СПЕЦИФИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кононцова Яна Сергеевна1, Сафронов Алексей Сергеевич2
1ГБОУ г. Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный центр" им. Героя Советского Союза Л.М. Доватора", учитель информатики и ИКТ
2МБ НОУ "Гимназия № 62", г. Новокузнецк, инженер ВТ

Аннотация
В статье описаны возможности решения задач формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в среднем звене общеобразовательной школы, качество которых определяет дальнейшие успешные способы решений задач развития и самоактуализации личности. В работе уточнены возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре организации воспитательной работы и научно-исследовательской работы обучающихся.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, методы и формы формирования культура самостоятельной работы, научная работа, педагогическая поддержка, самореализация, социализация


THE SPECIFICS OF CREATING A CULTURE SOLUTION OF TASKS OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENT IN THE MIDDLE TIER OF SECONDARY SCHOOL

Konontsova Yana Sergeevna1, Safonov Alexey Sergeyevich2
1GBOU of Moscow "School № 2098" Multidisciplinary Education Centre "to them. With the Hero of the Soviet Union - L.M. Dovatora", IT-teacher
2MB LEU "Gymnasium № 62", Novokuznetsk, engineer VT

Abstract
The article describes the possibilities of solving the problems of formation of culture of independent work of the student in the middle tier of secondary school, the quality of which determines the further development of the successful ways to solutions of problems and self-actualization. The paper clarified the possibility of creating a culture of self-study student in the structure of the organization of educational work and scientific-research work of students.

Keywords: forms and methods of forming of a self-dependent living activity culture, pedagogical support, scientific work, self-actualization, self-dependent living activity culture, socialization, the culture of self-dependent work


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кононцова Я.С., Сафронов А.С. Специфика решения задач формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в среднем звене общеобразовательной школы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73693 (дата обращения: 25.09.2024).

Возможность формирования культуры самостоятельной работы личности в период ее творческого и духовного становления – одна из актуальных проблем исследования, организуемого нами в модели современного образования и досуга, спорта и культуры.

Качество описания возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в конструктах продуктивной педагогики – сложный, полифазный процесс, возможности перехода от одной фазы к другой в котором происходит персонифицировано и ситуативно.

Определим в модели научного поиска [1, 2] способность личности к формированию культуры самостоятельной работы одной из главных задач современного образования, гарантирующего всесторонний поиск личности в системном понимании важности ценностей гуманизма, продуктивности, здоровьесбережения, конкурентоспособности, креативности, толерантности и гражданственности как способа принятия идей развития макроконтинуума.

Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося через владение способами фиксации информации [3-4] – самая первая практика реализации идей формирования заявленного конструкта.

Высшей формой анализа качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося является портфолио обучающегося [5, 6, 7, 8].

Работы [9-28] определяют возможности формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, являющегося механизмом оптимизации условий развития и самоутверждения личности в системе социальных отношений и научного, прикладного, технического, народного, поликультурного и пр. самовыражения.

Работы [29-48] описывают успешность продуктивного поиска личности в моделях формирования культуры самостоятельной работы личности.

Определим возможности и понятийный аппарат формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего звена.

Культура самостоятельной работы обучающегося среднего звена – это продукт сотрудничества и общения, становления и саморазвития личности, гарантирующий обучающемуся своевременное решение задач развития и саморазвития, самореализации и социализации в поле смыслов и ценностей, приоритетов и компетенций, гарантирующих в единстве успешность личности в поставленных направлениях мониторинга качества как функции самосохранения и самоорганизации.

Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося среднего звена – это процесс педагогического контроля и помощи обучающемуся, включенному в систему социальных и образовательных отношений, обеспечивающий личности обучающегося среднего звена повышение уровня достижений и оптимизацию модели решений определяемых задач, гарантированно детализирующих успешные и социально востребованные формы взаимоотношений.

Культура самостоятельной работы обучающегося среднего звена может быть определена по аналогии с культурой самостоятельной работой студента техникума в конструктах четырех уровней:

1) объектный уровень (уровень минимизированного выбора личности в самостоятельном поиске успешных форм сотрудничества, общения и обучения);

2) персонифицированный уровень (уровень персонификации достижений в модели развития и образования, гарантирующий обучающемуся своевременность и персонификацию условий развития в конструктах «хочу, могу, надо, есть»);

3) субъектный уровень (уровень высоких достижений в самостоятельном выборе качественных решений задач развития в модели социализации и самореализации);

4) личностный уровень (уровень креативных, продуктивных задач развития в модели акмедостижений и сотрудничества).

Все выделенные модели и уровни в описании формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося представляют интерес как общий потенциал становления личности, так и продукт формирования и развития личности в модели современного образования.

Необходимость выявления направлений социализации и самореализации личности в конструктах формирования культуры самостоятельной работы обучающегося создают для личности и общества благоприятные условия для оптимального использования ресурсов антропосреды и ноосферы, гарантирующие в оптимизации ресурсов и элементов всех антропологически обусловленных явлений и образований качество жизни и развития личности и общества.

Выделим совокупность направлений социализации и самореализации обучающегося среднего звена, отразив наиболее популярные способы решения акмепроектирования достижений в современной культуре и системе непрерывного образования.

Направлений социализации и самореализации обучающегося среднего звена:

- посещение спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР);

- посещение музыкальных студий и музыкальных школ;

- посещение школ искусств;

- посещение кружков при музеях;

- посещение секций при научном сообществе;

- посещение библиотек;

- посещение творческих мастерских;

- посещение клубов по интересам;

- посещение инновационных площадок;

- посещение спектаклей, лекториев, диспутов и прочих форм социального программирования личности в модели культуры и образования.

В любом конструкте социализации и самореализации личности обучающийся определяет для себя успешность и конкурентоспособность, продуктивность и креативность – высшими формами самоактуализации и самоутверждения.

Во всех выделенных направлениях социализации и самореализации у обучающегося среднего звена появляются новообразования и продукты деятельности личности, способность к повышению качества решения задач развития является показателем достаточного развития обучающегося среднего звена, возможность персонифицированных достижений – показателем достижения персонифицированного уровня.

Портфолио обучающегося в выделенном направлении исследования является ресурсом и продуктом формирования культуры самостоятельной работы личности, качество наполнения портфолио обучающегося и объективность представляемых данных может быть визуализировано на научно-практических конференциях обучающихся.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  3. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. Новокузнецк, 1997.  102 с.
  4. Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография.  Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012.  113 с.  ISBN 978-5-85117-675-3.
  5. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы  // European Social Science Journal. 2011.  №6.  С.210-217.
  6. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
  7. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011.  38 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  8. Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.  46 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
  9. Балакин И. В., Бойкова И. В. Некоторые нюансы исторического подхода в формировании культуры самостоятельной работы личности // Роль и место информационных технологий в современной науке : сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 15 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.84-86.
  10. Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания//Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 октября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.92-94.
  11. Бойкова И. В. Специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума // Вестник КемГУ. 2015. №4-2. С.7-11.
  12. Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
  13. Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 декабря 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 23-24.
  14. Бойкова И.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы// Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч.6. Современные концепции научных исследований. Педагогические науки. С.28-30.
  15. Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
  16. Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманит. научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
  17. Бойкова И.В., Тихомиров И.В., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13131
  18. Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694
  19. Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Паршин Ю.А. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57612
  20. Козырев Н.А., Бойкова И. В. Возможности и специфика решения проблемы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся средних и высших учебных заведений // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические : матер Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. Л. Никоновой, А. В. Никитиной. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2015. С.59-62.
  21. Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
  22. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитар. научные исследования. 2015. №5. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11298
  23. Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5183
  24. Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 125-127.
  25. Редлих С. М., Бойкова И. В., Козырева О. А. Специфика и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические : матер Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. Л. Никоновой, А. В. Никитиной. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2015. С.94-98.
  26. Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 94-95.
  27. Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 176-177.
  28. Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.
  29. Анохина В. В., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации категория «педагогическая деятельность» в модели подготовки будущего педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.130-131.
  30. Белокрылова Е. А., Кононцова Я. С. Особенности адаптивного знания в определении понятийного аппарата и организации научно-педагогического исследования // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конфер. (1 августа 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.95-97.
  31. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
  32. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
  33. Данкин В. В., Кононцова Я. С., Зубанов В. П. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки учителей // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 августа 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 101-103.
  34. Дудин А. С., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.92-94.
  35. Иванченко С. И., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки педагогов-бакалавров // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.118-119.
  36. Кетов В. Л., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 авг. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.102-104.
  37. Кирьянова Е. А., Кононцова Я. С. Некоторые особенности детерминации понятия «педагогическая деятельность» в модели подготовки учителя // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.75-76.
  38. Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Специфика педагогического моделирования в решении задач социализации личности через спорт // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 сентября 2015 г.). Челябинск : Аэтерна, 2015. С.23-25.
  39. Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
  40. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
  41. Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Качество изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 74-76.
  42. Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Некоторые аспекты формирования потребности в самореализации и рефлексии в модели портфолио обучающегося // Перспективы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.85-86.
  43. Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Некоторые возможности моделирования определений категории «воспитание» в практике подготовки будущего педагога по физической культуре // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.84-86.
  44. Севастьянов С. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Возможности определения структуры и содержания классного часа как социально-профессиональная проблема // Современное состояние психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.138-140.
  45. Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Кононцова Я. С. Возможности педагогического моделирования в изучении основ педагогического знания // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.124-125.
  46. Танькова Т. Е., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Возможность детерминации категории «воспитание» как условие успешной подготовки будущего педагога к выполнению задач педагогической практики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.).  Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.125-127.
  47. Чамжаева А. Н., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Специфика моделирования адаптивного знания в работе педагога // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 авг. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.163-164.
  48. Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышов А. Н. Успешность педагогической деятельности как ресурс здоровьесберегающей педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.155-157.


Все статьи автора «k-nauka-k@»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: