УДК 344.011

ВКУС И МОДА

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
В данной статье представлена эволюция вкуса и моды в социокультурном пространстве современной культуры.

Ключевые слова: глобализация, современный стиль жизни, социокультурная идентичность, традиция


TASTE AND FASHION

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
Evolution of taste and fashion in sociocultural space of modern culture is presented in this article.

Keywords: globalization, modern lifestyle, socio-cultural identity, tradition


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Вкус и мода // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77192 (дата обращения: 17.01.2017).

Современное мировое пространство представляет новые ценности, нормы и образцы поведения, которые формируют многополярную глобальную ментальность. Через призму концепций «культурных войн» (термин «культурная война» был введён в 1979 году французским министром культуры Анри Гобаром) и «культурной гегемонии» феномен глобализации рассматривается как период культурной гегемонии западных стран в мире. Основы этой гегемонии были положены еще в XIX в., когда европейская колонизация уничтожила множество культур и установила европейские стандарты.

В процессе нарастания потребительского спроса, предложения товаров и услуг актуализируется понятие глобального вкуса и его формирование в глобальной среде в условиях эстетизации жизни, т.е. превращения повседневности в эстетический проект посредством стремления к последовательному стилю в одежде, внешнем виде, домашней обстановке, еде и т.д. Эстетика по своему существу является прикладной психологией и занимается не только эстетической сущностью вещей, но, быть может, даже в большей мере психологическим вопросом эстетической установки. Ворренгер определил эстетическое переживание в эмпатии так: «Эстетическое наслаждение есть объективированное наслаждение собой». Согласно этому высказыванию только та форма прекрасна, в которую можно эмпатировать. Липпс утверждал, что лишь постольку, постольку имеется налицо эмпатия, формы прекрасны, их прекрасность есть не что иное как это мое идеальное, свободное изживания себя в них. Процесс эмпатии есть жизнь в самом общем значении. Движение эмпатии, способствующее формированию вкуса, переносит субъективное содержание в объект и тем самым устанавливает субъективную ассимиляцию, которая создает доброе согласие между субъектом и объектом, а иногда вызывает лишь иллюзию этого соглашения.

Идея человека, обладающего вкусом, появилась в XVII в. на смену христианскому идеалу придворного, вкус был идеалом так называемого образованного общества. «Вкус – это не только идеал, провозглашенный новым обществом, – пишет Х.Г. Гадамер, – это, в первую очередь, образующийся под знаком этого идеала «хороший вкус», то, что отныне отличает «хорошее общество». Он узнается и узаконивается теперь не по рождению и рангу, а в основном благодаря общности суждений, или вернее, благодаря тому, что вообще умеет возвыситься над ограниченностью интересов и частностью пристрастий до уровня потребности в суждении». Хороший вкус предполагает способность к дистанции себя самого от социальной всеобщности. Вкус по самой сокровенной своей сущности не есть нечто приватное; это всеобщность, которую он представляет и мнение которой выражает. По мнению Г.-Г. Гадамера можно отдавать чему-то предпочтение, несмотря на то, что это одновременно не принимается собственным вкусом.

Вкус как социокультурный феномен являет собой индивидуальный выбор социокультурных образцов, определяющих различия в стиле, манерах, и, конечно же, потреблением товаров. Во все времена и во всех культурах существует запрос вкуса, согласно которому можно судить, что есть красивое, хорошее и правильное.

Социокультурные проявления вкуса тесно связаны с динамикой межличностных связей и социальных отношений, поэтому социальный вкус редко отграничивается от сопутствующих социокультурных концепций. Понимание вкуса, выражающееся во взаимодействии, помогает осознавать многие социокультурные феномены.

И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) сформулировал идею эстетической универсальности, где личное удовольствие и «чистая» красота сосуществуют в таком понятии как класс вкуса, что способствует социологизации проблемы вкуса.  Метафизические и духовные интерпретации всеобщих ценностей сместились в эстетическую локализацию социальных групп, которые формируют современный художественный вкус или моду.

В своей эстетической философии И. Кант отрицает какой-либо стандарт хорошего вкуса, который был бы вкусом большинства или определенной социальной группы. Для Канта красота не является свойством любого объекта, это – эстетическое суждение, основанное на субъективном чувстве. Он утверждает, что подлинно хороший вкус действительно существует, хотя и не может быть эмпирически идентифицирован. Рассуждения о вкусе никогда не достигнет какой-либо универсальности. Кант подчеркивает, что наши предпочтения относительно общепринятых вещей не оправдывают наши суждения. Эстетический вкус по Канту исключает любую утилитарную заинтересованность предметом. Он скорее созерцательный, чем практический, автономный, чем гетерономный, то есть, иначе говоря, свободный. По Канту каждый человек имеет эту вкусовую способность, а, следовательно, и каждый имеет естественную возможность добавления к пониманию сферы прекрасного. В параграфе 19 «Критики способности суждения» Кант указывает, что «согласия каждого требуют, поскольку имеют для этого общую для всех основу». Философ называет эту самую основу «common sense», которую последний характеризует не как личное чувство, а как публичное. Сущностным моментом понятия является не то, что каждый должен согласиться с вынесенным суждением, а то, что каждый имеет эту возможность. Кант понимает common sense как необходимую и базовую норму для возможности достижения консенсуса вообще.

В контексте вышеуказанного важным моментом «Критики способности суждения» есть параграф под названием «Вкус как своего рода sensus communis», в котором Кант отмечает, что «под sensus communis следует понимать идею всеобщего чувства, то есть способность к суждению, априорно принимающую во внимание способ представления… Происходит это благодаря тому, что собственное суждение сравнивают с суждениями других, не столько реальными, сколько возможными, и ставят себя на их место, абстрагируясь от ограничений, которые случайно могут быть связаны с нашими собственными суждениями» [1-30].

Французский социолог Бурдье выступал против кантианской чистой эстетики, заявляя, что вкус общества – это вкус правящего класса. Эта точка зрения отвергает идею подлинного хорошего вкуса, поскольку законный вкус является просто вкусом класса. Аналогичная идея была также предложена Зиммелем, который отмечал, что высшие сословия пропагандируют вкус через моду, которая принимается более низкими слоями общества.

Мода в кантианском смысле является эстетическим феноменом и источником удовольствия. Зиммель, следуя Канту, признает полезность модных объектов в социальном контексте. По его мнению, распространение моды в современном обществе есть результат более широкого социального процесса освобождения человека от стереотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможности развития личности.

Мода удовлетворяет потребность в социальной адаптации, она создает общее условие, которое переводит поведение каждого индивида в простой пример. В то же время она не в меньшей степени удовлетворяет и потребность в различии.  Стремление к неодинаковости, желание изменений и контрастов: с одной стороны, путем постоянной смены содержания, с другой стороны, потому что мода разнится для разных классов – мода высшей страты общества никогда не идентична моде низшего. Фактически, первая отказывается от нее, как только к ней приспосабливаются. Таким образом, мода представляет собой не более чем одну из многочисленных форм жизни, с помощью которых мы пытаемся совместить в одной сфере деятельности тягу к социальному выравниванию и стремление к индивидуальной дифференциации и изменениям.

Экономическая модель вкуса и потребления была предложена экономистом Торстейном Вебленом («Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ. The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions, 1899), который предположил, что исследование формирования вкусов и образцов потребления является важным для экономики. Веблен не игнорировал важность спроса на экономическую систему, а скорее настоял на отклонении от принципа максимизации полезности. По его мнению, классическая экономическая концепция спроса и предложения должна быть расширена, чтобы правильнее отражать  социальные взаимодействия.

Веблен представил человека как существо с сильным инстинктом подражания. Так, вкус формируется в процессе эмуляции: люди подражают друг другу, создаются определенные привычки и предпочтения, что в свою очередь способствует потреблению определенных предпочтительных товаров [31-44].

Если аристократические схема потребления акцентировала употребление предметов роскоши, то индустриализация сделала вращение предметов потребления быстрее, цены ниже, и роскошь стала все меньше и меньше индикатором социального положения. Поскольку производство предметов потребления имеет огромные масштабы, люди могут выбрать из предлагаемых на рынке товаров.

Главный аргумент Веблена касался классом досуга, т.е. механизма между вкусом, приобретением и потреблением. Он взял вкус как экономический фактор и слил его с неоклассической гипотезой ненасыщения, которая гласит, что никакой человек никогда не может быть удовлетворен своим состоянием. Следовательно, те, кто может предоставить роскошь, находятся в лучших социальных условиях, чем другие, потому что приобретение роскоши по определению способствует хорошему социальному положению. Это обстоятельство создает спрос на определенные товары досуга, которые не являются предметами первой необходимости, но то, из-за чего социальный вкус требует приобретать определенные товары.

Современное чрезмерное потребление признано признаком плохого вкуса, которое восходит к всеобщему усугубляющему экологическому кризису.

В выражении вкуса в повседневности, люди предоставляют информацию о своем положении в социальной иерархии. Образцы вкуса определены структурой класса. Кроме того, люди могут стратегически использовать различия вкуса как ресурсы в поддержании и пересмотре их социального положения.

Зиммель исследовал явление моды  как проявление в образцах вкуса быстроменяющегося мира. По словам Зиммеля, мода является «транспортным средством»  для укрепления единства социальных классов и для того, чтобы сделать их отличными. Члены высших сословий склонны предупреждать о своем превосходстве, и они действуют как инициаторы новых тенденций. Но вкусу высшего сословия скоро подражают средние классы. Как только товары становятся достаточно популярными, они теряют свою функцию дифференцирования.

Вкус высших сословий был далее проанализирован экономистом Вебленом, который утверждал, что дистанцирование себя от трудностей продуктивного труда всегда было окончательным признаком высокого социального положения. Следовательно, вкус высшего сословия не определен вещами, расцененными как приносящими пользу. Чтобы продемонстрировать непроизводительность, члены так называемого класса досуга тратят впустую и время и товары. Более низкая социальная страта старается изо всех сил подражать непроизводительному образу жизни высших сословий, даже при том, что у них действительно нет достаточных средств для того, чтобы быть «в тренде».

Одна из теорий вкуса, на которые наиболее широко ссылаются, была предложена Бурдье, который утверждал, что вкусы социальных классов структурированы на основе оценок относительно возможностей и ограничений общественных действий. Некоторый выбор не одинаково возможен для всех. Бурдье утверждал, что есть неэкономические ресурсы и их эффективность проявляется в распределении социальной стратификации и неравенства. Одним из таких ресурсов является культурный капитал, который приобретается, главным образом, через образование и социальное происхождение, он состоит из накопленного знания и компетентности, что создает культурные различия.

Оценивая отношения между образцами потребления и распределением экономического и культурного капитала, Бурдье определил отличные вкусы класса в пределах французского общества 1960-х. Вкус высшего сословия характеризуется усовершенствованными и тонкими различиями, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому опыту. Этот конкретный вид вкуса ценится как легитимное основание  «хорошего вкуса» во французском обществе, признанном также другими классами. Члены средних классов практиковали «культурную доброжелательность» в эмуляции первоклассным манерам и образцам. Вкус средних классов определен желанием конкурировать в социальном статусе. Напротив, популярный вкус рабочих классов определен императивом для «выбора необходимого».

Понятие современной культуры, включающее в себя понятие искусства, обычаев и привычек, которые характерны для самобытности определенного общества, этноса, народности, нации, ценностей, этнической принадлежности, наконец, традиционного или локального уклада жизни постепенно уступает место современным культам глобализации, происходит ретроградная трансформация от культуры к культу.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях      билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18.  Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19.  Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20.  Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  21. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  22. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. С.309-310.
  23. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  24. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  25. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  26. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  27. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  28. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  29. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  30. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  31. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  32. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  33. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  34. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  35. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  36. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  37. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  38. Вигель Н.Л. Духовность, общество и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65071 (дата обращения: 19.11.2016).
  39. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 20.11.2016).
  40. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 20.11.2016).
  41. Вигель Н.Л. Монокультура fast food-a // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64662 (дата обращения: 21.11.2016).
  42. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 20.11.2016).
  43. Вигель Н.Л. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций. Сервис plus. 2016;10(3). – С.62-67.
  44. Вигель Н.Л. Человек и вызовы глобализации. Сервис plus. 2016;10(4). – С.84-88.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация