Возможность формирования культуры самостоятельной работы личности в период ее творческого и духовного становления – одна из актуальных проблем исследования, организуемого нами в модели современного образования и досуга, спорта и культуры.
Качество описания возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в конструктах продуктивной педагогики – сложный, полифазный процесс, возможности перехода от одной фазы к другой в котором происходит персонифицировано и ситуативно.
Определим в модели научного поиска [1, 2] способность личности к формированию культуры самостоятельной работы одной из главных задач современного образования, гарантирующего всесторонний поиск личности в системном понимании важности ценностей гуманизма, продуктивности, здоровьесбережения, конкурентоспособности, креативности, толерантности и гражданственности как способа принятия идей развития макроконтинуума.
Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося через владение способами фиксации информации [3-4] – самая первая практика реализации идей формирования заявленного конструкта.
Высшей формой анализа качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося является портфолио обучающегося [5, 6, 7, 8].
Работы [9-28] определяют возможности формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, являющегося механизмом оптимизации условий развития и самоутверждения личности в системе социальных отношений и научного, прикладного, технического, народного, поликультурного и пр. самовыражения.
Работы [29-48] описывают успешность продуктивного поиска личности в моделях формирования культуры самостоятельной работы личности.
Определим возможности и понятийный аппарат формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего звена.
Культура самостоятельной работы обучающегося среднего звена – это продукт сотрудничества и общения, становления и саморазвития личности, гарантирующий обучающемуся своевременное решение задач развития и саморазвития, самореализации и социализации в поле смыслов и ценностей, приоритетов и компетенций, гарантирующих в единстве успешность личности в поставленных направлениях мониторинга качества как функции самосохранения и самоорганизации.
Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося среднего звена – это процесс педагогического контроля и помощи обучающемуся, включенному в систему социальных и образовательных отношений, обеспечивающий личности обучающегося среднего звена повышение уровня достижений и оптимизацию модели решений определяемых задач, гарантированно детализирующих успешные и социально востребованные формы взаимоотношений.
Культура самостоятельной работы обучающегося среднего звена может быть определена по аналогии с культурой самостоятельной работой студента техникума в конструктах четырех уровней:
1) объектный уровень (уровень минимизированного выбора личности в самостоятельном поиске успешных форм сотрудничества, общения и обучения);
2) персонифицированный уровень (уровень персонификации достижений в модели развития и образования, гарантирующий обучающемуся своевременность и персонификацию условий развития в конструктах «хочу, могу, надо, есть»);
3) субъектный уровень (уровень высоких достижений в самостоятельном выборе качественных решений задач развития в модели социализации и самореализации);
4) личностный уровень (уровень креативных, продуктивных задач развития в модели акмедостижений и сотрудничества).
Все выделенные модели и уровни в описании формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося представляют интерес как общий потенциал становления личности, так и продукт формирования и развития личности в модели современного образования.
Необходимость выявления направлений социализации и самореализации личности в конструктах формирования культуры самостоятельной работы обучающегося создают для личности и общества благоприятные условия для оптимального использования ресурсов антропосреды и ноосферы, гарантирующие в оптимизации ресурсов и элементов всех антропологически обусловленных явлений и образований качество жизни и развития личности и общества.
Выделим совокупность направлений социализации и самореализации обучающегося среднего звена, отразив наиболее популярные способы решения акмепроектирования достижений в современной культуре и системе непрерывного образования.
Направлений социализации и самореализации обучающегося среднего звена:
- посещение спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР);
- посещение музыкальных студий и музыкальных школ;
- посещение школ искусств;
- посещение кружков при музеях;
- посещение секций при научном сообществе;
- посещение библиотек;
- посещение творческих мастерских;
- посещение клубов по интересам;
- посещение инновационных площадок;
- посещение спектаклей, лекториев, диспутов и прочих форм социального программирования личности в модели культуры и образования.
В любом конструкте социализации и самореализации личности обучающийся определяет для себя успешность и конкурентоспособность, продуктивность и креативность – высшими формами самоактуализации и самоутверждения.
Во всех выделенных направлениях социализации и самореализации у обучающегося среднего звена появляются новообразования и продукты деятельности личности, способность к повышению качества решения задач развития является показателем достаточного развития обучающегося среднего звена, возможность персонифицированных достижений – показателем достижения персонифицированного уровня.
Портфолио обучающегося в выделенном направлении исследования является ресурсом и продуктом формирования культуры самостоятельной работы личности, качество наполнения портфолио обучающегося и объективность представляемых данных может быть визуализировано на научно-практических конференциях обучающихся.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. Новокузнецк, 1997. 102 с.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография. Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. 113 с. ISBN 978-5-85117-675-3.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Балакин И. В., Бойкова И. В. Некоторые нюансы исторического подхода в формировании культуры самостоятельной работы личности // Роль и место информационных технологий в современной науке : сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 15 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.84-86.
- Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания//Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 октября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.92-94.
- Бойкова И. В. Специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума // Вестник КемГУ. 2015. №4-2. С.7-11.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 декабря 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 23-24.
- Бойкова И.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы// Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч.6. Современные концепции научных исследований. Педагогические науки. С.28-30.
- Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
- Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманит. научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
- Бойкова И.В., Тихомиров И.В., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13131
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Паршин Ю.А. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57612
- Козырев Н.А., Бойкова И. В. Возможности и специфика решения проблемы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся средних и высших учебных заведений // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические : матер Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. Л. Никоновой, А. В. Никитиной. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2015. С.59-62.
- Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитар. научные исследования. 2015. №5. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11298
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5183
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 125-127.
- Редлих С. М., Бойкова И. В., Козырева О. А. Специфика и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические : матер Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. Л. Никоновой, А. В. Никитиной. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2015. С.94-98.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 94-95.
- Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 176-177.
- Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.
- Анохина В. В., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации категория «педагогическая деятельность» в модели подготовки будущего педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.130-131.
- Белокрылова Е. А., Кононцова Я. С. Особенности адаптивного знания в определении понятийного аппарата и организации научно-педагогического исследования // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конфер. (1 августа 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.95-97.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Данкин В. В., Кононцова Я. С., Зубанов В. П. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки учителей // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 августа 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 101-103.
- Дудин А. С., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.92-94.
- Иванченко С. И., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки педагогов-бакалавров // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.118-119.
- Кетов В. Л., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 авг. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.102-104.
- Кирьянова Е. А., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации понятия «педагогическая деятельность» в модели подготовки учителя // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.75-76.
- Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Специфика педагогического моделирования в решении задач социализации личности через спорт // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 сентября 2015 г.). Челябинск : Аэтерна, 2015. С.23-25.
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Качество изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 74-76.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Некоторые аспекты формирования потребности в самореализации и рефлексии в модели портфолио обучающегося // Перспективы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.85-86.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Некоторые возможности моделирования определений категории «воспитание» в практике подготовки будущего педагога по физической культуре // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.84-86.
- Севастьянов С. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Возможности определения структуры и содержания классного часа как социально-профессиональная проблема // Современное состояние психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.138-140.
- Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Кононцова Я. С. Возможности педагогического моделирования в изучении основ педагогического знания // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.124-125.
- Танькова Т. Е., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Возможность детерминации категории «воспитание» как условие успешной подготовки будущего педагога к выполнению задач педагогической практики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.125-127.
- Чамжаева А. Н., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Специфика моделирования адаптивного знания в работе педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 авг. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.163-164.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышов А. Н. Успешность педагогической деятельности как ресурс здоровьесберегающей педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.155-157.