КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ И ПРОДУКТ СОВРЕМЕННОГО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Алексеев Вадим Вячеславович3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье описывается возможность детерминации и исследования особенностей социальных и педагогических процессов в структуре детерминации и визуализации норм и практики культуры. Культура рассматривается в нескольких смыслах, выделены определения в широком, узком и локальном смыслах понятий. Выделены модели оценки качества сформированности педагогически обусловленных процессов в системе возможностей и ограничений культуры как объекта и продукта современного непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: культура, модель, педагогическая технология, педагогическое моделирование


STUDY OF THE POSSIBILITIES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF AN ATHLETE-A SWIMMER AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Alexeev Vadim Vyacheslavovich3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student

Abstract
The paper describes the possibility of determination and studies of the social and pedagogical processes in the structure determination and visualization of cultural norms and practices. Culture is seen in several senses, marked a broad definition, narrow and local meaning is clear. Obtained models of evaluation of the quality of formation of pedagogical processes in the system due to the capabilities and limitations of culture as a product of the modern facility and continuing professional education.

Keywords: culture, pedagogical technology, teacher modeling, the model


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918 (дата обращения: 27.09.2024).

Современная теория и практика построения определений в модели научного исследования по профессиональной педагогике и педагогике развития позволяют исследовать качество постановки и решения задач формирования определенного вида культуры, в том числе и инженерно-технологической культуры личности в наноиндустрии, детерминируемой нами в трех смыслах как основах построения всех целостного научно-педагогического исследования.

Научно-педагогическое исследование [1-2] в иерархии моделей, смыслов, продуктов современного образования определяет возможность детерминации и верификации педагогически обусловленных процессов и процедур, механизмов и функций. Данный процесс определяется выявлением педагогических условий [3-4], моделированием педагогическими технологиями [5], созданием педагогических средств [6], программно-педагогического обеспечения курсов [7-8]. В структуре продуктивного поиска работы [9-17] определяют особенности планомерного поиска оптимальных возможностей педагогической деятельности и научно-педагогического исследования в целом.

Определим понятие «культура» в системе научно-педагогических комплементов исследования, затем выделим детерминации понятия «инженерно-технологическая культура личности в наноиндустрии».

Культура как продукт и объект современного образования определяется различными моделями и звеньями, механизмами и ресурсами научного знания. Рабочим определением культуры будем считать следующее определение, детерминированное в модели поликультурного образования и функционального подхода педагогической методологии:

Культура – это высшая форма развития общества и личности в модели определения и решения задач детерминации и организации, модификации и оптимизации, создания и распространения продуктов деятельности и общения личности, определяющей поле высших ценностей и условий воспроизводства синергетически реализуемой практики продуктивности и гуманизма в микро-, мезо-, макромасштабах.

В контексте сказанного культура – это матрица смыслов, ценностей, норм, моделей, условий воспроизводства социального опыта в решении любого типа задач, непосредственно и опосредованно связанных с человеком и его жизнедеятельностью, предопределяющих сохранение человека и его системы развития в системе изменений и благ.

Культура как продукт и объект развития общества позволяет с использованием методов научного исследования в педагогике (методов регистрации, педагогического моделирования, педагогического проектирования, шкалирования) определять возможность и качество формируемых процессов, обеспечивающих за счет реализации полисистемных функций сохранение общечеловеческого потенциала общества и личности, формируемой в системе социальных институтов и ресурсов ноосферы.

Культура – сложный объект и продукт, особенности и возможности визуализации моделей и специфики культуры определяются как единицы самоорганизующейся системы, обеспечивающей жизнеспособность личности и общества. В таком понимании культура определяет синергию внутриличностных, общественных и ноосферных преобразований.

Культура как продукт общечеловеческого становления – уникальный резерв общества, в системе профессионального образования культура охватывает все области педагогической деятельности и педагогической практики, в том числе и детерминированные особенности научного исследования в педагогике. Это относится к таким категориям, как «культура умственного труда», «культура самостоятельной работы», «культура общения», «культура самообразования», «культура самореализации личности» и пр.

Культура широком смысле – продукт эволюции антропосреды, детерминирующий возможности развития общества и личности, предопределяющий возможность и успешность развития и саморазвития как основ самосохранения общества и личности.

Культура в узком смысле – совокупность условий и возможностей сотрудничества и сотворчества субъектов социальных и антропологически обусловленных отношений, распределяющих и оптимизирующих роли и качества

Культура в локальном смысле – реализуемая возможность полисубъектных отношений в различных направлениях общения и ведущей деятельности, предопределяющая повышение качества и условий жизнедеятельности личности и общества в микросоциуме, обеспечивающим формирование основ культурологически обусловленных возможностей детерминации и верификации качества определениями и решаемых задач в мезо-, макро- и мегапространстве.

В системе научно-педагогической культуры и практики решения задач современного образования определим критерии, показатели и уровни сформированности исследуемого объекта.

Выделим критерии оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:

- продуктивность (определение результатов своего общения в продуктах науки, искусства, спорта и пр.);

- конкурентоспособность (востребованность на рынке труда и услуг);

- социоориентированность (ориентация продуктов на решение проблем общества, личности, государства);

- устойчивость развития (имеется в виду синергетическая устойчивость развития общества и личности).

Выделим показатели оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:

- достоверность как характеристика и показатель объективности и научности получаемых результатов;

- валидность как показатель результативности и действительности получаемых результатов;

- воспроизводимость как условие и показатель получения заявленного результата получения образования;

- гибкость как показатель критерия устойчивости в решении определяемых личностью задач.

Выделим уровни оценки качества сформированности внутриличностных структур в системе норм и практики реализуемой культуры:

- микроуровень (уровень, на котором личность определяет систему полисубъектных отношений и способов, условий и практики общения, самореализации, самоутверждения, самоидентификации, саморазвития и пр.);

- мезоуровень (уровень, определяющий способность личности строить и реконструировать оптимальные возможности развития коллектива или мезогруппы);

- макроуровень (уровень, определяющий способность личности мыслить и действовать стратегически, управлять макрогруппами, коллективами предприятий и макроструктур);

- мегауровень (уровень, определяющий способность личности гибко управлять любым мегаобразованием).

Выделенные критерии, показатели и уровни будут заложены в систему измерения качества формирования инженерно-технологической культуры личности в наноиндустрии, которую мы в системе детерминируемых единиц опишем в следующей работе.

Под инженерно-технологической культурой личности в наноиндустрии будем понимать культуру самостоятельного и коллективного определения и решения проблем современной науки в области нанотехнологий и наноиндустрии, обеспечивающих общество современными и своевременными решениями, фасилитирующими продуктивное становление личности в модели наноиндустриальных основ развития системы и ее элементов.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ. 2015.№ 4-2.С.91-95.
  2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  5. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  6. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  7. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  8. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  9. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  10. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  12. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
  13. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
  14. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  15. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  16. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  17. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: