Рабочая область моделирования – планово – производственный отдел.
Цель, функции и задачи предметной области
Основная цель деятельности ППО: планирование и контроль деятельности предприятия, способствующие наиболее рациональному и эффективному использованию всех видов ресурсов в процессе деятельности предприятия [1, 2, 3, 4, 5].
Основные функции ППО:
- экономический анализ по договорам, объемам работ;
- разработка планов производства на месяц, квартал, год;
- разработка планов реализации ГП, планов закупок и подачи материалов;
- доведение плановых заданий до производственных цехов;
- предоставление графиков выпуска ГП;
- контроль выполнения планов;
- анализ работы предприятия по всем экономическим показателям и выявление имеющихся резервов;
- ведение статистического учета;
- составление и ведение плановой документации по деятельности предприятия (отчеты по выполнению предприятием планов).
Задачами ППО являются:
- формирование единой экономической политики организации по результатам экономического анализа состояния и тенденций развития отрасли [6];
- совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности компании;
- формирование и определение экономической направленности развития компании с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим факторам;
- выявление убыточной продукции, разработка мер по снятию данной продукции с производства [7, 8];
- организация исследований для определения конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов;
- подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития организации;
- статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы организации, систематизация статистических материалов [9, 10, 11];
- подготовка экономико-статистической отчетности в установленные сроки;
- разработка и доведение до структурных подразделений организации прогнозируемых объемов производства продукции в соответствии с объемами финансирования;
- разработка рекомендаций, нормативно-инструктивной документации по вопросам экономики, ценовой политики, совершенствования статистической отчетности [12, 13, 14];
- организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров по повышению квалификации работников финансово-кономических подразделений организации.
Описание рабочей области моделирования
В ППО выполняются следующие основные операции: составление лимитно- заборной карты, разработка спецификаций и технологий на ГП, планирование деятельности организации, а именно: разработка планов закупок и подачи материалов, планов производства на месяц, квартал, год, планов реализации ГП; контроль выполнения планов, анализ работы предприятия по всем экономическим показателям и выявление имеющихся резервов, ведение статистического учета, составление и ведение плановой документации по деятельности предприятия, учет сырья и материалов [15, 16, 17].
Руководитель предприятия утверждает список должностных лиц, ответственных за качество экономического планирования, контроль выполнения планов, руководство и проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия, разработку унифицированной документации и экономических стандартов, (начальник планово-экономического отдела, зам. начальника планово-экономического отдела, ведущий экономист по планированию, экономисты первой и второй категории, диспетчер).
На ООО «Mebele_life» поступление заказов в организацию контролирует отдел сбыта ГП. Из отдела сбыта в ППО поступают оформленные заказы, которые обрабатываются менеджером. Далее, экономист первой категории оформляет запрос о наличии материалов на складе СиМ. После получения положительного ответа на запрос составляется лимитно – заборная карта и разрабатываются спецификации и технологии на ГП, в противном случае, заказ отсылается в отдел сбыта ГП для согласования с заказчиком. Лимитно – заборная карта представляет собой карту с записями о количестве и дате отпущенного в цех сырья и материалов из установленного лимита. Из ППО она передается на склад СиМ. Спецификации и технологии на ГП – бумажный документ, содержащий перечень критериев, которым должно соответствовать изделие и технологии, с помощью которых оно изготавливается [18, 19, 20]. Разработанные спецификации и технологии отправляются в отдел сбыта для утверждения и согласования с заказчиком, исправления, уже утвержденные спецификации отправляются обратно в ППО.
В ППО разрабатываются:
- План закупок СиМ – документ, составляется на основе финансово-экономических показателей, сроком на один год и уточняются ежеквартально. После составления план передается в отдел закупок (материального снабжения).
- План подачи СиМ – документ, содержащий сроки подачи СиМ в цех. Разработанный план передается в отдел закупок (материального снабжения).
- Планы – графики отгрузки ГП – содержат даты поставки ГП клиентам, разрабатываются на короткие периоды времени (декада или неделя). Разработанный план передается в отдел сбыта ГП.
- План реализации ГП – бумажный документ, в котором устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции, составляется на месяц, квартал, год. План реализации определяет финансовый результат по отгрузке продукции [21, 22, 23].
Планирование производства осуществляется на следующих принципах:
- безубыточной деятельности компании;
- качественного, максимально быстрого и точного выполнения заявок клиентов.
Для существования и осуществления своих целей компания должно иметь необходимые для этого ресурсы: финансовые, материальные, трудовые. Для планирования трудовых ресурсов ППО формирует запрос о плановой и фактической численности рабочих в службу управления персоналом. После получения ответа в ППО составляется календарный график [24, 25, 26,27, 28].
Для составления планов производства составляются ежедневные планы:
- Наряды производственным рабочим –документ, выдаваемый рабочим на выполнение отдельных работ, составляется на основании технических производственных норм, включает в себя объем работ, срок и стоимость подлежащих выполнению работ, причитающуюся сумму заработной платы, оценку качества работы.
- Сменно – суточные задания – бумажный документ, содержащий объем работ, необходимых для выполнения работ за одну производственную смену, хранение в специальной папке.
В ООО «Мебель_life» в зависимости от периода планирования установлены три вида планов производства:
- План производства ГП на год– план в долгосрочной перспективе.
- План производства ГП на квартал — среднесрочный план производства (реализации) на квартал, ориентированный на детализацию и уточнение годового плана.
- План производства ГП на месяц – план, ориентированный на выполнение заказов (заявок) поставок ГП клиентов компаниив необходимом количестве с минимальными совокупными затратами.
План производства — определяет производственный процесс компании, по нему определяется потребность в сырье, комплектующих, ингредиентах для производства.
Планы составляются ведущим экономистом по планированию.Начальник финансово-экономического отдела предоставляет проект плана производства исполнительному директору, финансовому директору, начальнику отдела снабжения, начальнику производства для ознакомления и подготовки информации к плановому совещанию по согласованию данного документа.
Указанные выше лица коллегиально рассматривают представленный проект плана производства. В него вносятся изменения (при необходимости) исходя из следующих показателей:
- ритмичность производства;
- сокращение времени на переналадку оборудования;
- возможность своевременного обеспечения производства необходимыми комплектующими;
- остатки комплектующих,;
- кредитный план;
- информация о незавершенном производстве;
- информация о спросе на выпускаемую продукцию;
- финансовый план;
- информация о состоянии рынка товаров.
План производства ГП согласуется на совещании. По результатам рассмотрения проекта плана производства ГП начальник ППО вносит в план необходимые изменения.
План подписывается ответственными исполнителями: финансовым директором, начальником ППО, начальником отдела снабжения, начальником производства и утверждается исполнительным директором.
Оригиналы подписанных планов хранятся в ППО, ответственный за сохранность планов — начальник ППО.
Необходимые изменения плана производства готовой продукции в течение текущего месяца инициируются начальником ППО, отделом снабжения, начальником производства в виде служебной записки на имя исполнительного директора. В представленной служебной записке указываются изменения (уменьшение/увеличение, перенос, отказ) и причины изменения.
Отсканированная служебная записка, согласованная и подписанная исполнительным директором, рассылается заместителем финансового директора всем ответственным исполнителям: исполнительному директору, финансовому директору, начальнику отдела снабжения, начальнику производства.
По истечении месяца начальник ППО составляет справку с план-фактным анализом выполнения плана производства с уточнением причин отклонения фактических данных от плановых по каждой позиции. Все изменения должны быть сопровождены служебными записками, которые хранятся вместе с оригиналом плана производства.
План производства ГП составляется исходя из следующих данных:
- заявок от покупателей на производство от покупателей;
- остатков готовой продукции на складе предприятия;
- ежедневного плана производства предприятия (сменно-суточных заданий, нарядов рабочим);
- остатков ГП на складе.
Утвержденные планы производства отсылаются в другие подразделения компании: в цех, отдел маркетинга, бухгалтерию, в финансовый отдел, в технический отдел;
Помимо планирования ППО осуществляет мониторинг выполнения заказов. В ППО из других подразделений поступают отчетные данные:
ежедневно:
- Рапорты о выполнении сменно – суточных заданий;
- Рапорты о выполнении производственных нарядов;
ежемесячно:
- Отчет о выполнении производственного плана на месяц;
- Акты сдачи выполненных работ;
- Рапорт о чрезвычайных ситуациях;
- Информация о незавершенном производстве;
- Рапорты о выполнении обязательств по заключенным договорам;
- Акт о браке готовой продукции;
- Рекламации;
ежеквартально:
- Отчет о выполнении производственного плана на квартал;
ежегодно:
- Отчет о выполнении производственного плана на год;
На основе отчетных данных полученных из других подразделений ведущий экономист и экономист первой категории проводят экономический анализ, после чего полученные показатели сравниваются с показателями предыдущего анализа.
На основе отчетных данных полученных из других подразделений и показателей проведенного экономического анализа составляется сводная отчетность, которая отсылается в бухгалтерию.
Можно выделить следующие документы, поступающие в ППО из других подразделений:
- Оформленный заказ – из отдела сбыта ГП;
- Типовые технологические маршруты и структуры изделий– из технического отдела;
- Заключения о конструкторских и технологических изменениях по изделиям– из технического отдела;
- Ответ на запрос сведений о наличии материалов на складе – со склада СиМ;
- Ответ на запрос о плановой и фактической численности рабочих – из службы управления персоналом;
- Расчеты потребности СиМ – из отдела снабжения;
- Утвержденные спецификации и технологии на ГП – из отдела сбыта ГП;
- Планы – графики отгрузки ГП – из отдела сбыта ГП;
- Отчет о выполнении производственного плана–из цеха;
- Рапорт о выполнении сменно – суточных заданий – из цеха;
- Акты сдачи выполненных работ – из цеха;
- Рапорт о чрезвычайных ситуациях – из цеха;
- Информация о незавершенном производстве – из цеха;
- Рапорты о выполнении обязательств по заключенным договорам – из отдела сбыта ГП;
- Акт о браке готовой продукции – из отдела технического контроля;
- Рекламации – из отдела технического контроля;
- Информация о спросе на выпускаемую продукцию – из отдела маркетинга;
- Информация о состоянии рынка товаров – из отдела маркетинга;
- Предварительные расчеты амортизационных отчислений – из бухгалтерии;
- Кредитный план – из финансового отдела;
- Финансовый план – из финансового отдела;
- Результаты финансового анализа – из финансового отдела;
Документы, передающиеся в другие подразделения:
- Запрос сведений о наличии материалов на складе – на склад СиМ;
- Запрос о плановой и фактической численности рабочих – в службу управления персоналом;
- Лимитно-заборная карта – на склад СиМ;
- Спецификации и технологии на ГП – в отдел сбыта ГП;
- План закупок СиМ – в отдел закупок;
- План подачи СиМ – в отдел закупок (материального снабжения);
- Наряды производственным рабочим – в цех;
- Сменно – суточные задания– в цех;
- План реализации ГП – в отдел сбыта ГП;
- План производства (годовой, квартальный, месячный) – в цех;
- План производства (годовой, квартальный, месячный) – в отдел маркетинга;
- План производства (годовой, квартальный, месячный) – в бухгалтерию;
- План производства (годовой, квартальный, месячный) – в финансовый отдел;
- План производства(годовой, квартальный, месячный)– в технический отдел;
- Отчет о выполнении производственного плана – в бухгалтерию;
- Выполненные заявки по рекомендациям ирекламациям потребителей– в отдел технического контроля;
В организационной диаграмме(Organizational Chart) обозначены структурные единицы ППО: бюро экономического планирования, бюро учета, бюро экономического анализа и прогноза, бюро статистики, бюро расчета и формирования планово – расчетных цен.
В диаграмме потоков данных (Data Flow Diagramming ) описан весь документооборот ППО и показаны: документы, информация, сотрудники и отделы, которые участвуют в обработке информации.
IDEF3 описывает информационные потоки, последовательность выполняемых процессов, взаимоотношения между процессами обработки информации, объекты, участвующие совместно в одном процессе.
На модели eEPC процесс планирования и мониторинга рассмотрен более подробно.
Диаграмма бизнес-процессов верхнего уровня (Value-added Chain Diagram) описывает бизнес-процессы верхнего уровня, при этом информационные и материальные потоки изображаются не стрелками, а объектами.
Диаграмма информационных потоков (Information Flow Diagram) – отражает схемы потоков данных и документов между функциями бизнес- процессов ППО.
Диаграмма знаний и компетенций (Knowledge Structure Diagram) отражает знания и компетенции, которыми должны обладать сотрудники ППО.
Описание информационной инфраструктуры (техническое оснащение и программные продукты) подразделения: в настоящее время ППО оснащен компьютерной и оргтехникой, программное обеспечение – MS Office,операционная система – Windows 10, отсутствует АИС .
Основные недостатки бизнес-процессов и существующей системы обработки документов в подразделении: сложности при работе с бумажными документами: дублирование информации в различных документах, дублирование самих документов, безвозвратная потеря некоторых документов, потеря рабочего времени на поиск и ожидание поступления документов, согласование, утверждение и передачу документов между подразделениями, на подготовку стандартных отчетов о движении документов.
В результате проведения обследования деятельности планово – производственного анализа «узких» мест, было предложено решение по реорганизации бизнес-процессов и существующей системы обработки документов в подразделении – внедрить в ППО корпоративную ИС.
Библиографический список
- Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
- Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
- Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
- Соколова А.А., Новикова Т.Б. Моделирование бизнес-процесса «Ипотечная сделка купли-продажи недвижимости» с использованием методологии ARIS / А.А.
Соколова, Т.Б. Новикова. – Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 149-155. - Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е.
Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» /
А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. -
Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109. - Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами /
С.В. Сафрина, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. – Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 (30). С. 14. - Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix /
М.А. Ганин, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9. - Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.
Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. -
Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148. - Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М.
Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327. - Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322. - Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.
Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302. - Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З.
Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256. (ВАК) - Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах /
И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251. (ВАК) - Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. – Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
- Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова. – Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
- Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-53. (ВАК)
- Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова О.В., Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
- Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ / О.В. Сильвестрова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. -
Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 (23). С. 6. - Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) / Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С. // Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59309 (дата обращения: 19.11.2015).
- Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б. Исследование деятельности аэропорта на примере диаграмм методологии Aris «eEPC», «MFD»
- Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А., Мусин Р.Ф. Бизнес – моделирование деятельности завода по производству автомобилей с использованием диаграмм IFD, CD, MFD // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59071 (дата обращения: 12.11.2015).
- Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А. Разработка диаграмм eEPC, VAD, FTA на примере описания предметной области «Ведение обращений в прокуратуру» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59116 (дата обращения: 12.11.2015).
- Мусин Р.Ф., Пролозова Т., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В. Разработка диаграммы VAD для описания бизенс-процесса приема сырья на склад // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59079 (дата обращения: 13.11.2015).
- Матвеев В.А., Конькова Д.С., Комиссарова О.Р., Новикова Т.Б., Мусин Р.Ф. Документооборот при оказании услуг перевозки груза и его графическое отображение на примере нотации eEPS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59157 (дата обращения: 12.11.2015).
- Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 13.11.2015)