В настоящее время рынок бутилированной воды развивается достаточно серьезными темпами. В связи с этим производителям необходимо направить свои усилия на грамотное позиционирование своей продукции с позиций обеспечения высокого качества.
Для решения проблемы обеспечения качества существует множество эффективных решений, таких как, создание систем менеджмента качества, использование статистических методов и т.д. [1…4]. В любом случае при разработке комплекса мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня качества, необходим сравнительный анализ качества продукции ближайших конкурентов, что позволит грамотно сформировать политику развития предприятия.
Проведем сравнительный анализ продукции трех ведущих предприятий Пензенской области, которые занимают наибольшую долю рынка бутилированнной воды. На рисунке 1 представлено распределение рынка между этими предприятиями.
Рисунок 1 – Доля рынка между предприятиями
С целью проведения сравнительного анализа нескольких образцов продукции необходимо получить комплексную оценку их качества [3, 5].
В качестве объекта исследования выберем минеральную воду производства ООО ТД «Кувака и К» по сравнению с другими участниками рынка, выпускающим аналогичную продукцию. Для расчета уровня конкурентоспособности продукции (ТУП) были выбраны четыре показателя (табл. 1).
Таблица 1. Абсолютные показатели качества и конкурентоспособности продукции
Показатели |
ООО ТД «Кувака и К» |
ООО «Престиж» |
ЗАО «Исток» |
Массовая доля СО2, % |
0,3 |
0,4 |
0,35 |
Минерализация, мг/л |
450 |
375 |
350 |
Цветность, град. по платиново-кобальтовой шкале |
21 |
20 |
20,5 |
Средняя цена, р/л |
17,5 |
18 |
17,8 |
В таблице 2 представлены основные группы потребителей и весовые коэффициенты, полученные экспертным методом [3, 6].
Таблица 2. Коэффициенты весомости показателей качества и конкурентоспособности продукции
Показатели качества |
Экспертная оценка показателей (значимость) для групп потребителей |
|
Опт |
Розница |
|
Массовая доля СО2, % |
0,09 |
0,11 |
Минерализация, мг/л |
0,10 |
0,11 |
Цветность, град. по платиново-кобальтовой шкале |
0,26 |
0,28 |
Средняя цена, р/ л |
0,55 |
0,5 |
Обобщенный показатель качества вычисляется по формуле [3]:
где j=1…6 – группы потребителей;
n – число показателей качества, учитываемых при расчете технического уровня;
Mij- коэффициент весомости каждого i-го показателя качества j-ой группы потребителей;
Kij- относительный показатель качества продукции
Относительный показатель качества продукции вычисляется по следующим формулам:
1. если увеличение показателя Pj повышает ТУП (показатель 2)
2. если увеличение Pj приводит к снижению ТУП (показатель 1,3,4).
Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле [7]:
Результат расчетов представлен в таблице 3.
Таблица 3. Сводная таблица результатов расчета
Материал основы изделия |
ООО ТД «Кувака и К» |
ООО «Престиж» |
ЗАО «Исток» |
Опт |
|||
Комплексный показатель качества изделия |
0,99 |
0,95 |
0,95 |
Потребительская полезность изделия, % |
100% |
95,96% |
95,96% |
Розница |
|||
Комплексный показатель качества изделия |
0,99 |
0,94 |
0,95 |
Потребительская полезность изделия, % |
100% |
94,95% |
95,96% |
Таким образом, наибольшим значением показателя качества и потребительской полезностью обладает продукция ООО ТД «Кувака и К». Несмотря на имеющийся задел в области обеспечения качества работа над повышением конкурентоспособности не должна прекращаться независимо какую долю рынка занимает ООО ТД «Кувака и К».
Библиографический список
- Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
- Козицына, А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
- Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
- Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
- Бахтулова, К.М. Обобщенная оценка уровня качества пищевой продукции [Текст] / К.М. Бахтулова, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34285 (дата обращения: 12.05.2014).
- Тарасов, Р.В. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
- Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.