ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Царева Ольга Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Магистрант факультета управления и социально-технических сервисов

Аннотация
Данная статья раскрывает роль проблемной лекции как формы активизации обучения студентов, направленной на осмысленное и активное познание. Сделан вывод, что проблемные лекции основаны на личностно-деятельностном подходе в образовании, развивают критичность мышления, самостоятельность, способствуют культуре преподавания и развития образованности как преподавателей, так и студентов. Выделены основные характеристики, преимущества, принципы и условия проведения проблемных лекций.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, образовательный процесс, повышение качества., познавательная активность, принципы, проблемная лекция, самостоятельный поиск, условия проведения


LECTURE PROBLEM AS A FORM OF KNOWLEDGE AND DEVELOPMENT OF ACTIVE STUDYING THE UNIVERSITY

Careva Olga Sergeevna
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
Magistrant fakul'teta upravlenija i social'no-tehnicheskih servisov

Abstract
This article reveals the role of problem lecture as a form of activization of training students, aimed at a meaningful and active knowledge. It is concluded that the problem lectures are based on student-activity approach in education, develop critical thinking, independence, promote the culture of teaching and the development of education of both teachers and students. The basic characteristics, advantages, principles and modalities of problem lectures.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Царева О.С. Проблемная лекция как форма активного познания и развития обучающихся вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57691 (дата обращения: 29.03.2024).

Исходя из объективных тенденций деятельности высшего образовательного учреждения, связанных, прежде всего, с подготовкой высоконравственного, творчески активного специалиста, претерпевают изменения концептуальные основы методологического и теоретического обеспечения процесса обучения студентов.

В профессиональной подготовке обучающихся значимыми и приоритетными становятся такие личностно-профессиональные качества будущих специалистов, как готовность к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, самопознание и саморазвитие, устойчивая позитивная мотивация к образованию на протяжении всей активной профессиональной жизни личности.

Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда может быть решена посредством инновационных форм организации учебного процесса.  Как отмечают Николаева Т.П. и Бичева И.Б., обучение с позиции инновационности предполагает организацию образовательного процесса в режиме развития. Это обеспечивает оптимальные условия организации целостного педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с обучающимися, способствует системному освоению студентами содержания предметной области и овладению культурой через освоение совокупности необходимых предметных знаний, способностей в конкретной области, позволяющих органично включать их в свою жизнедеятельность [1].

Преобразования образовательной системы требуют переосмысления формы предоставления содержания изучаемых явлений и событий, утверждают в понимании, что ключевым направлением активизации обучения является осмысленность обучения. Указанные тенденции актуализирует необходимость использования интерактивных форм обучающих занятий, в том числе повышают значимость использования в образовательном процессе проблемных лекций.

Важная роль проблемных лекций обусловлена основными характеристиками, к которым можно отнести умение осознавать и формулировать цель своей деятельности, способность проанализировать и оценить целесообразность тех или иных видов деятельности, мотивированность к самостоятельному поиску актуальных знаний и решения проблемы. Проблемная лекция, как форма активного познания, обладает отличительными особенностями, присущими активному обучению. Это находит выражение в том, решение проблемы вынуждает обучающихся проявлять самостоятельность и активность на протяжении всего учебного процесса, как по поводу содержания, так и взаимодействия друг с другом (принудительная активизация мышления) [2].

Проблемная лекция обеспечивает не просто более качественное усвоение содержания учебной дисциплины, но и формирует индивидуальность позиции каждого обучающегося, возможность сравнивать свое мнение и отношение к изучаемому материалу с другими позициями. В данном контексте проблемная лекция является такой формой организации обучающего процесса, при которой обучаемые в наибольшей степени проявляют свою познавательную активность, волевые качества, принципиальность, нравственные ценности. Это проявляется в том, что обучаемые находятся в ситуации самостоятельного поиска ответа, необходимого для решения проблемы, анализируют и сравнивают разнообразную информацию, новые знания, индивидуальный опыт сокурсников, что вызывает определенный познавательный интерес и вызывает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания. Обучаемый становится полноправным участником образовательного процесса, его поисковая деятельность, приобретаемые самостоятельно знания, опыт служат основным источником учебного познания.

Функция преподавателя перестаёт быть центральной фигурой, владеющей всеми необходимыми знаниями. Преподаватель становится одним из источников учебной информации, создающим условия для проявления инициативы, предлагая необходимые вопросы или темы для обсуждения, задания, как систему познавательных задач, отражающих основное содержание темы, побуждая обучаемых к открытию неизвестного для себя знания.

Поэтому проблемную лекцию можно рассматривать как процесс совместного познания, в результате которого каждый участник образовательного процесса вносит свой особый индивидуальный вклад, в результате чего и происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, их творческое переосмысление [3].

Раскрывая содержание учебного материала через проблемные вопросы или проблемную ситуацию, необходимые для совместного обсуждения и решения, преподаватель осуществляет конструктивный диалог в единстве системы «преподаватель – обучаемые», «студент – студент». Основными признаками такого развивающего взаимодействия становятся: единство цели, совместный выбор способов и методов достижения результатов, согласованность в принятии решений, особое состояние эмоционального сопереживания, взаимной поддержки, сотрудничества и др.

Кроме того, содержание проблемной лекции может быть освоено студентами самостоятельно с помощью дистанционных возможностей системы Moodle, активно реализуемой в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» [4].

К преимуществам проблемных лекций можно отнести интенсификацию процесса обучения за счет применения различных методик группового сотрудничества, активное информационное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, проявление творчества и инициативности каждого обучающегося в образовательном процессе, эффективность усвоения учебного материала за счет активизации познавательной деятельности обучающихся, приобретение обучающимися опыта уважительного и доброжелательного отношения к различным мнениям, развитие способности размышлять, обдумывать [5].
Немаловажным результатом становится развитие культуры преподавания и образованности обучающихся и преподавателей, как активном способе вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии. Образованный человек способен ориентироваться в мире информации, технологий, отбирая необходимую и значимую, правильно оценивая значение тех или иных достижений для личностного и профессионального роста [6].
Таким образом, проблемная лекция направлена на реализацию личностно-деятельностного подхода в образовании и основывается на принципах взаимодействия преподавателя и студента, инициативности и творчества, саморегуляции и контролируемости.

Можно выделить несколько условий, которые необходимо соблюдать при проведении проблемных лекций:

– готовность преподавателей и студентов к инновационным преобразованиям и проблемному изучению дисциплины [7];

– систематизация и структурирование объема знаний по конкретной дисциплине;

– акцент не на объяснение и изложение теоретического материала, не на простую передачу знаний и информации, а на выявление и решение конкретной проблемы, связанной с изучаемым содержанием;

– соблюдение принципов единства анализа и синтеза, индукции и дедукции с учетом учебной дисциплины, темы и характера материала;

– наличие разных вариантов решения поставленной проблемы, выдвижение частных предположений на основе фактического материала;

– разъяснение методов решения проблемных ситуаций;

– формирование потребности обучаемых в использовании имеющихся знаний;

– побуждение к поиску решения проблемы, разъяснение методов решения проблемных ситуаций и  др.

Выделенные особенности и условия проведения проблемной лекции направлены на повышение качества образовательного процесса, основными результатами которого становятся активность личности как в процессе реализации организационных форм обучении, так и в способах познании, способность к продуктивному диалогу на основе комплексного восприятия ситуации и проблемы, развитие логичности и доказательности, критичности мышления будущих специалистов.


Библиографический список
  1. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4. – URL: http: // http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.09.2015).
  2. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  3. Питанова М.Е.  Взгляд психолога на лекцию в высшей школе [Текст] / М. Е. Питанова // Инновации в образовании. – 2014. – № 4. – С. 136-144. 
  4. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (дата обращения: 15.09.2015).
  5. Царева О.С., Бичева И.Б.Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник научных трудов  по материалам II Международной научно-практической конференции (23 апреля 2015 г.). Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина. – 2015. – С. 176-179.
  6. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 16.09.2015).
  7. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf. (дата обращения: 11.09.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация