К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Широва Татьяна Анатольевна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент

Аннотация
В работе предлагается квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности рассеивателей из силикатного стекла для светильников, основанный на сравнительном анализе продукции различных производителей и учитывающий сегментацию рынка.

Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка уровня качества


TO THE QUESTION OF ENSURING OF PRODUCTION COMPETITIVENESS

Shirova Tatyana Anatolyevna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
In work the qualimetrical approach to an assessment of competitiveness of diffusers made of silicate glass for the lamps, based on the comparative analysis of production of various producers and considering market segmentation is offered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Широва Т.А., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. К вопросу обеспечения конкурентоспособности продукции // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34928 (дата обращения: 25.03.2024).

В настоящий момент чрезвычайно актуальны проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг) [1…3].

Конкурентоспособность товара во многом определяет и конкурентоспособность самого предприятия, его репутацию и финансово-экономическое состояние. Однако это возможно только в случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований рынка [4]. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения.

Одним из вариантов определения конкурентоспособности продукции является определение ее потребительской стоимости с использованием сравнительного анализа. С целью проведения сравнительного анализа нескольких образцов продукции необходимо получить комплексную оценку их качества [5…8].

Рассмотрим процесс получения комплексной оценки качества продукции на примере рассеивателей из силикатного стекла для светильников. Значения абсолютных показателей, которые обеспечивают конкурентоспособность рассматриваемой продукции различных производителей представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Значения абсолютных показателей, обеспечивающих конкурентоспособность продукции

Наименование показателей конкурентоспособности

Производители

ЗАО «НЗСС»

г. Никольск

ЗАО «Ксенон»

г. Москва

ЗАО «Николо-Натальинское стекло», г. Санкт-Петербург

ЗАО «Гусь-

Хрустальный»

Отклонение от размеров, мм

3,5

3

3

3

Коэффициент пропускания,%

85

85

80

80

Относительная влажность,%

85

80

85

83

Абсолютная влажность,%

20,5

20

20

20

Цена

400

480,5

321

473

Анализ проведенных исследований свидетельствует, что в большинстве случаев рассеиватели относятся к товарам периодического длительного спроса (таблица 2). При этом наибольшая доля респондентов, составляющая 55%, попадает в третью группу потребителей с уровнем доходов более 10000 руб. (таблица 3).

Кроме того, предварительные исследования свидетельствуют, что с ростом доходов потребителей весомость качества изделия для них повышается, а цены, наоборот снижается.

Таблица 2 – Результаты опроса о частоте покупок рассеивателей

Частота покупок

Число респондентов

Доля респондентов, %

Каждый год

2

5

Каждые 3 года

11

28

Каждые 6 лет и более

27

67

Итого

40

100

Таблица 3 – Структура потребителей по уровню дохода

Номер группы потребителей

Среднедушевой месячный доход, руб.

Число

респондентов

Доля

респондентов, %

1

До 6500

11

28

2

6501-10000

7

17

3

Более 10000

22

55

Итого

40

100

Для получения оценки уровня качества и конкурентоспособности рассеивателей учитывали мнения третьей группы потребителей (таблица 3) . Для оценки значимости показателей качества рассеивателей были выбраны следующие свойства: х1 – отклонение от габаритных размеров, х2 – коэффициент пропускания, х3 – относительная влажность, х4 – абсолютная влажность. Результаты ранжирования этих свойств приведены в таблице 4.

 Таблица 4 – Ранжирование свойств рассеивателей

Порядковый номер эксперта

Свойства

 

х1

х2

х3

х4

1

4

3

2

1

10

2

3

4

2

1

10

3

3

4

1

2

10

4

3

4

2

1

10

5

4

3

1

2

10

6

4

3

1

2

10

7

3

4

1

2

10

 

24

25

10

11

 

Qi

6,5

7,5

-7,5

-6,5

Q2i

42,25

56,25

56,25

42,25

 Согласованность мнений экспертов, характеризуемую коэффициентом конкордации, определяли по формуле [7, 9]:

 

где n – число экспертов;

m – число свойств;

Qi – отклонение суммы рангов каждого взвешенного показателя свойств от средней суммы ранговых показателей

 

 

Расчетное значение коэффициента конкордации составило W=0,8, что свидетельствует о высокой согласованности мнений участников экспертного опроса.

Далее определяли коэффициенты весомости свойств рассеивателей по следующей формуле [7]:

 

Результаты расчета представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Коэффициенты весомости свойств рассеивателей

Свойства

х1

х2

х3

х4

М1

0,34

0,36

0,14

0,16

Показатели конкурентоспособности рассеивателей для конкретной группы потребителей вычисляли по формуле:

К=Куtyэtэ

где Ку,  Кэ коэффициенты конкурентоспособности рассеивателей по уровню качества и экономическим показателям (цене), соответственно;

ty,  tэ показатели весомости уровня качества и цены для конкретного потребительского сегмента.

Для определения конкурентоспособности образцов рассеивателей, сначала определяли уровень качества изделий по каждому из представленных показателей качества рассматриваемых образцов.

Расчет проводился по следующим формулам [6, 7]:

- при отсутствии ограничений в значениях единичных показателей

, для случая, когда увеличение абсолютного показателя ведет к повышению уровня качества продукции

, для случая, когда уменьшение абсолютного показателя ведет к повышению уровня качества продукции

- при наличии ограничений в значениях единичных показателей

где  Pi - значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Piбаз – значение i-го показателя качества базового образца.

Pкрi  - критическое значение i-го показателя качества.

Результаты расчета представлены в таблице 6.

Таблица 6 Значения относительных показателей качества и уровня качества рассеивателей различных производителей

 Наименование производителя

Показатели качества

Уровень качества

Отклонение от габаритных размеров

Коэффициент пропускания

Относительная влажность

Абсолютная влажность

ЗАО «НЗСС» (Ук1)

0,86

1

1

1

0,95

ЗАО «Ксенон» (Ук2)

1

1

0,94

0,97

0,99

«Николонатальинское стекло» (Ук3)

1

0,94

1

0,97

0,97

«Гусь-хрустальный» (Ук4)

1

0,94

0,96

0,97

0,97

Коэффициенты конкурентоспособности определяли по следующим формулам:

 

 

Показатели tyиtэ определяли по формулам:

 

 

Расчетные значения коэффициентов конкурентоспособности и их показатели весомости для продукции ЗАО «НЗСС», г. Никольск составили:

 

Таким образом, показатель конкурентоспособности продукции ЗАО «НЗСС» составил: К=0,960,83+0,8×0,17=0,932, что свидетельствует  достаточно высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Результаты полученных оценок можно использовать для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции с целью решения рыночных задач. Высокая конкурентоспособность самого изделия является необходимым условием его реализации на рынке в заданных объемах. Кроме того, следует учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, отношения между конкурентами.


Библиографический список
  1. Макарова Л. В. Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынке [Текст] / Л. В. Макарова, А. В. Бычкова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 475-477.
  2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 453 с.
  3. Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью организации. ФГУП «НТЦ “Информтехника”», 2006.-372 с.
  4. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Бахтулова К.М. Методика оценки уровня качества пищевой продукции с учетом пожеланий потребителя // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33814 (дата обращения: 22.04.2014).
  5. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.:Экономика, 1989.-256с.
  6. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством продукции. Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.-328с.
  7. Макарова, Л.В. Квалиметрия и управление качеством [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС.- 2005.-115с.
  8. Бахтулова К.М., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Обобщенная оценка уровня качества пищевой продукции // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34285 (дата обращения: 12.05.2014).
  9. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Акжигитова О.Ф. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация