УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ В МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Бичева Ирина Борисовна
ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет" имени Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена анализу образования как социокультурного феномена и образованности как свойства личности. Проведенное исследование позволяет определить образованность человека как основу будущего прогресса и системообразующий компонент личностно-профессионального развития личности, обеспечивающего формирование новых нравственно-гуманистических позиций, качеств, непрерывность роста профессиональной компетентности.

Ключевые слова: критерии, образование, образованность, педагогические условия формирования образованности обучающихся., принципы построения учебного процесса, содержание обучения


THE FORMATION OF THE EDUCATION OF STUDENTS AS A WAY OF ENTERING INTO THE WORLD OF SCIENCE, CULTURE AND FUTURE OF THE PROFESSION

Bicheva Irina Borisovna
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
Ph.D., assistant professor of innovation management

Abstract
This article is devoted to the analysis of education as a social and cultural phenomenon and education as personality traits. This study allows to define the educated person as the basis for future progress and strategic component of personal and professional development of the individual, ensuring the formation of a new moral-humanistic attitudes, qualities, the continuity of the growth of professional competence.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 29.09.2017).

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].
Образование человека рассматривается в конкретном социокультурном контексте и
выполняет определенные функции:
- вхождение человека в мир науки и культуры наиболее оптимальных способом;
-  социализация человека и преемственности поколений;
- механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
-  трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
-  развитие региональных систем и сохранение национальных традиций.
-  передача и воплощение базовых культурных ценностей и целей развития общества.
-  обеспечение культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Следовательно, образование является способом социализации личности и преемственности поколений, средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности,  обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.
Уровень образования как совокупность знаний, полученных в процессе обучения, просвещенность и культура человека определяют понятие образованности [2].
Образованность – качество личности, характеризующее способность человека использовать в своей жизнедеятельности освоенные им продукты материального и духовного труда людей, т.е. их прошлого опыта и включать их в свой собственный опыт, руководствуясь действующими социальными нормами и духовными ценностями в обществе. На практике образованность заключается в объеме информации (знаний, умений, навыков), позволяющей правильно мыслить в пределах существующей системы представлений, рассуждать, стремиться ко благу, оценивать последствия своих действий. Образованность определяется умением  человека осмысливать явления собственной духовной жизни. Все это, в конечном итоге, складывается в цельную картину мира, в рамках которой «заключает» себя сам человек [3].
Образованность – свойство личности, выражающееся в стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоопределению, самореализации). Она сопровождает человека на протяжении всей его индивидуальной жизни, характеризуется в значительной степени самообразованием, источники которого намного шире и богаче, чем целенаправленное обучение. Образованность в отличие от обученности всегда личностно избирательна, целенаправленна; опирается на субъектное отношение к предмету познания, всегда индивидуально мотивирована. Обученность измеряется другими критериями, отличающимися всеобщностью, стандартностью, результативностью [4].
Как отмечает Новиков А.М., в условиях современного общества образованность человека рассматривается, как способность человека общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. Образованность личности предполагает развитие личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих умения самостоятельно ставить цели и достигать их,  принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, работать в команде, быть коммуникабельным, владеть навыками самоорганизации, достаточно быстро устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности, быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда, работать с информационными потоками, анализировать происходящее вокруг, быть динамичным и успешно действовать в максимально неопределенной  экономической, технологической, производственной и т.п. ситуации. [5, 6].
Образованность предполагает широту взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целостно – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские.
В современном мире образованный человек должен владеть  различными языками, компьютерной грамотностью и текстовой культурой (умение понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста).
Развитие указанных качеств возможно лишь при осознании собственного образования как непрерывного процесса в течение всей жизни.
Г.М. Коджаспирова определяет образованность как качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. И в качестве критериев образованности ученый полагает системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений [7].
Следует отметить, что образованный человек – это не просто человек, знающий и умеющий, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, имеющий привычку мыслить, размышлять, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы.
Образованность влияет на осуществление человеком своей профессиональной деятельности. Образованный человек способен ориентироваться в мире информации, технологий, отбирая необходимую и значимую, правильно оценивая значение тех или иных достижений для личностного и профессионального роста.
Образование не предполагает знания всего на свете. Образованный человек имеет представление о точности и сознает, что в различных областях знания она имеет совершенно разный смысл. Следовательно, образованный человек умеет ориентироваться в мире, взвешивая все «за» и «против», вырабатывая свое отношение к различным прогнозам (экономическим, политическим, др.), собственное суждение по поводу конкретного предмета, видеть мир по-другому, рассуждать о нем более тонко, обнаруживать в нем новые взаимосвязи, проявляя, тем самым, критичность мышления. Быть образованным – значит иметь представление о многогранности мира, уважать чужую культуру, отказаться от наивного чувства собственного превосходства.
Биери Петер, рассуждая «Что значит быть образованным человеком?», писал, что человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно, поскольку познать сущность своего «Я» до конца невозможно. Способность посмотреть на мир глазами другого человека, тоже является критерием образованности. Чем образованнее человек, тем лучше он может представить себя в положении другого. Образование можно рассматривать как самопознание: я могу не просто во что-то верить, чего-то желать или нечто чувствовать, но и задаваться вопросом – почему со мной происходит именно это, в чем причина этих мыслей и переживаний. Образованного человека можно распознать по тому, как резко он реагирует на все, что препятствует его образованию. Реакции его столь остры, поскольку этим бывают затронуты все стороны образования: ориентация в мире, просвещение и самопознание, воображение, самоопределение, искусство, счастье [8].
Рассматриваемые научно-теоретические аспекты феномена образованности, ведущие тенденции в развитии современного образования позволяют определить образованность человека как основу будущего прогресса и системообразующий компонент личностно-профессионального развития личности, обеспечивающего формирование новых нравственно-гуманистических позиций, качеств, непрерывность роста профессиональной компетентности.
Проблема формирования образованности обучающихся становится особенно актуальной в  современных социально-экономических условиях. Образование как социальная система, должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться и развиваться.  Необходимо переосмыслить содержание обучения студентов, которое должно охватывать спектр знаний, связанных с формированием нравственного, этического отношения к профессии и ответственности за выполнение профессиональной функции, овладение культурой в области профессиональной деятельности.
Методическое сопровождение учебного процесса, направленное на формирование образованного обучающегося, будущего профессионала, должно обеспечивать аналитическую, проектировочную, мониторинговую и результативную функции профессионального образования, разрешая, тем самым, противоречия между предметным содержанием обучения и целостным характером профессиональной деятельности будущего специалиста.
Построение учебного процесса, направленного на формирование образованности обучающихся, обусловлено следующими принципами:

- принципом гибкости (адаптивности), предполагающим оперативное реагирование на вызовы, изменения профессиональной среды, учет требований работодателей, что повышает конкурентоспособность будущих выпускников;

- принципом интенсификации обучения, предусматривающим управление самостоятельной работой студентов, с целью повышения активности и формирования потребности к непрерывному обучению в течение всей жизни;   

- принципом модульности, в соответствии с которым содержание обучения представлено в виде модулей, каждый из которых включает требования к результату, содержанию, технологии обучения, организации самостоятельной работы, формам контроля;

- принципом инновационности, обеспечивающим использование активных методов обучения, а также  включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).

Критериями оценки сформированности образованности у обучающихся являются:

- нормативные критерии: знание положений, инструкций, нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность экономиста, умение соотносить нормативные документы с особенностями реальной ситуации;

- результативные критерии обучения: образованность, эрудиция, информированность обучаемых; целесообразность, соответствие социальным потребностям содержания обучения; способность эффективно применять приобретенные знания, умения;

- социальные критерии: осознание обучаемыми актуальности профессиональной деятельности в современной социально-экономической ситуации, понимание системности профессиональной деятельности.

К педагогическим условиям формирования образованности у будущих экономистов относятся:

- формирование новой позиции на непрерывное личностно-профессиональное образование в течение всей жизни;

- изменение принципов, установок будущих специалистов на управление профессиональной деятельностью в современной социально- экономической ситуации;

- проектирование как способ инновационной деятельности;

- организация целевого структурного содержания профессионального обучения;

- использование новых педагогических технологий, обеспечивающих создание развивающей среды обучения;

- стимулирование творчества, профессионально-личностного саморазвития.

Комплекс выделенных педагогических условий позволяет реализовать гуманистические начала в профессиональном обучении, обеспечивая развитие образованности обучаемых, которая проявляется в том, что у студентов формируется:
- нравственная зрелость и устойчивость, честность и порядочность, уважительность к людям, их правам и свободам;
- правовая культура, требующая решения профессиональных задач в рамках правового поля, без нарушений законов;
- система научных знаний, позиций, представлений, убеждений, позволяющая правильно понимать профессиональную сферу своей деятельности, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность в целом и в конкретных профессиональных ситуациях;

- ответственность за собственное личностное продвижение, развитие, профессиональное становление;

- способность и готовность применять профессиональные знания и умения на практике, действовать успешно, разрешая проблемные ситуации в соответствии с профессиональной функцией;

- способность и готовность учиться в течение всей жизни и др.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  3. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
  4. Рассел Б. Искусство мыслить. – М., 1999. – С.104-109.
  5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России [Текст] / А. М. Новиков. – М.: ИЦП НПО РАО – 1997. – 254 с.
  6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Изд. 2-е. – М.: Эгвес, 2011.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: 2005. С. 93-94.


Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: