Современные условия развития экономики Астраханской области характеризуются применением кластерного подхода. Министерство экономического развития Астраханской области в настоящее время ведет активную работу по созданию и развитию судостроительного, туристического кластеров и кластера аквакультуры и рыбного хозяйства.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы хозяйствования Астраханской области. В условиях экономической нестабильности связанных с колебаниями валютной системы малый и средний производственный бизнес должен занять одно из первоочередных позиций в конкурентной борьбе и импортозамещении на отечественном рынке. Пока валютный курс доллара и евро высок, а потребительские привычки людей не поменялись, в условиях запретительных цен на импорт можно достаточно быстро создать малое импортозамещающее производство. Такие процессы возможны на основе создания и развития кластера.
Создание и развитие кластера является длительным процессом, в связи с чем у руководителей компаний и региональных органов государственной власти, осуществляющих непосредственное участие в формировании кластерной структуры и реализации кластерных инициатив, должны быть созданы соответствующие механизмы и инструменты, гарантирующие кластеру становление и развитие независимо от политических и экономических перемен, связанных с выборами и экономическими циклами, обеспечивающие им государственную поддержку в любой экономической ситуации вне зависимости от курса региональной экономической политики. Функционирование предприятий территориальных отраслевых кластеров в быстроменяющихся условиях внешней среды приводит к снижению динамики экономического роста предприятий кластера и замедлению реализации кластерных инициатив в регионе.
Структурными элементами территориальных отраслевых кластеров Астраханской области являются следующие разновидности организаций:
- научные организации, деятельность которых, в первую очередь, направлена на решение задач научно-технического развития данного региона;
- высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров для экономики региона;
- якорные предприятия – производители;
- инновационные предприятия;
- организации инновационной инфраструктуры;
- институты развития;
- органы управления региональным научно-техническим комплексом.
Формирование кластера в регионе происходит с помощью потоков, связей, которые обусловлены деятельностью участников кластера. Эти связи должны быть доступны всем участникам кластера, что в результате может обеспечить синергетический эффект.
Создание в регионе территориальных отраслевых кластеров позволит входящим в него предприятиям:
снизить затраты на закупку сырья и материалов за счет формирования консолидированных заказов и внедрения системы совместных закупок и логистики.
привлечь недозагруженные производственные мощности за счет создания информационной базы в кластере.
создать условия для более эффективного использования местной сырьевой базы
создать единую систему сбыта готовой продукции и снизить себестоимость продукции за счет затрат на ее сбыт.
обеспечить отрасль кадровыми ресурсами необходимого уровня квалификации.
Головным институтом развития кластеров Астраханской области выступает Центр кластерного развития, основными задачами которого являются:
- анализ потенциала формирования и перспектив развития кластеров на территории Астраханской области;
- разработка программ и проектов развития территориальных кластеров и инвестиционных программ;
- мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров;
- разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров;
- оказание содействия участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки;
- вывод на рынок новых продуктов (услуг) участников территориальных кластеров;
- организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.
Информационная и организационная поддержка создаваемых кластеров является основной задачей данной структуры. Коммуникации между кластером и центром кластерного развития осуществляются через управляющий орган кластера, который является выборным и отражает мнение большинства участников кластера. Целесообразно выделять для коммуникаций и координации действий менеджера кластера в центре кластерного развития одного на каждый кластер. На более поздних этапах взаимодействия кластера с центром кластерного развития и появления проектов необходимо привлекать специалистов в области управления проектами. В проекте заказчиком выступает кластер, менеджер кластера выполняет функции куратора проекта.
Для успешной и максимально эффективной реализации проектов кластера предлагается использовать ресурсы и иных институтов развития на различных этапах развития.
Рисунок 1 – Схема взаимодействия кластеров с институтами развития
На этапе инициации проекта целесообразно использовать компетенции Регионального центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью параллельной подготовки возможно необходимой инфраструктуры поддержки и Агентства инвестиционного развития Астраханской области.
На этапе планирования полезным будет взаимоотношения с ОАО “Астраханский залоговый фонд” и НКО “Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства” в части решения вопросов финансирования с минимальной нагрузкой на предприятия – участников проекта.
На этапе реализации возможен запуск проекта при участии Автономного учреждения Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр» в части размещения согласно нормативно-правовым документам. ТПП Астраханской области, Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области и Астраханское региональное представительство «Евро Инфо Корреспондентский Центр» могут оказать существенное влияние на развитие сбытовой политики и деловых контактов.
Этап закрытия проекта характеризуется отладкой операционных процессов и последующей модернизацией результатов проекта. Существенный вклад на данном этапе ожидается при участии ФГБОУ ВПО Астраханский государственный технический университет и ФГБОУ ВПО Астраханский государственный университет.
На каждом из этапов рекомендуется в случае необходимости использовать федеральные институты развития.
В настоящее время в нашей стране действует ряд институтов развития, к которым относятся:
- Инвестиционный фонд Российской Федерации;
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- Акционерное общество «Российская венчурная компания»;
- Акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
- Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;
- Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- Акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк»;
- Акционерное общество «Росагролизинг»;
- Акционерное общество «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий»;
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
К наиболее крупным институтам развития можно отнести Внешэкономбанк, государственную корпорацию «Роснанотех», акционерное общество «Российская венчурная компания», государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Они оказывают поддержку кластерным проектам через финансирование бизнес-проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР.
Также следует обратить внимание на программы инвестиционного развития госкорпораций, которым Правительством РФ рекомендовано осуществлять взаимодействие с территориальными отраслевыми кластерами.
Согласно зарубежному опыту, кластер формируется достаточно длительное время (годы и даже десятилетия). Один комплекс мероприятий не позволит в одночасье сформировать кластера мирового уровня. Нужна длительная работа, в рамках которой целесообразно разложить государственную поддержку процесса формирования кластера на несколько этапов: подготовительная работа, этап низко висящих плодов, эмап общекластерных проектов. Все эти этапы должны осуществляться на основе взаимодействия с институтами развития.
Библиографический список
- Артамонова, Ю.С. Практические аспекты реализации кластерной политики на основе создания центров кластерного развития //Современные производительные силы.-2014.-№4.-с. 118-123
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова Ю.С., Ханьжов И.С., Байнишев С.М., Стрельцов Д.И. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17710 (дата обращения: 10.03.2015).
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46055 (дата обращения: 10.02.2015)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Характеристика экономического состояния Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=9508 (дата обращения: 10.02.2015
- Артамонова Ю.С., Файзиев Р.М., Чудайкина Т.Н. Повышение эффективности кадрового обеспечения кластеров Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9500 (дата обращения: 09.03.2015).
- Артамонова Ю.С., Файзиев Р.М., Чудайкина Т.Н. Направления и перспективы развития туристического кластера Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49100 (дата обращения: 10.03.2015).
- Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
- Мониторинг состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала территориальных кластеров и актуализация программ территориальных кластеров Астраханской области, в том числе создание (организационное проектирование) цепочек взаимодействия в интересах участников территориальных кластеров. – Астрахань, 2015.
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Оценка факторного пространства, влияющего на формирование инновационных кластеров стройиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47099 (дата обращения: 09.03.2015).