Оценка конкурентоспособности является частью маркетинговой стратегии предприятия, под которой подразумевается выявление конкурентов предприятия, выбор ниши рынка, тип производства и методы стимулирования рынка сбыта товара, выявление постоянных потребителей продукции, а также сравнение ценовой политики предприятия с конкурентами [1, 2]. В узком смысле под конкурентоспособностью понимается способность предприятия прибыльно реализовать свою продукцию по цене не выше и качеством не ниже, чем у конкурентов. Конкуренция возникает в тех случаях, когда на рынке продаются близкие по составу и свойствам товары.
Конкурентоспособность предприятия зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:
x1 - наличие рекламаций (отсутствие или присутствие претензий покупателей, продавцов или потребителей по поводу некачественного товара);
x2 - месторасположение предприятия (характеризует наличие удобных подъездных путей для потребителя (покупателя) продукции);
x3 - наличие систем скидок (постоянные скидки действуют на все товары в течение всего года. Сезонные скидки устанавливаются для потребителей, которые покупают товары в межсезонье. Такие скидки стимулируют спрос на внесезонные товары, что дает возможность продавцу поддерживать стабильный уровень их производства и продажи на протяжении года);
x4 - ассортимент продукции (смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Развернутый ассортимент продукции – это ассортимент товаров, представленных их разновидностями. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных предприятиях, причем количество групп однородной продукции может быть сравнительно небольшим. Простой ассортимент продукции – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам. Простой ассортимент товаров характерен для предприятий, реализующих товары повседневного спроса. Марочный ассортимент – это набор товаров одного вида, но разных торговых марок);
x5 - соответствие показателей качества продукции требованиям нормативной документации;
x6 - степень охвата рынка (сколько процентов выпускаемой предприятием продукции поставляется потребителям и продается);
x7 - возможность доставки;
x8 - маркетинг;
x9 - имидж предприятия;
x10 - наличие системы менеджмента качества;
x11 - соблюдение требований экологической безопасности при производстве продукции;
x12 - применение современных методов производства.
Установим, что предприятие будет признано неконкурентоспособным, если численное значение показателя качества Qпред окажется меньше численного значения Qуст [3]:
Qпред < Qуст
где
где ai – коэффициент весомости i-го показателя конкурентоспособности;
- оценки реальных и установленных показателей конкурентоспособности.
Обобщение результатов по вышеперечисленным факторам дает возможность оценить конкурентоспособность предприятия. Результаты ранжирования факторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты ранжирования факторов конкурентоспособности предприятия.
№ |
Номер эксперта |
Число рангов |
Отклонение от среднего значения |
Квадрат отклонения от среднего значения |
Коэффициенты весомости ai |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||
x1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
20 |
45 |
2025 |
0,026 |
x2 |
6 |
8 |
7 |
6 |
9 |
7 |
4 |
7 |
8 |
9 |
71 |
6 |
36 |
0,091 |
x3 |
8 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
7 |
75 |
10 |
100 |
0,096 |
x4 |
3 |
5 |
9 |
8 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
38 |
27 |
729 |
0,049 |
x5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
17 |
48 |
2304 |
0,022 |
x6 |
5 |
4 |
8 |
4 |
5 |
4 |
8 |
4 |
6 |
4 |
52 |
13 |
169 |
0,067 |
x7 |
9 |
6 |
4 |
9 |
6 |
10 |
7 |
8 |
7 |
8 |
74 |
9 |
81 |
0,095 |
x8 |
11 |
12 |
11 |
11 |
10 |
12 |
10 |
11 |
10 |
10 |
108 |
43 |
1849 |
0,138 |
x9 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
39 |
26 |
676 |
0,050 |
x10 |
10 |
10 |
12 |
10 |
11 |
9 |
11 |
12 |
12 |
12 |
109 |
44 |
1936 |
0,140 |
x11 |
12 |
11 |
10 |
12 |
12 |
11 |
12 |
10 |
11 |
11 |
112 |
47 |
2209 |
0,144 |
x12 |
7 |
9 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
65 |
0 |
0 |
0,082 |
∑ | 780 | 12114 | 1 |
Для оценки согласованности мнений экспертов рассчитывается коэффициент конкордации W [4…6]:
где S – сумма квадратов отклонений рангов каждого показателя качества от среднего арифметического;
n – количество экспертов;
m – количество показателей качества.
При W=0, можно считать, что согласованности нет, а при W=1,0, полное единодушие.
Расчет коэффициента конкордации, равный W=0,85, свидетельствует о согласованности мнений экспертов.
Для каждого фактора определим количественные оценки.
Таблица 2 – Показатели конкурентоспособности предприятия
Факторы |
Состояние предприятия |
Количественная оценка наблюдаемого состояния xi |
Установленная количественная оценка при приемке |
Наличие рекламаций | Отсутствие |
1,0 |
1,0 |
Наличие |
0 |
||
Местораспо- ложение предприятия | Наличие подъездных путей ж/д и автотранспорта |
1,0 |
1,0 |
Наличие подъездных путей ж/д транспорта |
0,7 |
||
Наличие подъездных путей автотранспорта |
0,4 |
||
Наличие системы скидок | Скидка за объем приобретенного товара |
1,0 |
0,65 |
Накопительные скидки |
0,6 |
||
Сезонные скидки |
0,3 |
||
Отсутствие скидок |
0 |
||
Ассортимент продукции | Смешенный ассортимент |
1,0 |
0,9 |
Развернутый товар |
0,7 |
||
Простой ассортимент |
0,5 |
||
Марочный товар |
0,3 |
||
Соответствие показателей качества продукции требованиям нормативной документации | Превосходят требования к показателей качества, установленные в нормативной документации |
1,0 |
0,5 |
Соответствие требования к показателей качества, установленные в нормативной документации |
0,5 |
||
Не соответствие требования к показателей качества, установленные в нормативной документации |
0 |
||
Степень охвата рынка | 50% – 80% |
1,0 |
0,7 |
30% – 50% |
0,7 |
||
Менее 30 % |
0,4 |
||
Возможность доставки | Доставка всем клиентам |
1,0 |
1,0 |
Доставка оптовикам |
0,7 |
||
Доставка при крупных заказах |
0,4 |
||
Отсутствие доставки |
0 |
||
Маркетинг | Хорошая рекламная политика |
1,0 |
1,0 |
Слабая рекламная политика |
0,5 |
||
Отсутствие рекламы |
0 |
||
Имидж предприятия | Известность на мировом уровне |
1,0 |
0,8 |
Известность в России |
0,8 |
||
Известность в регионе |
0,5 |
||
Известность в области |
0,3 |
||
Менее известно |
0 |
||
Наличие СМК | Наличие |
1,0 |
1,0 |
Отсутствие |
0 |
||
Соблюдение требований экологической безопасности при производстве продукции | Выполняются требования экологической безопасности |
1,0 |
1,0 |
Недостаточно выполняются требования экологической безопасности |
0,5 |
||
Не выполняются требования экологической безопасности |
0 |
||
Применение современных методов производства | Применение современных методов производства |
1,0 |
1,0 |
Применение устаревших методов производства |
0 |
Разработанная методика позволяет провести сравнительный анализ предприятий, выявить недостатки и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Предприятие будет считаться конкурентоспособным, если расчетное значение обобщенного показателя окажется выше установленного значения Qуст=0,92.
Приведенная методика служит для оценки конкурентоспособности предприятия, что в свою очередь является основным фактором коммерческого успеха предприятия в рыночной экономике.
Библиографический список
- Логанина, В.И. Обеспечение качества и повышение конкурентоспособности строительной продукции: монография [Текст] / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-176 с.
- Макарова, Л.В. Методика оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31616 (дата обращения: 22.02.2014).
- Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством: учебное пособие [Текст] /В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304 с.
- Макарова, Л.В. Экспертные методы в управлении качеством [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2012.-92с.
- Тарасов, Р.В. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
- Тарасов, Р.В. Оценка значимости факторов методом априорного ранжирования [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, К.М. Бахтулова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33181 (дата обращения: 03.04.2014).