Возможность использования педагогической методологии и педагогических конструктов в уточнении и детализации категориального аппарата современной педагогики является уникальным ресурсом создания педагогических средств, фасилитирующих определение и решение задач развития личности и общества, науки и спорта. Способность будущего педагога оптимально определять и решать задачи персонифицированного развития личности в структуре занятий цирковым искусством может быть определена в различных направлениях анализа качества организации педагогической деятельности. В таком понимании одной их составных организации педагогической деятельности в модели занятий цирковым искусством может быть определено качественное, продуктивное изучение категории «воспитание», которое определяется структурой и содержанием практико ориентированного курса «Практическая педагогика» [1-7], где лабораторные работы изучаемого курса [1] визуализируют успешность решения задач педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре.
Определим возможность формирования и развития культуры самостоятельной работы личности [8-19] базовым звеном продуктивного самоутверждения и самореализации педагога, а технологию системно-педагогического моделирования и метод педагогического моделирования средствами фасилитации продуктивного выбора в оптимальном решении задач развития личности и системы образования.
Выделим некоторые методологические подходы и определим в конструктах знаний современной педагогической методологии возможность уточнения категории «воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством», заложив в качестве примеров научные публикации [20-30].
Аксиологический подход в структуре занятий цирковым искусством представляет собой конструкт педагогической методологии, фасилитирующий понимание и визуализацию, поиск и решение условий педагогического поиска, в основе которого ценности и система ценностей предопределяют оптимизацию и коррекцию всех звеньев целостного педагогического процесса, где цирковое искусство определяет плоскость основ и возможностей педагогической деятельности, специфика которой исследуется и оптимизируется в выделенной модели или системе педагогических условий использования педагогических средств и технологий педагогической деятельности.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения аксиологического подхода – процесс персонифицированной, ситуативной реализации оптимальных условий развития личности обучающегося, занимающегося цирковым искусством, в конструктах определения ценностей дисциплинированности и ответственности, культуры и этики при выполнении упражнений на занятиях цирковым искусством, фасилитирующих получение достижений и получения призовых мест на фестивалях и конкурсах, определяемых в своей оценке в таких критериях, как соответствие возраста обучающегося, сценического образа, постановки, костюма, музыки и прочих детерминируемых особенностей оценки, где описываемый процесс предопределяет успешность личности в выполнении всех требований антропопространства.
Культурологический подход в структуре занятий цирковым искусством представляет собой конструкт педагогической методологии, определяемый в модели доминирующей культуры, системно визуализирующей опыт наивысших достижений социального пространства в сохранении всех новообразований антропосреды, успешность которого в нашей ситуации непосредственно связана с цирковым искусством.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения культурологического подхода – процесс, реализующий возможности развития обучающегося, занимающегося цирковым искусством, в нормах культуры и этики, значимых личностных перспективах самоутверждения и самореализации, определяющих успешность ресурсом воспроизводства условий самосохранения антропосреды, оптимизации перспектив развития способностей, умений и навыков, достижение высшего персонифицированного результата, персонифицировано корректируемых и осуществляемых в цирковом искусстве.
Здоровьесберегающий подход в структуре занятий цирковым искусством представляет собой конструкт педагогической методологии, определяемый в системе моделей и концепций формирования приоритетов развития личности в иерархии форм и условий сформированности потребностей в здоровом образе жизни.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс реализации условий качественного формирования физических качеств и умений, фасилитирующих повышение уровня физического развития и здоровья, в таком понимании развитие физических качеств способствует укреплению здоровья, повышает уровень работоспособности организма, предопределяет успешность достижения поставленной цели, как в цирковом искусстве, так и в других видах деятельности.
Акмеологический подход в структуре занятий цирковым искусством представляет собой конструкт педагогической методологии, визуализации особенностей которого лежит в плоскости персонифицированного поиска «акме» в различных направлениях педагогически обусловленных возможностей развития личности в модели культуры и образования, в структуре которых цирковое искусство определяет направление, в котором достижения и новообразования являются высшим результатом всех изменений, происходящих во внутреннем мире личности и антропосреде.
Акмеологический подход в структуре занятий цирковым искусством – методологический подход, рассматривающий человека в процессе определения и достижения его вершин развития в системе занятий и приоритетов, детерминируемых и визуализируемых в цирковом искусстве.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения акмеологического подхода – механизм самореализации обучающегося, занимающегося цирковым искусством, возможность исследования качества которого определяется через «акме» и зрелости личностного развития в цирковом искусстве.
Индивидуальный подход в структуре занятий цирковым искусством – методологический подход, рассматривающий человека с позиции индивидуальных особенностей, с характерными чертами и условиями самозащиты и самосохранения личности, занимающейся цирковым искусством как выбранным направлением социализации и самореализации личности.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения индивидуального подхода – механизм и процесс самоидентификации личности в цирковом искусстве, благодаря которым достигают поставленную цель развития личности, качественное формирование социального опыта и морально-нравственных ценностей, развитие физических качеств и умений, достижение высшего персонифицированного результата в цирковом искусстве и сопряженных видах деятельности.
Синергетический подход в структуре занятий цирковым искусством рассматривает условия и возможности, функции и механизмы самоорганизации педагогических, социально-педагогических и учебно-воспитательных процессов, в ресурсах которых обучающийся, занимающийся цирковым искусством по выбранному направлению: акробатика, воздушная гимнастика, эквилибристика или жонглирование, определяет и достигает планомерно визуализируемые и корректируемые наивысшие результаты в цирковом искусстве.
Воспитание обучающегося, занимающегося цирковым искусством, с точки зрения синергетического подхода – механизм самоорганизации педагогических, социально-педагогических и учебно-воспитательных процессов, в ресурсах которых обучающийся, занимающийся цирковым искусством по выбранному направлению: акробатика, воздушная гимнастика, эквилибристика или жонглирование, определяет и достигает персонифицированный уровень наивысших результатов социализации и самореализации личности.
Выделенные модели будут использованы в разработке программно-педагогического обеспечения педагогического взаимодействия с обучающимся, занимающимся цирковым искусством.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Аксенов Г. А. Специфика уточнения категории «самореализация» в структуре изучения педагогики // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.96-97.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66997
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67012
- Бердинских А. В. Педагогическая деятельность как теория и практика профессионально – педагогического образования // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.12-14.
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Каминский В. В. Специфика детерминации категории «социализация» в современной педагогике // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.119-121.
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Понамарева А. А. Некоторые особенности саморазвития и социализации школьников в цирковом искусстве // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 октября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.170-172.
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Алеева Т.А. Специфика и продуктивность использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5483