СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МАКЕТИРОВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ. РОЛЬ МАКЕТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ МЕТОДУ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Мереняшева Марина Анатольевна1, Лызина Анна Григорьевна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, старший преподаватель кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья рассматривает макетирование не только как средство формирования профессиональных понятий и важнейший практический инструмент в обучении методу ХКМ, но и как наглядное воплощение сущностных принципов дизайна ─ структурности, целостности, выразительности. Макетирование – это объемная модель профессии, демонстрирующая взаимосвязь и взаимообусловленность знания, понимания, чувствования и практического умения. Акцентируется необходимость пересмотра значимости макетирования в системе дизайн-образования, превращения его из ознакомительно-вспомогательной и нормативно-ремесленной дисциплины в уменьшенную живую модель профессии.

Ключевые слова: дизайн-образование, изоморфность, макетирование, метод художественно-композиционного моделирования, модель профессии


THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "PROTOTYPING" IN THE CONTEXT OF DESIGN EDUCATION. THE ROLE OF PROTOTYPING IN LEARNING THE METHOD OF ARTISTIC AND COMPOSITIONAL SIMULATION

Merenyasheva Marina Anatolievna1, Lyzina Ann Grigorievna2
1Penza state University of architecture and construction associate, Professor of the chair of design and art design of interior;
2Penza state University of architecture and construction associate, Senior teacher of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article considers modeling not only as a means of formation of professional concepts and important practical tool in teaching the method of HKM, but also as the embodiment of the essential design principles ─ the structure, integrity, and expressiveness. Prototyping is a three-dimensional model of the profession that demonstrate the relationship and interdependence of knowledge, understanding, feeling and practical skills. Emphasizes the need to review the importance of prototyping in system design education, turning it from trial support and regulatory craft discipline in reduced living model of the profession.

Keywords: artistic-compositional simulation, design, education, isomorphism, method, model profession, prototyping


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А., Лызина А.Г. Сущность понятия «Макетирование» в контексте дизайн-образования. Роль макетирования в обучении методу художественно-композиционного моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/70053 (дата обращения: 18.04.2024).

Сегодня, когда новая образовательная парадигма восстановила  значимость субъективного фактора в познании, объяснив тем самым востребованность дизайн-знания, необходимость решения проблем оптимизации его целостности не вызывает сомнений. Ведь школа дизайна, трактуемого как художественно-композиционное моделирование (ХКМ), являясь моделью заявленного феномена, обязана демонстрировать воплощение его сущностных принципов ─ структурности, целостности, выразительности [1]. Главное требование к модели ─ ее адекватность аналогу и функциональность. Поэтому осознание значения и цели использования всех элементов образовательной системы, начиная с понятий и кончая деятельностью, которую они обозначают, ─ насущная потребность самой системы.

Особенно важным мы считаем пересмотр значимости для дизайн-образования макетирования, которое незаслуженно превратилось в ознакомительно-вспомогательную и нормативно-ремесленную дисциплину.

Проанализируем данное понятие, как модель деятельности и ее результат, обобщим имеющиеся разрозненные материалы по теме исследования, изыщем невостребованные дидактические возможности макетирования, попытаемся прогнозировать эффективность реабилитации его имени (значения) как важнейшего элемента образовательной системы дизайна, живой модели профессии.

Известно, что в разных областях дизайна макет (фр. maquette – масштабная модель) – модель, воспроизведенная обычно в уменьшенном виде, предварительный образец, эскизный проект. И только в архитектуре это понятие означает объемно-пространственное изображение проектируемого или уже существующего объекта, причем последнее значение явно доминирует. Заимствованное из архитектуры понятие, пришло в дизайн с устоявшимся значением. И до сих пор макет продолжает играть роль посмертной маски чьей-то канувшей в лето пусть и идеальной модели и не может освободиться из прокрустова ложа академической предвзятости. А ведь макетирование – пропедевтическая дисциплина, обучающая основам творческого мышления и худо­жественно-проектного мастерства, опирающаяся на методологию взаимодействия понятийно-логических и композиционно-образных принципов, методов и средств формообразования.

Известно, что макет – объемная, предметная модель, результат дизайнерской деятельности, средство выражения творческого замысла, профессиональный язык дизайна, который востребован разными областями дизайн-образования. Доказано, что макет развивает чувство целостного. Для него характерны наглядность, оперативность и «вариантность». Его восприятие дает неожиданный ход мыслям, активизирует творческое воображение. Главное же, что именно в нем «телесный опыт, заложенное природой начало» имеют возможность соединиться с «художественным космосом авангарда» [2 , с. 505].

Мы разделяем мнение о том, что главным в макетировании является не результат, а сам процесс, включающий анализ и синтез, в котором особенно важна не репродуктивная, а продуктивная часть.

Важно, что макетирование в дизайне само является моделью, обучающей процессу деятельности, методу ХКМ, наглядно представляющей важнейшую их составляющую – чувственность, стимул и условие для пре­вращения практического опыта в форму профессиональной ин­туиции. Осознавая это, мы приходим к выводу, что имеющиеся классификации макетов являются узкоспециализированными, умаляют дидактические творческие возможности макетирования, оставляя в тени огромную область его функциональных задач. Рассмотрим, например, общепринятые профессиональным дизайном классификации макетов:

  1. по стадиям проектирования: поисковые, доводочные, демонстрационные [3 , с. 84].
  2. по типам: архитектурный, градостроительный, планировочный, ситуационный, ландшафтный, макет интерьера, макет модели.
  3. по стилю: концептуальный, живописный, монохромный.
  4. по назначению: выставочный, презентационный, для офиса продаж, подарочный, для интерьера
  5. по детализации: высокая, хорошая, средняя, низкая, упрощенная [4 , с.81].

Существует мнение, что макет, обладая большей наглядностью, имеет выгодное преимущество перед графикой, служит источником накопления новых визуальных образов, дающих пищу для творческих раздумий и поисков новых оригинальных формообразовательных решений.

Конечно, в учебном процессе понятие новизны относительно, т. к. всегда связано с приобретением новых для студента профессиональных качеств: знаний, навы­ков и умений. Однако  при под­готовке специалиста для творческой деятельности «весь процесс его обучения должен быть направлен на формирование именно способности творить, создавать нечто новое абсолютно». Недаром Чернышев О. В. в своем творческом практикуме не разделяет по значимости пластику и графику, отводя обоим выразительным средствам важнейшую роль в становлении логически стройного, системно целостного, гибкого, образно яркого мышления, «способного к борьбе со стереотипами, штампами и психологическими барьерами, стоящими на пути к созданию истинно нового» [5, с.26,27].

Макет – это выразительная модель, художественный образ, поэтому и классификации макета и модели в дизайне не должны сильно разниться.

Считаем уместным и оправданным добавить следующую классификацию макетов:

- продуктивные и репродуктивные

- по области заимствования (природный аспект, культура)

- по области применения (виду дизайна)

- по используемым художественным принципам

- по соответствию условным видам описания дизайнерской формы в зависимости от целей моделирования (морфологические, символические и феноменологические)

- по концепции формообразования: геометрические, органические, метафорические и технонаучные (или информационные).

Именно такая классификация будет отражать изоморфизм макетирования и дизайна, сделает понятной его функцию «смыслопорождающей структуры» в общей системе дизайн-образования, позволит увидеть большое в малом  – принципы профессии в ее живой модели.

Подобно предметности макета, являющейся почвой смыслообразования, отражающей в чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичное, неповторимое, макетирование должно выражать сущность, внутренние закономерности и тенденции раз­вития феномена дизайна.


Библиографический список
  1. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6. С. 34-35.
  2.  Малахов С. А. Композиционный метод проектирования. Принципы интерпретации художественных образов традиционной культуры и авангарда на основе бинарной формулы метода и объекта. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.15.№2, 2013
  3. Сафронова, Н. А. Роль макетирования в подготовке специалиста в области дизайна / Н. А. Сафронова // XXI век – век дизайна: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18-19 мая2009 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 84-88.
  4.  Дорофеюк Н.В., Костина Ю.ОМакетирование как метод моделирования объектов предметно-пространственной среды при изучении основ архитектурно-дизайнерского проектирования // Вестник Череповецкого государственного университета 2014 • № 1, с.80
  5. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум.- Мн.: Харвест, 1999.-312 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация