УДК 658.56

ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Козицына Анастасия Вячеславовна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент

Аннотация
В последнее время актуальным вопросом является качество выпускаемой продукции, которое обуславливается степенью соответствия характеристик потребностям или ожиданиям потребителя. В статье рассмотрены основные инструменты качества с позиции их преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: инструменты качества


QUALITY TOOLS AS AN EFFECTIVE WAY TO IMPROVE THE PRODUCT QUALITY

Kozitsyna Anastasia Vyacheslavovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
Recently, the topical issue is the quality of manufactured products, which is caused by the degree of conformity of characteristics to requirements or expectations of the consumer. In the article the basic quality tools from the position of their advantages and disadvantages are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козицына А.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 02.06.2017).

Эффективное управление выпуском качественной и конкурентоспособной продукции, в том числе и строительного назначения, предполагает планирование, управление, обеспечение и улучшение качества.  С учетом многообразия инструменты качества принято делить на три большие группы: простые методы; новые инструменты; новейшие инструменты.

Простые инструменты качества образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. К ним относятся: контрольный листок, гистограмма, метод стратификации, причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), диаграмма Парето, диаграмма разброса (рассеивания) и контрольные карты процессов. Описание каждого метода с указанием преимуществ и недостатков представлено в таблице 1.

 Таблица 1 – Простые инструменты качества

Наименование метода

Описание метода [1]

Преимущества и недостатки

Контрольный листок Имеет единую форму для регистрации и подсчета данных, получаемых в результате наблюдений или испытаний контролируемых показателей в течение определённого времени. Данные могут быть целочисленными и интервальными.

Основное назначение – представление информации в простом и удобном виде, с учетом распределения данных по категориям,  показывающим, как часто возникают события.

Преимущество: легкость применения, упорядочение значений для работы с другими методами, применение одной формы для регистрации.

Недостатки: Событие остается не зарегистрированным, если оно не определено в контрольном листе.

Гистограмма Гистограммой называют ступенчатую фигуру, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат частичные интервалы длиной h, а высоты представляют собой плотность частоты. Гистограмма служит для обобщения цифровых значений и отображает зависимость частоты попадания параметров в определенный интервал значений. Преимущества: наглядность, простота использования и применение; позволяет легко найти пути решения проблемы.

Недостатки: модель, построенная по малым выборкам,  не позволяет сделать достоверные  выводы.

Метод стратификации Этот метод  позволяет разделить полученные значения на подгруппы по определенному признаку. Преимущества: наглядность, простота освоения и применения.

Недостатки: низкая эффективность при проведении анализов сложных процессов.

Диаграмма Исикавы Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Она обеспечивает системный подход к определению фактических причин возникновения неполадок. Преимущества: является основой для обсуждения разнообразных причин возникновения проблемы; позволяет группировать причины в самостоятельные категории; легко осваиваемая и применима.

Недостатки: метод является слишком нечетким и объемным; нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом.

Диаграмма Парето Диаграмма является графическим прототипом правила Парето. Правило показывает, что значительное число дефектов возникает из-за не определенного числа причин. Используется при выявлении наиболее существенных факторов, влияющих на возникновение несоответствий. Диаграмма Парето и правило Парето позволяют отделить важные факторы от малозначимых и несущественных. Преимущества: в первую очередь устраняются наиболее значимые проблемы;  легка для применения и понимания.

Недостатки: сложно оценить значимость проблем, если не учитывается стоимость последствий.

Диаграмма разброса Показывает характер взаимодействия между двумя переменными. Необработанные данные изображаются как функция двух переменных, между которыми существует взаимосвязь. Взаимосвязь может быть положительной, отрицательной, либо отсутствовать вообще. Преимущества: наглядность и простота оценки.

Недостатки: при построении сложной диаграммы возможны неправильные выводы.

Контрольные карты Используется для контроля состояния производственного процесса во времени и организации внесения изменений в ход процесса до того, как он выйдет из-под контроля. В случае статистически неуправляемого процесса проводятся корректирующие мероприятия. Достоинства: при наличии значимых проблем принимается решение до того, как начнется выпуск дефектной продукции; позволяет улучшить показатели качества.

Недостатки: сложность выбора типа контрольных карт

Помимо представленных выше инструментов существуют новые, усовершенствованные инструменты управления качеством, такие как: мозговая атака (штурм), диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма (таблица качества), стрелочная диаграмма, поточная диаграмма, матрица приоритетов. Все эти инструменты позволяют решать проблемы управления качеством путем анализа фактов, представленных не в численной, а в какой-либо другой форме. Описание каждого метода представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Новые инструменты качества

Наименование метода

Описание метода

Преимущества и недостатки

Мозговая атака (штурм) Форма коллективного творчества решения поставленных проблем. Метод широко применяется в различных сферах трудовой деятельности. Метод мозгового штурма – это генерирование идей в короткий временный отрезок времени, выдвижение новых идей, нахождение решений в сложных ситуациях. Наиболее продуктивно метод работает в группах, при коллективном творчестве с учетом взаимодействия участников группы [2]. Преимущества: для предложения новых идей не требуется привлекать высококвалифицированных экспертов; прост в использовании и понимании;

Недостатки: сложность формирования рабочей группы.

 

Диаграмма сродства Диаграмма предназначена для упорядочивания большого количества качественных данных. Группировка осуществляется по принципу родственности информации. Отдельная группа представляет собой группу, выделенную по определенному признаку, присущему только для данной группы. Если необходимо сопоставить большое количество неоднородных факторов, тяжело охватить связь данных, когда выполняется работа в команде, то применяется диаграмма сродства.

В большинстве случаев диаграмма сродства необходима для обработки результатов «мозгового штурма».

Преимущества: наглядность и простота использования данных.

Недостатки: субъективность распределения данных.

Диаграмма связей Диаграмма связей – это инструмент управления качеством, основанный на определении логических взаимосвязей между данными. Применяется для сопоставления причин и следствий по определенной исследуемой проблеме. Диаграмма связей может быть использована совместно с диаграммой сродства. При применении данного метода решаются комплексные проблемы в ситуации, когда действует множество факторов.

Для построения диаграммы необходимо сформировать рабочую группу, так как этот инструмент является «плодом» коллективной работы.

Преимущества: структурированный подход к анализу комплексных взаимодействий.

Недостатки: полагаются на субъективные суждения о факторах взаимосвязи; слишком сложная и трудная для восприятия.

 

Древовидная диаграмма Диаграмма предназначена для распределения причин рассматриваемой проблемы на различных уровнях. Диаграмма представляет собой «дерево», в основании которой находится исследуемая проблема. Применение древовидной диаграммы необходимо в случае, когда нужно определить и упорядочить все важные причины проблемы. Преимущества: наглядность и простота использования и применения; легкое  сочетание с другими инструментами качества.

Недостатки: субъективность расположения элементов.

Матрица приоритетов Инструмент, с помощью которого причины можно ранжировать по степени важности. Применение данного инструмента позволяет выявить наиболее важные данные при оценке проблемы. Основное назначение метода – распределение различных наборов элементов в порядке значимости, установление важности между этими элементами. Преимущества:  возможность объективно оценить значимость данных.

Недостатки: достаточно трудоемкий.

 

Стрелочная диаграмма Диаграмма применяется после выявления значимых проблем, требующих решения, а также планирования определенных сроков выполнения всех работ для реализации поставленной цели. Наглядное графическое отображение обеспечивает своевременное достижение поставленных целей. Достоинства: наглядность, простота освоения и применения.

Недостатки: нет правил отбора и оценки эффективности вариантов выполнения работ.

 

Поточная диаграмма Инструмент представляет графическое изображение этапов процесса. При рассмотрении связи этапов процесса, часто можно выявить источники неприятностей. Достоинства:  наглядность представляемой информации

Недостатки: сложность построения при описании трудоемких процессов

Матричная диаграмма Позволяет определить связь между элементами. Она выглядит как таблица, которая включает элементы, между которыми нужно установить связь. Когда необходимо установить степень взаимосвязи между причинами, то матричная диаграмма является полезным инструментом качества. Достоинства: наглядное графическое представление; возможность быстро оценить силу взаимосвязи;

Недостатки: ограниченность числа сопоставляемых элементов.

 

К самым новейшим инструментам управления качеством относятся:

- развертывание функции качества (QFD-анализ);

- бенчмаркинг;

- анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ);

- анализ деятельности подразделений;

- система “Ноль дефектов”;

- система “Точно вовремя”;

- функционально-стоимостной анализ.

Описание, преимущества и недостатки новейших инструментов представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Новейшие инструменты качества

Наименование метода

Описание метода

Преимущества и недостатки

Развертывание функции качества Инструмент представляет собой системный подход к проектированию, который основан на четком понимании потребностей потребителя. Перед развертыванием функции качества стоит главная задача -  перевод субъективных показателей качества в набор технических характеристик. QFD является одним из эффективных методов «расстановки приоритетов» в процессе создания продукции [3]. Достоинства: Хороший способ идентификации ожиданий потребителей; максимальное использование ресурсов предприятия; Командная работа.

Недостатки: Проведение между фазами построения большого количества параллельных действий, а внутри фазы – промежуточных действий.

Бенчмаркинг Бенчмаркинг – это процесс сравнения деятельности своего предприятия с лучшими компаниями в отрасли с реализацией и внедрением изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности. Достоинства: возможность оценки стратегии и целей деятельности предприятия по сравнению с более успешными аналогичными организациями;

Недостатки: необходимость сравнения большого количества данных о деятельности предприятий для выявления новых решений.

Анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ) Метод, применяется для определения дефектов или несоответствий, а также причин их возникновения в процессе производства или оказания услуги. Он применяется для выявления проблем до того момента, как они проявятся и приведут к негативным последствиям. [4] Достоинства: системная идентификация возможных отказов процессов, в том числе и неочевидных форм; оценка последствий и критичности потенциальных форм отказа; возможность принятия решения в команде.

Недостатки: трудоемкость анализа и описания сложных процессов

Анализ деятельности подразделений Анализ деятельности подразделений – основное средство, которое помогает рабочим понять причастность к процессу улучшения деятельности производства. Данный инструмент качества помогает оценить всю деятельность предприятия, определить и оценить основные виды работ, и подробно рассмотреть каждый из них. Основное уделяется отношениям между поставщиком и потребителем; работам, осуществляемым в рамках подразделения [3]. Достоинства: сотрудники активно участвуют в процессе совершенствования  выполняемых работ; может быть использована система мотивации; развивается способность к самосовершенстванию личности и вырабатываются лидерские черты характера; возможность работников самостоятельно управлять работой подразделения [3].

Недостатки: процедура анализа в некоторых случаях требует временной приостановки деятельности всего предприятия или отдела.

Система “Ноль дефектов” Система «Ноль дефектов» направлена на достижение нулевого уровня дефектов. Система базируется на следующих принципах: ориентация на предупреждение появления дефектов; направление усилий на сокращение уровня дефектности в производстве; понимание того, что качество работы компании определяется качеством производственных процессов, и качеством деятельности непроизводственных подразделений [3]. Достоинства: возможность сокращения уровня дефектности в производстве; возможность формулирования целей в области качества на длительный срок.

 

Система “Точно вовремя” Концепция основывается на  философии качества, в соответствии с которой любая фаза производства заканчивается изготовлением качественной продукции. По концепции, запасы которые не были использованы в установленный срок, являются непроизводственными расходами и составляют издержки производителя [3, 5]. Достоинства: сокращение затрат, необходимых для управления запасами; возможность освобождения производственных площадей; сокращение объема нереализованного товара при сокращении спроса; сокращение объема партий выпускаемой продукции; снижение количества дефектов [5].

Недостатки: снижение возможности исправить возникший и пропущенный на следующую операцию брак; сильная зависимость производства от качества работы поставщиков; слабые возможности удовлетворить внезапно повысившийся спрос

Функционально-стоимостной анализ Инструмент позволяет оценить реальную стоимость продукта или услуги Цель ФСА состоит в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производство[3, 6]. Достоинства: точное знание стоимости продукции; качественная реализация управленческих решений;  выявление операций, не способствующих повышению ценности товара.

Недостатки: невозможность точной оценки издержек производства отдельного продукта; процесс может оказаться излишне детализированным; отсутствие специальных программных средств [3].

 Таким образом, представленные инструменты качества являются эффективными средствами воздействия на уровень качества выпускаемой продукции. Однако, несмотря на то, что данные инструменты могут применяться по отдельности, наибольшую результативность они показывают при комплексном применении. При этом требуется учитывать различную результативность инструментов в зависимости от конкретной ситуации и четко понимать, какой из инструментов будет наиболее подходящим.


Библиографический список
  1. Мазур, И.И. Управление качеством [Текст]: учебное пособие /  И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.- М.: Высшая школа, 2003. – 339 с.
  2. Макарова, Л.В. Экспертные методы в управлении качеством [Текст]: учебное пособие / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2012.-92 с.
  3. Пономарев, С.В. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством [Текст]: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов.- Тамбов: ТГТУ, 2005.-80 с.
  4. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Богомолова В.С., Новикова М.Ю. Систематический анализ системы для идентификации видов потенциальных отказов при производстве строительных конструкций // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31546 (дата обращения: 21.02.2014).
  5. Менеджмент качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kpms.ru/General_info/Just_in_Time.htm.
  6. Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Акжигитова О.Ф. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31616 (дата обращения: 22.02.2014).


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: