СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНСТРУКТАХ ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ

Белинская Анастасия Викторовна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается возможность использования конструктов педагогики развития и современной педагогической методологии в уточнении и верификации качества социализации и самореализации.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF PERSONALITY IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGY CONSTRUCTS

Belinskaya Anastasia Viktorovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article discusses the possibility of using the constructs of pedagogy and modern teaching methodology to clarify and verify the quality of socialization and self-realization.

Keywords: health, health preservation, self-realization, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization, teacher modeling


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67012 (дата обращения: 14.03.2024).

Педагогика развития как область профессионально-педагогического знания определяет возможность использования педагогического моделирования и педагогических технологий в структуре уточнения категориального аппарата педагогики развития. Теория и практика использования педагогического моделирования [1-13] в профессионально-педагогическом образовании определила возможность уточнения категории «социализация» и «самореализация», в качестве примеров выполняемой работы по педагогическому моделированию детерминаций понятийного аппарата современной педагогики выберем научные публикации [14-19].

Определим категории «социализация личности» и «самореализация личности» в конструктах современной педагогической методологии, фасилитирующей определение и решение задач развития личности в модели современного научно-педагогического поиска.

Социализация личности с точки зрения адаптивного подхода – процесс формирования социального опыта и социальных ценностей в модели адаптивной педагогики и способа решения задач развития личности, определяющей для себя адаптивный путь включения в социальные отношения и выбор способа самореализации в плоскости адаптивного знания и средств самовыражения личности базовым механизмом самосохранения и самоутверждения личности.

Социализация личности с точки зрения акмеологического подхода – процесс реализации условий акмепроектирования способов и форм включения личности в систему социальных отношений и способов познания социального пространства в моделях социального опыта, социального знания, социальных ролей, социальных приоритетов, социальных ценностей, социального взаимодействия и прочих социально значимых единиц современного социально-педагогического взаимодействия, корректирующих качество решения задач реализации личности в деятельности и общении, качество которых предопределяют и качество решения всех задач развития личности и общества, и как следствие, успешность и удовлетворенность социальным пространством и собственными достижениями в микро-, мезо-, макро- и мегадетерминантах контроля и мониторинга результативности описываемого процесса и непосредственно связанных с ним функций и ресурсов воспроизводства антропосреды.

Социализация личности с точки зрения аксиологического подхода – процесс верификации качества формирования смыслов и идей развития личности в социальной среде, определяющей устойчивые связи и отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах оценки качества социального развития и персонифицированной значимости личности в модели деятельности и общения.

Социализация личности с точки зрения антропологического подхода – процесс системной верификации качества самосохранения антропопространства в персонифицированной модели развития личности, коррекция качества которой определяется микро-, мезо-, макро- и мегадетерминантами социальной среды, определяющей личность неподдельной ценностью и целью всех преобразований.

Социализация личности с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения механизмов развития личности в социальном воспроизводстве условий и ресурсов самосохранения личности и антропосреды, гибко визуализирующих возможности и условия полноценного развития и продуцирования надлежащего качества идеальных и материальных средств, стимулирующих активность личности к развитию и самореализации в социальном пространстве, частным случаем которого является профессиональная среда.

Социализация личности с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания условий и перспектив развития личности и антропосреды в модели микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых способов решения задач и самоутверждения в поликультурной среде как суперпозиционного поля смыслов, ценностей, мотивов, продуктов, объектов социального воспроизводства уровня жизни и самосохранения личности и социума, гарантирующих успешность решения задач и оптимальные изменения выбора личности в модели деятельности и общения, предопределяющих качество описываемого процесса.

Социализация личности с точки зрения графологического подхода – процесс визуального определения возможностей развития личности в модели формирования системы ценностей и приоритетов развития личности и общества, гарантирующих в единстве моделирования и претворения результатов высокий и надежный результат самосохранения личности и общества, а также качество решения задач описываемого процесса.

Социализация личности с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования социальных ценностей и специфических условий развития личности в модели гуманизации образования и всех сфер жизнедеятельности личности, предопределяющих высокие результаты в теории и практике познания и преобразования социального в антропопространстве.

Социализация личности с точки зрения деятельностного подхода – процесс формирования мотивов деятельности в социальном воспроизводстве уровня культуры как высшей ценности всех происходящих изменений в антропосреде, гарантирующих личности и обществу успешное развитие и востребованность в системе социальных институтов и социальных отношений.

Социализация личности с точки зрения диалектического подхода – процесс развития личности и общества в иерархии формируемых моделей и образов, предопределяющих успешность и качество развития как ценности и смысла всех производимых благ, продуктов и услуг, направленных на повышение уровня жизни личности и общества, учет механизмов эволюции антропосреды, формируемых смыслов и ресурсов воспроизводства развития как гарантированного условия самосохранения и сотрудничества в модели адаптивной педагогики и акмепедагогики.

Социализация личности с точки зрения диалогического подхода – процесс формирования личности в поле смыслов и продуктов социального пространства, определяющего идеи и цели, мотивы и ресурсы самосохранения и саморазвития – необходимым условием качественного образования, гарантирующего личности в модели непрерывности и персонификации успешность решения всех детерминируемых социально значимых противоречий и задач.

Социализация личности с точки зрения дихотомического подхода – процесс дуалистического самопознания и саморазвития, самореализации и самоутверждения личности в социальном пространстве, определяющий важность деятельности и труда, обещания и сотрудничества, качество которых визуально представляются в качестве жизни личности и общества в целом.

Социализация личности с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования ценностей здоровья базовым механизмом саморазвития и самореализации личности в социальном пространстве, гарантирующий за счет качественного образования высокий уровень описываемого явления и процесса, обеспечивающий самосохранение личности и общества в целом.

Социализация личности с точки зрения информационного подхода – процесс информационного обогащения личности и общества в поле смыслов, ценностей, мотивов, приоритетов, способов продуктивного решения задач развития личности и общества в различных масштабах и условиях воспроизводства социального знания, гарантирующего успешность любо социально значимой и личностно определяемой задачи.

Социализация личности с точки зрения исторического подхода – процесс историко-культурного формирования основ развития и самореализации личности в социальном пространстве, гарантирующий успешное формирование социального опыта, социальных отношений, своевременную смену социальных ролей и способов продуктивного решения задач обогащения антропосреды новыми продуктами и инновациями, конкурентоспособность которых объективна.

Социализация личности с точки зрения культурологического подхода – процесс верификации качества объективности постановки и решения задач развития личности и общества в различных конструктах и моделях современной доминирующей культуры, предопределяющей оптимизацию выбора способов и форм развития и формирования социального опыта как гаранта стабильности и конкурентоспособности личности и социальных отношений в иерархии формируемых условий воспроизводства уровня культуры, гарантирующей самосохранение личности и общества в целом.

Социализация личности с точки зрения лексического подхода – процесс верификации качества пополнения лексического состава словесно-логических моделей развивающейся личности в системе социальных отношений и норм речевой культуры, предопределяющей качество самовыражения личности и, как следствие, качество самореализации и самоутверждения личности в поле смыслов, ценностей, целей и ресурсов самосохранения антропосреды.

Социализация личности с точки зрения мультисредового подхода – процесс многовариативной, реверсивной постановки задачи включения личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и комбисреды, предопределяющий надлежащий уровень формирования социального опыта и самопознания личности, самореализации и самоутверждения через продукты деятельности и общения.

Социализация личности с точки зрения поликультурного подхода – процесс поликультурного обогащения личности в конструктах ведущей деятельности и общения, системно модифицирующих социальный опыт и возможность продуктивного, персонифицированного адаптивного или акмепедагогического его использования в различных направлениях описываемого процесса и самореализации.

Социализация личности с точки зрения полисистемного подхода – процесс полисистемного определения противоречий развития личности и общества, многомерность проверки качества определяемых решений в котором зависит от выбора способа самоутверждения и самореализации (адаптивное или акмепедагогическое знание), уровня развития социально-коммуникационных средств, качества непрерывного профессионального образования, способности личности креативно и гибко определять перспективы всех прогнозируемых явлений и свойств описываемого процесса, гарантирующего личности и обществу своевременность коррекции и оптимизации всех ресурсов антропосреды.

Социализация личности с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации условий формирования социального опыта в модели культуры и образования, гарантирующих личности и обществу своевременность и стабильность развития как гарантов успешности и состоятельности выбора условий и возможностей оптимизации описываемого процесса.

Социализация личности с точки зрения системного подхода – процесс системного включения личности в социальные отношения, предопределяющий успешность всех составных развития в иерархии условий и объективных возможностей эволюционирующей антропосреды.

Социализация личности с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора стиля или направления формирования социального опыта, методов и условий решения социально значимых задач, предопределяющих успешное воспроизводство уровня культуры и этики в развитии и сотрудничестве, самоутверждении и самореализации, общении и взаимодействии.

Социализация личности с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования надлежащего словарного запаса, верифицирующий успешность поиска и решения задач развития личности и антропопространства в многомерной практике мониторинга и оптимизации качества идей развития и эволюции.

Самореализация личности с точки зрения адаптивного подхода – процесс решения задач получения продуктов деятельности и общения личности, использующей адаптивный метод самоутверждения и сотрудничества, предопределяющий возможность получения качественных результатов описываемого явления и процесса в персонифицированных ограничениях и успешных способах повышения качества игры, учения и трудовых отношений в системном понимании единства каждого звена и его продуктивной ресурсности использования и ситуативности детализации и развития.

Самореализация личности с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения максимально высоких результатов развития личности в системе приоритетов и норм общества, гарантирующий всему социальному пространству и личности в частности высокий уровень продуктивной активности и конкурентоспособности личности и общества.

Самореализация личности с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения потребностей личности и общества в продуктах идеального и материального генеза, системно детализирующих успешное решение противоречий «хочу – могу – надо – есть» в конструктах современной педагогической аксиологии.

Самореализация личности с точки зрения антропологического подхода – процесс решения задач самоутверждения личности в системе ценностей и идей самосохранения личности и антропосреды, гарантирующих возможность самоорганизации выбора средств и методов оптимизации качества реализуемого процесса.

Самореализация личности с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования модели деятельности и общения личности в конструктах самоутверждения и самоактуализации, обеспечивающих в единстве ценностей, смыслов, приоритетов развития личности и общества определение здоровьесберегающих идей и условий формирования ценностей здорового образа жизни ресурсом повышения качества определяемого процесса.

Самореализация личности с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования модели деятельности и общения в структуре определения условий и механизмов воспроизводства культуры как высшей ценности и способа отображения данных описываемой плоскости отношений, располагающих общество и личность к всестороннему анализу и принятию возможности выбора максимальных условий развития личности и общества в качестве механизма оптимизации развития, качество воспроизводства социального опыта и продуктов определяется уровнем сформированности потребностей личности и социальных групп, учетом возможностей и происходящих изменений, качеством персонифицированного уточнения описываемого процесса.

Самореализация личности с точки зрения синергетического подхода – процесс качественного решения задачи продуцирования идеального и материального в развитии личности и антропосреды, самоорганизация условий и возможностей оптимального описания и верификации качества которого предопределено условиями развития антропосреды и культуры.

Выделенные детерминации будут использованы в педагогическом моделировании при выполнении научно-педагогического поиска педагогических условий социализации и самореализации личности.


Библиографический список
  1. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
  3. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  4. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  5. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  7. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  8. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  9. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  11. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  12. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  13. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  14. Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
  15. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
  16. Власкина С.И., Зубанов В.П., Тютченко В.Н. Социализация как модель реализации гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5603
  17. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
  18. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
  19. Старостин И.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности исследования качества моделирования категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5597


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ФФК НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация