в качестве члена общества» [1]. Культура, определенная таким образом, присуща человеку через уникальную способность ума, воображения и воли присвоить значение вещам и событиям в обществе. Человеческое творчество привнесло культурные особенности в материальную и нематериальную культуры: как в памятниках архитектуры, так и в поведении, языке, верованиях, обычаях и т.д.[2-36]

Социальные антропологи попытались определить культурные модели, интересные темы и идеалы в различных культурах, и поставили вопрос о том, являются ли эти модели универсальными во всех культурах или же они является специфическими. Каждую культуру можно рассматривать как последовательную модель мысли и действия, содержащую  значительный диапазон разнообразия. Культура как человеческое творение связана с воображением и креативностью. И, тем не менее, с религиозной точки зрения, культура связана с нечто большим, чем человек, и восходит к трансцендентному, духу, или Богу, основываясь на откровении.  Духовность как праксис резонирует со стремлением к цельности, миру, радости и блаженству.  Особый интерес для нашего исследования представляет серия Мир духовности: энциклопедический история культового квеста [37] под редакцией Эверта Казинса, считающая духовность связанной с внутренним движением человеческого духа по отношению к реальному, трансцендентному. Духовность понимается как мудрость, предназначенная для того, чтобы помочь  следовать по пути к цели духовного осуществления. Казинс подчеркивает, что такой путь сегодня должен включать в себя диалог с другими духовными традициями в мире.

Духовность, таким образом, можно рассматривать как мудрость и веру. Такая позиция признает жизненно важную связь между верой и духовностью, духовностью жизненного опыта. Таким образом, мы можем выделить три различных уровня понятия духовности: во-первых, духовность как жизненный опыт или практика; во-вторых, духовность как учение, вырастающее из практического опыта и направляющее его; в-третьих, систематическое, сравнительное и критическое исследование духовного опыта.  Указанные уровни тесно переплетается с другими социально-культурными факторами, которые формируют практику и понимание духовности в исторические периоды, в разных религиях, где практикуется вера. Современный акцент на духовность связан с индивидуальным саморазвитием и более дифференцированным пониманием человеческой психологии [38-44]. Вальтер Принсип описал духовность как способ, в котором человек живет в историческом контексте, это аспект его религии, философии и этики, рассматривается им как возвышенное, благородное, приводящее его к полноте идеала.

В современном обществе духовность бытия «вновь открыта» как потерянное или, по крайней мере, скрытое измерение в материалистическом мире.

Размышляя о духовности мы, таким образом, сталкиваются с двумя ее  видами: различные школы духовности внутри религиозных традиций,

модели понимания концепции духовности в определенных исторических этапах.

Как известно, духовность христианства сформирована социально-культурными особенностями поздней Римской империи. Для католиков преобладает геометрическое место – монастырь, отделение от основного общества и предложенная альтернатива параллельного сообщества. В протестантизме локус святости сдвинут от монастыря к повседневности.

Вопрос, стоящий перед нами сейчас: приемлемы ли традиционные модели духовности для современной культуры? В условиях разнообразия духовных практик и понимания духовности сегодня, нет никаких сомнений в том, что существуют прочные исторические связь с прошлым, но есть и ряд расхождений. Мы имеем дело с новым порядком сложности, причем не только в культуре, но и в понимании и практики духовности. Можно согласиться с Эвертом Казинсом, что межрелигиозный диалог должен рассматриваться как новый этап в духовном поиске человечества. Он пишет, что вполне может состояться встреча духовных путей – ассимиляция не только своего собственного духовного наследия, но и человеческого сообщества в целом – это отличительный духовный путь нашего времени. Преобразования общества, культуры и сознания имеют глубокие последствия для роли религии в целом и на духовности. В свою очередь, современное понимание и практика духовности может дать направление и смысл этим преобразованиям. Процесс социальных и культурных изменений значительно ускоряется в последние годы. Нововведения в средствах коммуникации, опыт социального, расового и религиозного плюрализма, экспоненциальный рост мирового населения в условиях нарастающей конкуренции за мировые ресурсы становятся тревожным.

Еще не разработаны необходимые духовно-нравственное ресурсы, способные справляться с этими событиями на социальном или индивидуальный уровне. Какие духовные ресурсы способны  реагировать на глобальные угрозы бедности, войны и экологической катастрофы? По мере происходящих мировых процессов Римский клуб лаконично заявляет, что стремление к мудрости является существенным вызовом, который стоит перед человечеством.

Вера необходима сообществу, чтобы изучить его собственное духовные ресурсы, чтобы развивать духовность, соизмеримую с нашими глобальными потребностями, нам необходимо разработать новый вид духовности, которая называлась бы «глобальной духовностью». Пьер Тейяр де Шарден ясно осознавал всю сложность современного общества и писал о сознании, которое «втянуто» в ускоренную динамику трансформации. В его «Феномене духовности» центральное место занимает духовность, которая обеспечивает самые глубокие энергетические ресурсы для человеческой деятельности.  Он говорил о «новой мистике» или «мистике действия» как целостной духовности, которая работает в и через все человеческие реалии, а не отдельно от них, противопоставляя ее аскетической и мироотрицающей  духовности прошлого. Новая глобальная этика, управляемая мудростью и проницательностью призвана разделять соборный процесс справедливости, мира и целостности. Духовность должна пронизывать личное и общественное, оживить нашу мысль, действие и воображение, так чтобы мы могли работать для преобразования целого мира и жизни в нем.


Библиографический список
  1. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1871.
  2. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях          билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  3. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  4. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  5. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  6. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  7. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  8. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  9. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  10. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  11. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  13. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  14. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  15. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  16. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  17. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  18. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  19. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  20. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  21. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  22. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  23. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.309-310.
  24. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  25. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  26. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  27. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  28. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  29. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. – М., 1991. – С.59.
  30. Эллюль Ж. Технологический блеф. Философские науки. – 1991. – №9. – С.52.
  31. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  32. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  33. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  34. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  35. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  36. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  37. Мир духовности: энциклопедический история культового квеста. Нью – Йорк: Crossroad Publishing Company, 1985.
  38. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  39. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  40. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  41. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 14.02.2016).
  42. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 01.02.2016).
  43. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 02.02.2016).
  44. Вигель Н.Л. Человек в информационном обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6459 (дата обращения: 27.02.2016).


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация