УДК 004

БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА «ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕТЕРИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ ARIS

Ягудина Регина Рафитовна1, Новикова Татьяна Борисовна2
1Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И.Носова, студентка группы ФИПИб-12 института и Автоматизированных Систем
2Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И.Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
Статья посвящена моделированию бизнес-процесса с использованием методологии ARIS.

Ключевые слова: бизнес-моделирование, методология ARIS, моделирование бизнес-процессов


MODELING THE BUSINESS PROCESS ACTIVITY "DESCRIPTION CAFETERIA" USING THE ARIS METHODOLOGY

Yagudina Regina Rafitovna1, Novikova Tatyana Borisovna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, student group FIPIb-12 Institute and automated systems
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, Ph.D., Associate Professor, Department of Applied Informatics

Abstract
The article is devoted to the modeling of business processes using ARIS methodology.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59309 (дата обращения: 19.11.2016).

Методология ARIS – одна из современных методологий и программного продукта для моделирования бизнес-процессов. Расшифровывается как Architecture of Integrated Information Systems – проектирование интегрированных информационных систем [1, 2, 3, 4].

Моделирование бизнес-процессов организаций и проектирование информационных систем – основная цель ARIS.

Преимущество методологии: высокая степень визуализации бизнес-моделей и эргономичность, что делает её удобной и доступной в использовании всеми сотрудниками компании, начиная от топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками [5, 6, 7, 8].

Кафетерий – это заведение общественного отдыха и питания, которое похоже на ресторан маленького размера, но у него есть отличительная черта – это ограниченный по ассортимент продукции, также, возможно, – самообслуживание. Кафетерий реализует заказные блюда, мучные изделия и алкогольные (безалкогольные) напитки [9, 10, 11, 12].

Организационная диаграмма – это схематичное изображение сложных (простых) процессов, информационных систем, между сотрудниками отношений.

Виды организационные диаграмм:

  • простые схемы;
  • сложные схемы, которые строятся на основе сведений из внешнего источника данных.

Основные сведения, например, имя и должность, или подробные сведения, например, отдел и учетный отдел можно отображать фигурами организационной диаграммы [13, 14, 15, 16].

Рисунок 1. Организационная диаграмма

Дерево продуктов и услуг используется в тех случаях, когда требуется детальное описание услуг и продуктов, которые производит та или иная компания. Также применяется для описания связей и с другими элементами организации [17, 18, 19].

Рисунок 2. Дерево продуктов и услуг

Диаграмма целей применяется для описания стратегического уровня целей компании, их иерархической упорядоченности, а также связей целей с продуктами и услугами, производимыми компанией и бизнес-процессами, поддерживающими их производство [20, 21, 1, 2, 4].

Рисунок 3. Диаграмма целей

Рисунок 4. Диаграмма категорий затрат

Дерево отказов (происшествий, аварий, последствий) строится из блоков двух типов – логических символов и событий, которое лежит в основе логико-вероятностной модели [1, 2, 7, 9].

Рисунок 5. Дерево отказов

Данная модель описывает взаимосвязь бизнес-процессов верхнего уровня [21, 22, 23, 24]. Главным отличием данной модели является то, что информационные и материальные потоки на схеме VAD изображаются не стрелками, а объектами. При этом для каждого типа потока используется свой объект [17, 18, 20, 21].

Рисунок 6. Диаграмма бизнес-процессов верхнего уровня «Value-Added Chain Diagram (VAD)»

Диаграмма ICD расшифровывается как Information Carrier Diagram «Архитектура системы регламентирующих документов» содержит все документы, которые используются и создаются при выполнении бизнес-процесса(ов). В случае, если по ходу описания проекта обнаруживаются новые документы, то они сначала заносятся в модель документов, а потом уже на диаграмму процесса [1, 5, 7, 9, 11, 12].

Рисунок 7. Диаграмма «Архитектура системы регламентирующих документов (Information Carrier Diagram – ICD)»

Диаграмма материальных потоков изображает между функциями поток материалов [25, 26, 27]. Эту диаграмму относят к моделям процессов/управления уровня определения требований. В диаграмме материальных потоков две функции связываются посредством объекта, представляющего поток материалов [22, 23, 24]. Такое соединение указывает на перемещение потока материалов от исходной функции к целевой. Если необходимо специфицировать этот поток более подробно, то его можно детализировать другой диаграммой материальных потоков, выстраивая тем самым иерархию их описаний [13, 15, 16, 11].

Рисунок 8. Диаграмма материальных потоков


Библиографический список
  1. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. - Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.
  2. Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix / М.А. Ганин, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9.
  3. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения  / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
  4. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
  5. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
  6. Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. – № 7. С. 133-140.
  7. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256.
  8. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова. – Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
  9. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. - Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
  10. Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема// Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – 978-5-9556-0165-6. – С. 639-664.
  11. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VII Международ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015.  – С. 470-475. – Библиограф. с. 475.
  12. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. - Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.
  13. Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е. Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» /
    А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. - Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109.
  14. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  15. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  16. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-53.
  17. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. - Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
  18. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. – Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
  19. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М.
    Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
  20. Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами /
    С.В. Сафрина, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. – Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 (30). С. 14.
  21. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова О.В., Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
  22. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ / О.В. Сильвестрова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. -
    Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 (23). С. 6.
  23. Соколова А.А., Новикова Т.Б. Моделирование бизнес-процесса «Ипотечная сделка купли-продажи недвижимости» с использованием методологии ARIS / А.А.
    Соколова, Т.Б. Новикова. – Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 149-155.
  24. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) / Назарова О.Б., Масленникова О.Е.Махмутова М.В.Белоусова И.Д.Давлеткиреева Л.З.Попова И.В., Новикова Т.Б.Удотов А.С. // Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14
  25. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов/Л.В. Курзаева, Л.И. Савва//Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2008. -№7. -С. 53-63
  26. Курзаева Л.В. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис…. канд. пед.. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
  27. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424


Все статьи автора «Ягудина Регина Рафитовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация