УДК 658.562.64

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Козицына Анастасия Вячеславовна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр техники и технологии
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Развитие предприятия требует особенного подхода к формированию его конкурентной стратегии, которая должна быть ориентирована на достижение конкурентных преимуществ. В работе предложена методика оценки конкурентоспособности предприятия, позволяющая достичь предприятию максимальной реализации поставленных целей.

Ключевые слова: конкурентоспособность, показатели конкурентоспособности предприятия


CRITERIA APPROACH TO AN ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Kozitsyna Anastasia Vyacheslavovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
The development of the company requires a special approach to the formation of its competitive strategy, which should be aimed at achieving competitive advantage. The proposed method of assessing the competitiveness of enterprises, to achieve the enterprise to the maximum realization of these goals.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козицына А.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Критериальный подход к оценке конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38714 (дата обращения: 02.06.2017).

Оценка конкурентоспособности является частью маркетинговой стратегии предприятия, под которой подразумевается выявление конкурентов предприятия, выбор ниши рынка, тип производства и методы стимулирования рынка сбыта товара, выявление постоянных потребителей продукции, а также сравнение ценовой политики предприятия с конкурентами [1, 2]. В узком смысле под конкурентоспособностью понимается способность предприятия прибыльно реализовать свою продукцию по цене не выше и качеством не ниже, чем у конкурентов. Конкуренция возникает в тех случаях, когда на рынке продаются близкие по составу и свойствам товары.

Конкурентоспособность предприятия зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

x1 - наличие рекламаций (отсутствие или присутствие претензий покупателей, продавцов или потребителей по поводу некачественного товара);

x2 - месторасположение предприятия (характеризует наличие удобных подъездных путей для потребителя (покупателя) продукции);

x3 - наличие систем скидок (постоянные скидки действуют на все товары в течение всего года. Сезонные скидки устанавливаются для потребителей, которые покупают товары в межсезонье. Такие скидки стимулируют спрос на внесезонные товары, что дает возможность продавцу поддерживать стабильный уровень их производства и продажи на протяжении года);

x4 - ассортимент продукции (смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Развернутый ассортимент продукции – это ассортимент товаров, представленных их разновидностями. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных предприятиях, причем количество групп однородной продукции может быть сравнительно небольшим. Простой ассортимент продукции – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам. Простой ассортимент товаров характерен для предприятий, реализующих товары повседневного спроса. Марочный ассортимент – это набор товаров одного вида, но разных торговых марок);

x5 - соответствие показателей качества продукции требованиям нормативной документации;

x6 - степень охвата рынка (сколько процентов выпускаемой предприятием продукции поставляется потребителям и продается);

x7 - возможность доставки;

x8 - маркетинг;

x9 - имидж предприятия;

x10 - наличие системы менеджмента качества;

x11 - соблюдение требований экологической безопасности при производстве продукции;

x12 - применение современных методов производства.

Установим, что предприятие будет признано неконкурентоспособным, если численное значение показателя качества Qпред окажется меньше численного значения Qуст [3]:

Qпред < Qуст

где

где  ai – коэффициент весомости i-го показателя конкурентоспособности;

- оценки реальных и установленных показателей конкурентоспособности.

Обобщение результатов по вышеперечисленным факторам дает возможность оценить конкурентоспособность предприятия. Результаты ранжирования факторов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты ранжирования факторов конкурентоспособности предприятия.

Номер эксперта

Число рангов

Отклонение от среднего значения

Квадрат отклонения от среднего значения

Коэффициенты весомости ai

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

x1

2

1

3

2

3

1

3

2

1

2

20

45

2025

0,026

x2

6

8

7

6

9

7

4

7

8

9

71

6

36

0,091

x3

8

7

5

5

8

8

9

9

9

7

75

10

100

0,096

x4

3

5

9

8

2

2

1

3

2

3

38

27

729

0,049

x5

1

2

2

1

1

3

2

1

3

1

17

48

2304

0,022

x6

5

4

8

4

5

4

8

4

6

4

52

13

169

0,067

x7

9

6

4

9

6

10

7

8

7

8

74

9

81

0,095

x8

11

12

11

11

10

12

10

11

10

10

108

43

1849

0,138

x9

4

3

1

3

4

5

5

5

4

5

39

26

676

0,050

x10

10

10

12

10

11

9

11

12

12

12

109

44

1936

0,140

x11

12

11

10

12

12

11

12

10

11

11

112

47

2209

0,144

x12

7

9

6

7

7

6

6

6

5

6

65

0

0

0,082

780 12114 1

 Для оценки согласованности мнений экспертов рассчитывается коэффициент конкордации W [4…6]:

где S – сумма квадратов отклонений рангов каждого показателя качества от среднего арифметического;

n – количество экспертов;

m – количество показателей качества.

При W=0, можно считать, что согласованности нет, а при W=1,0, полное единодушие.

Расчет коэффициента конкордации, равный W=0,85, свидетельствует о согласованности мнений экспертов.

Для каждого фактора определим количественные оценки.

Таблица 2 – Показатели конкурентоспособности предприятия

Факторы

Состояние предприятия

Количественная оценка наблюдаемого состояния xi

Установленная количественная оценка при приемке

Наличие рекламаций Отсутствие

1,0

1,0

Наличие

0

Местораспо- ложение предприятия Наличие подъездных путей ж/д и автотранспорта

1,0

1,0

Наличие подъездных путей ж/д транспорта

0,7

Наличие подъездных путей автотранспорта

0,4

Наличие системы скидок Скидка за объем приобретенного товара

1,0

0,65

Накопительные скидки

0,6

Сезонные скидки

0,3

Отсутствие скидок

0

Ассортимент продукции Смешенный ассортимент

1,0

0,9

Развернутый товар

0,7

Простой ассортимент

0,5

Марочный товар

0,3

Соответствие показателей качества  продукции требованиям нормативной документации Превосходят требования к показателей качества, установленные в нормативной документации

1,0

0,5

Соответствие требования к показателей качества, установленные в нормативной документации

0,5

Не соответствие требования к показателей качества, установленные в нормативной документации

0

Степень охвата рынка 50% – 80%

1,0

0,7

30% – 50%

0,7

Менее 30 %

0,4

Возможность доставки Доставка всем клиентам

1,0

1,0

Доставка оптовикам

0,7

Доставка при крупных заказах

0,4

Отсутствие доставки

0

Маркетинг Хорошая рекламная политика

1,0

1,0

Слабая рекламная политика

0,5

Отсутствие рекламы

0

Имидж предприятия Известность на мировом уровне

1,0

0,8

Известность в России

0,8

Известность в регионе

0,5

Известность в области

0,3

Менее известно

0

Наличие СМК Наличие

1,0

1,0

Отсутствие

0

Соблюдение требований экологической безопасности при производстве продукции Выполняются требования экологической безопасности

1,0

1,0

Недостаточно выполняются требования экологической безопасности

0,5

Не выполняются требования экологической безопасности

0

Применение современных методов производства Применение современных методов производства

1,0

1,0

Применение устаревших методов производства

0

Разработанная методика позволяет провести сравнительный анализ предприятий, выявить недостатки и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Предприятие будет считаться конкурентоспособным, если расчетное значение  обобщенного показателя окажется выше установленного значения Qуст=0,92.

Приведенная методика служит для оценки конкурентоспособности предприятия, что в свою очередь является основным фактором коммерческого успеха предприятия в рыночной экономике.


Библиографический список
  1. Логанина, В.И. Обеспечение качества и повышение конкурентоспособности строительной продукции: монография [Текст] / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-176 с.
  2. Макарова, Л.В. Методика оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31616 (дата обращения: 22.02.2014).
  3. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством: учебное пособие [Текст] /В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304 с.
  4. Макарова, Л.В. Экспертные методы в управлении качеством [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2012.-92с.
  5. Тарасов, Р.В. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
  6. Тарасов, Р.В. Оценка значимости факторов методом априорного ранжирования [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, К.М. Бахтулова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33181 (дата обращения: 03.04.2014).


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: