Современные преобразования во всех сферах человеческой деятельности в области технологий, экономики, образования и т.д., и в целом период расширения глобальной культуры связан с проблемой духовности. Социологами и социальными антропологами была предпринята попытка рассмотреть взаимозависимость духовности, общества и культуры и выявить важность исторического времени и места для духовных идей и практик, в то время как, в свою очередь, такие идеи и практики могут выступать в качестве мощных агентов преобразования общества и культуры.
Римский клуб в своем отчете о глобальной революции отмечает, что
человечество находится в ранних стадиях формирования нового мирового общества. Глобальная революция выступает не в форме единой идеологии, а как социальные, экономические, технологические, культурные и этические факторы. В отчете подчеркивается, что мы обладаем благоприятной возможностью сформировать новое понимание и новое отношение к миру, найти мудрость, которая должна питать волю к действию через индивидуальное внутреннее развитие.
Попытаемся определить и разграничить понятия духовности, общества и культуры. Это довольно трудно, поскольку содержание этих понятий не имеет четких определений, хотя были предприняты многочисленные попытки и предложены различные интерпретации. Социологи различают разнообразные виды общества, однако универсальное понятие общества определяется как человеческая группа в целом. В отношении культуры мы воспользуемся классическим определением Тейлора «Культура представляет собой весь комплекс, который включает в себя знание, веру, искусство, мораль, право, обычаи, а также любые другие возможности и навыки, приобретенные человеком в качестве члена общества» [1]. Культура, определенная таким образом, присуща человеку через уникальную способность ума, воображения и воли присвоить значение вещам и событиям в обществе. Человеческое творчество привнесло культурные особенности в материальную и нематериальную культуры: как в памятниках архитектуры, так и в поведении, языке, верованиях, обычаях и т.д.[2-36]
Социальные антропологи попытались определить культурные модели, интересные темы и идеалы в различных культурах, и поставили вопрос о том, являются ли эти модели универсальными во всех культурах или же они является специфическими. Каждую культуру можно рассматривать как последовательную модель мысли и действия, содержащую значительный диапазон разнообразия. Культура как человеческое творение связана с воображением и креативностью. И, тем не менее, с религиозной точки зрения, культура связана с нечто большим, чем человек, и восходит к трансцендентному, духу, или Богу, основываясь на откровении. Духовность как праксис резонирует со стремлением к цельности, миру, радости и блаженству. Особый интерес для нашего исследования представляет серия Мир духовности: энциклопедический история культового квеста [37] под редакцией Эверта Казинса, считающая духовность связанной с внутренним движением человеческого духа по отношению к реальному, трансцендентному. Духовность понимается как мудрость, предназначенная для того, чтобы помочь следовать по пути к цели духовного осуществления. Казинс подчеркивает, что такой путь сегодня должен включать в себя диалог с другими духовными традициями в мире.
Духовность, таким образом, можно рассматривать как мудрость и веру. Такая позиция признает жизненно важную связь между верой и духовностью, духовностью жизненного опыта. Таким образом, мы можем выделить три различных уровня понятия духовности: во-первых, духовность как жизненный опыт или практика; во-вторых, духовность как учение, вырастающее из практического опыта и направляющее его; в-третьих, систематическое, сравнительное и критическое исследование духовного опыта. Указанные уровни тесно переплетается с другими социально-культурными факторами, которые формируют практику и понимание духовности в исторические периоды, в разных религиях, где практикуется вера. Современный акцент на духовность связан с индивидуальным саморазвитием и более дифференцированным пониманием человеческой психологии [38-44]. Вальтер Принсип описал духовность как способ, в котором человек живет в историческом контексте, это аспект его религии, философии и этики, рассматривается им как возвышенное, благородное, приводящее его к полноте идеала.
В современном обществе духовность бытия «вновь открыта» как потерянное или, по крайней мере, скрытое измерение в материалистическом мире.
Размышляя о духовности мы, таким образом, сталкиваются с двумя ее видами: различные школы духовности внутри религиозных традиций,
модели понимания концепции духовности в определенных исторических этапах.
Как известно, духовность христианства сформирована социально-культурными особенностями поздней Римской империи. Для католиков преобладает геометрическое место – монастырь, отделение от основного общества и предложенная альтернатива параллельного сообщества. В протестантизме локус святости сдвинут от монастыря к повседневности.
Вопрос, стоящий перед нами сейчас: приемлемы ли традиционные модели духовности для современной культуры? В условиях разнообразия духовных практик и понимания духовности сегодня, нет никаких сомнений в том, что существуют прочные исторические связь с прошлым, но есть и ряд расхождений. Мы имеем дело с новым порядком сложности, причем не только в культуре, но и в понимании и практики духовности. Можно согласиться с Эвертом Казинсом, что межрелигиозный диалог должен рассматриваться как новый этап в духовном поиске человечества. Он пишет, что вполне может состояться встреча духовных путей – ассимиляция не только своего собственного духовного наследия, но и человеческого сообщества в целом – это отличительный духовный путь нашего времени. Преобразования общества, культуры и сознания имеют глубокие последствия для роли религии в целом и на духовности. В свою очередь, современное понимание и практика духовности может дать направление и смысл этим преобразованиям. Процесс социальных и культурных изменений значительно ускоряется в последние годы. Нововведения в средствах коммуникации, опыт социального, расового и религиозного плюрализма, экспоненциальный рост мирового населения в условиях нарастающей конкуренции за мировые ресурсы становятся тревожным.
Еще не разработаны необходимые духовно-нравственное ресурсы, способные справляться с этими событиями на социальном или индивидуальный уровне. Какие духовные ресурсы способны реагировать на глобальные угрозы бедности, войны и экологической катастрофы? По мере происходящих мировых процессов Римский клуб лаконично заявляет, что стремление к мудрости является существенным вызовом, который стоит перед человечеством.
Вера необходима сообществу, чтобы изучить его собственное духовные ресурсы, чтобы развивать духовность, соизмеримую с нашими глобальными потребностями, нам необходимо разработать новый вид духовности, которая называлась бы «глобальной духовностью». Пьер Тейяр де Шарден ясно осознавал всю сложность современного общества и писал о сознании, которое «втянуто» в ускоренную динамику трансформации. В его «Феномене духовности» центральное место занимает духовность, которая обеспечивает самые глубокие энергетические ресурсы для человеческой деятельности. Он говорил о «новой мистике» или «мистике действия» как целостной духовности, которая работает в и через все человеческие реалии, а не отдельно от них, противопоставляя ее аскетической и мироотрицающей духовности прошлого. Новая глобальная этика, управляемая мудростью и проницательностью призвана разделять соборный процесс справедливости, мира и целостности. Духовность должна пронизывать личное и общественное, оживить нашу мысль, действие и воображение, так чтобы мы могли работать для преобразования целого мира и жизни в нем.
Библиографический список
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1871.
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
- Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
- Алоян Н.Л. Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
- Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
- Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
- Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
- Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
- Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
- Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
- Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.240-242.
- Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.309-310.
- Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
- Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
- Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
- Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
- Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. – М., 1991. – С.59.
- Эллюль Ж. Технологический блеф. Философские науки. – 1991. – №9. – С.52.
- Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
- Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
- Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
- Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
- Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
- Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
- Мир духовности: энциклопедический история культового квеста. Нью – Йорк: Crossroad Publishing Company, 1985.
- Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
- Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
- Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
- Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 14.02.2016).
- Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 01.02.2016).
- Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 02.02.2016).
- Вигель Н.Л. Человек в информационном обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6459 (дата обращения: 27.02.2016).