Современная теория и практика построения определений в модели научного исследования по профессиональной педагогике и педагогике развития позволяют исследовать качество постановки и решения задач формирования определенного вида культуры, в том числе и инженерно-технологической культуры личности в наноиндустрии, детерминируемой нами в трех смыслах как основах построения всех целостного научно-педагогического исследования.
Научно-педагогическое исследование [1-2] в иерархии моделей, смыслов, продуктов современного образования определяет возможность детерминации и верификации педагогически обусловленных процессов и процедур, механизмов и функций. Данный процесс определяется выявлением педагогических условий [3-4], моделированием педагогическими технологиями [5], созданием педагогических средств [6], программно-педагогического обеспечения курсов [7-8]. В структуре продуктивного поиска работы [9-17] определяют особенности планомерного поиска оптимальных возможностей педагогической деятельности и научно-педагогического исследования в целом.
Определим понятие «культура» в системе научно-педагогических комплементов исследования, затем выделим детерминации понятия «инженерно-технологическая культура личности в наноиндустрии».
Культура как продукт и объект современного образования определяется различными моделями и звеньями, механизмами и ресурсами научного знания. Рабочим определением культуры будем считать следующее определение, детерминированное в модели поликультурного образования и функционального подхода педагогической методологии:
Культура – это высшая форма развития общества и личности в модели определения и решения задач детерминации и организации, модификации и оптимизации, создания и распространения продуктов деятельности и общения личности, определяющей поле высших ценностей и условий воспроизводства синергетически реализуемой практики продуктивности и гуманизма в микро-, мезо-, макромасштабах.
В контексте сказанного культура – это матрица смыслов, ценностей, норм, моделей, условий воспроизводства социального опыта в решении любого типа задач, непосредственно и опосредованно связанных с человеком и его жизнедеятельностью, предопределяющих сохранение человека и его системы развития в системе изменений и благ.
Культура как продукт и объект развития общества позволяет с использованием методов научного исследования в педагогике (методов регистрации, педагогического моделирования, педагогического проектирования, шкалирования) определять возможность и качество формируемых процессов, обеспечивающих за счет реализации полисистемных функций сохранение общечеловеческого потенциала общества и личности, формируемой в системе социальных институтов и ресурсов ноосферы.
Культура – сложный объект и продукт, особенности и возможности визуализации моделей и специфики культуры определяются как единицы самоорганизующейся системы, обеспечивающей жизнеспособность личности и общества. В таком понимании культура определяет синергию внутриличностных, общественных и ноосферных преобразований.
Культура как продукт общечеловеческого становления – уникальный резерв общества, в системе профессионального образования культура охватывает все области педагогической деятельности и педагогической практики, в том числе и детерминированные особенности научного исследования в педагогике. Это относится к таким категориям, как «культура умственного труда», «культура самостоятельной работы», «культура общения», «культура самообразования», «культура самореализации личности» и пр.
Культура широком смысле – продукт эволюции антропосреды, детерминирующий возможности развития общества и личности, предопределяющий возможность и успешность развития и саморазвития как основ самосохранения общества и личности.
Культура в узком смысле – совокупность условий и возможностей сотрудничества и сотворчества субъектов социальных и антропологически обусловленных отношений, распределяющих и оптимизирующих роли и качества
Культура в локальном смысле – реализуемая возможность полисубъектных отношений в различных направлениях общения и ведущей деятельности, предопределяющая повышение качества и условий жизнедеятельности личности и общества в микросоциуме, обеспечивающим формирование основ культурологически обусловленных возможностей детерминации и верификации качества определениями и решаемых задач в мезо-, макро- и мегапространстве.
В системе научно-педагогической культуры и практики решения задач современного образования определим критерии, показатели и уровни сформированности исследуемого объекта.
Выделим критерии оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:
- продуктивность (определение результатов своего общения в продуктах науки, искусства, спорта и пр.);
- конкурентоспособность (востребованность на рынке труда и услуг);
- социоориентированность (ориентация продуктов на решение проблем общества, личности, государства);
- устойчивость развития (имеется в виду синергетическая устойчивость развития общества и личности).
Выделим показатели оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:
- достоверность как характеристика и показатель объективности и научности получаемых результатов;
- валидность как показатель результативности и действительности получаемых результатов;
- воспроизводимость как условие и показатель получения заявленного результата получения образования;
- гибкость как показатель критерия устойчивости в решении определяемых личностью задач.
Выделим уровни оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:
- микроуровень (уровень, на котором личность определяет систему полисубъектных отношений и способов, условий и практики общения, самореализации, самоутверждения, самоидентификации, саморазвития и пр.);
- мезоуровень (уровень, определяющий способность личности строить и реконструировать оптимальные возможности развития коллектива или мезогруппы);
- макроуровень (уровень, определяющий способность личности мыслить и действовать стратегически, управлять макрогруппами, коллективами предприятий и макроструктур);
- мегауровень (уровень, определяющий способность личности гибко управлять любым мегаобразованием).
Выделенные критерии, показатели и уровни будут заложены в систему измерения качества формирования инженерно-технологической культуры личности в наноиндустрии, которую мы в системе детерминируемых единиц опишем в следующей работе.
Под инженерно-технологической культурой личности в наноиндустрии будем понимать культуру самостоятельного и коллективного определения и решения проблем современной науки в области нанотехнологий и наноиндустрии, обеспечивающих общество современными и своевременными решениями, фасилитирующими продуктивное становление личности в модели наноиндустриальных основ развития системы и ее элементов.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ. 2015.№ 4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.