УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ И УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Бокова Екатерина Васильевна2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема и возможность использования педагогического моделирования в работе будущего педагога, определяющего терминологический аппарат научно-педагогического исследования. Специфика использования педагогического моделирования в детерминации категорий «социализация» и «самореализация» определяется персонифицировано, с учетом направления работы и условиями постановки проблемы исследования. Направления современного педагогического поиска определяется в поле социальной педагогики, педагогики развития, общей педагогики, профессиональной педагогики, педагогики физической культуры и спорта.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая деятельность, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


PEDAGOGICAL MODELING OF THE STRUCTURE DETERMINATION AND REFINEMENT OF THE CATEGORIES OF "SOCIALIZATION" AND "SELF-ACTUALIZATION"

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Bokova Ekaterina Vasilievna2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Siberian state Industrial University, Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article deals with the problem and the use of simulation in teaching future teachers, determining terminological system of scientific and pedagogical research. The specific use of pedagogical modeling in determining the categories of "socialization" and "self-realization" is defined personalized, taking into account the direction and conditions for raising the research problem. Areas of modern pedagogical research is defined in social pedagogy field of pedagogy, general pedagogy, professional pedagogy, pedagogy of physical culture and sports.

Keywords: culture of self-dependent living activities), culture of self-dependent work, methodology of pedagogical, pedagogical activity, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture (self-study culture teacher, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре детерминации и уточнения категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69804 (дата обращения: 21.11.2016).

Педагогическое моделирование в работе педагога определяет возможность построения и уточнения различных идеальных объектов научно-педагогического знания и научно-педагогического опыта. Для определения оптимальных возможностей педагогического процесса используют педагогическое моделирование в конструктах педагогических условий, для определения понятия – словесно-логические модели с возможностью их уточнения и детализации.

Определим категории «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогического моделирования, определяющего возможность построения моделей в соответствии с заданными свойствами и функциями, условиями воспроизводства и нормами социально-образовательной практики постановки и решения проблем, определив программно-педагогическим сопровождением работы [1-11].

Социализация в широком смысле – ресурс и продукт социально-педагогических отношений, определяющий возможность оптимизации формирования социального опыта у личности и продуктивности отношений личности и общества в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях, гарантирующих возможность сохранения ценностей гуманизма как базового конструкта всех отношений и способов самоутверждения личности в модели современного непрерывного образования, являющегося механизмом развития личности и общества, определяющий условий самоорганизации и самосохранения личности и общества в целом.

Социализация в узком смысле – процесс формирования личности в модели социальных отношений, определяющий способность личности к качественному включению и оптимизации возможностей включения в социальные отношения, в модели которых формируемся социальный опыт, мировоззрение, самооценка, уровень притязаний, мотивация деятельности, модели общения и поведения в микро-, мезо-, макрогруппах, гарантирующие в совокупности успешность постановки и решения различного типа задач.

Социализация в локальном смысле – процедура верификации и коррекции способности личности быть принятым в обществе, где социальная система определяет базовыми конструктами развития всех социальных процессов социальные ценности, гарантирующие обществу самосохранение и самоорганизацию всех составных социального развития личности и развития общества в целом.

Социализация в унифицированном смысле – педагогический конструкт, верифицирующий и корректирующий истинность формирования и сформированности социальных ценностей и норм культуры у личности и группы, определяющих специфику, уровень и качество развития отношений и способов сотрудничества и самореализации личности в обществе.

Самореализация в широком смысле – механизм и ресурс развития и самосохранения личности и общества в системе определения и решения задач продуктивного самовыражения и продуцирования конкурентоспособных товаров и услуг, обеспечивающих надлежащий уровень социальных отношений в модели культуры и образования.

Самореализация в узком смысле – процесс верификации качества постановки и решения задач саморазвития и самоутверждения личности в модели детерминации и оптимизации целеполагания и продуктивного решения поставленных задач, специфически предопределяет качество включения личности в социальное пространство, востребованность личности и ее конкурентоспособность.

Самореализация в локальном смысле – процедура верификации условий и возможностей самостоятельной постановки и решения определенных личностью целей или задач, специфически предопределяющих возможность развития личности и социальных отношений, корректирующий способность к самоорганизации и самосохранению в антропосреде и ноосфере.

Самореализация в унифицированном смысле – педагогический конструкт, верифицирующий истинность акмеверифицированного поиска личности в модели деятельности и общения, определяемых в направлениях «образование», «наука», «культура», «спорт», «искусство» и пр., гарантирующих продуцирования идеальных и материальных средств, конкурентоспособность и жизнеспособность которых оправданы персонифицированными и социальными особенностями развития.

Выделенные детерминации категорий «социализация» и «самореализация» определены в соответствии с поставленными задачами и определенными в процессе работы научными публикациями [12-35], визуализирующими качественное решение задач педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
  5. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  8. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  9. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  10. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  11. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  12. Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6532
  13. Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
  14. Белокрылова Е. А. Моделирование в работе педагога по физической культуре // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.45-47.
  15. Бобровская Ю. К. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении категориального аппарата инновационной педагогики // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.130-132.
  16. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
  17. Богданова Ю. И. Педагогические конструкты в структуре педагогического моделирования // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 июня 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.41-42.
  18. Емец И.Ю., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы моделирования профессионально-педагогического кейса в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. С.35-38.
  19. Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
  20. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
  21. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Гуляев Е.А. Особенности использования основ педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.165-175.
  22. Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
  23. Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
  24. Кузьмищева А. С. Педагогическая деятельность в конструктах современного педагогического моделирования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.89-91.
  25. Никитин С. А. Особенности моделирования категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.176-178.
  26. Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
  27. Пустовалов Д. И. Педагогическое моделирование в структуре уточнения категории «социализация» // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.139-141.
  28. Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Педагогическое моделирование как метод современного научно-педагогического исследования и уточнения продуктов интеллектуального развития личности // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5458
  29. Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Алеева Т.А. Специфика и продуктивность использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5483
  30. Соснина А. О. Возможности педагогического моделирования в оптимизации моделей социализации и самореализации // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.253-255.
  31. Старостин И.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности исследования качества моделирования категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5597
  32. Столбецкая Л. А. Некоторые особенности здоровьесберегающей педагогики в педагогическом моделировании понятийного аппарата // Символ науки. 2016. №3-2. С.138-140.
  33. Тарасова А. Н. Особенности педагогического моделирования в детерминации основ социализации // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.258-260.
  34. Топакова В. В. Возможности моделирования и уточнения педагогических условий социализации и самореализации через спорт // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.99-101.
  35. Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613


Все статьи автора «ФФК НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация