Сегодня, когда новая образовательная парадигма восстановила значимость субъективного фактора в познании, объяснив тем самым востребованность дизайн-знания, необходимость решения проблем оптимизации его целостности не вызывает сомнений. Ведь школа дизайна, трактуемого как художественно-композиционное моделирование (ХКМ), являясь моделью заявленного феномена, обязана демонстрировать воплощение его сущностных принципов ─ структурности, целостности, выразительности [1]. Главное требование к модели ─ ее адекватность аналогу и функциональность. Поэтому осознание значения и цели использования всех элементов образовательной системы, начиная с понятий и кончая деятельностью, которую они обозначают, ─ насущная потребность самой системы.
Особенно важным мы считаем пересмотр значимости для дизайн-образования макетирования, которое незаслуженно превратилось в ознакомительно-вспомогательную и нормативно-ремесленную дисциплину.
Проанализируем данное понятие, как модель деятельности и ее результат, обобщим имеющиеся разрозненные материалы по теме исследования, изыщем невостребованные дидактические возможности макетирования, попытаемся прогнозировать эффективность реабилитации его имени (значения) как важнейшего элемента образовательной системы дизайна, живой модели профессии.
Известно, что в разных областях дизайна макет (фр. maquette – масштабная модель) – модель, воспроизведенная обычно в уменьшенном виде, предварительный образец, эскизный проект. И только в архитектуре это понятие означает объемно-пространственное изображение проектируемого или уже существующего объекта, причем последнее значение явно доминирует. Заимствованное из архитектуры понятие, пришло в дизайн с устоявшимся значением. И до сих пор макет продолжает играть роль посмертной маски чьей-то канувшей в лето пусть и идеальной модели и не может освободиться из прокрустова ложа академической предвзятости. А ведь макетирование – пропедевтическая дисциплина, обучающая основам творческого мышления и художественно-проектного мастерства, опирающаяся на методологию взаимодействия понятийно-логических и композиционно-образных принципов, методов и средств формообразования.
Известно, что макет – объемная, предметная модель, результат дизайнерской деятельности, средство выражения творческого замысла, профессиональный язык дизайна, который востребован разными областями дизайн-образования. Доказано, что макет развивает чувство целостного. Для него характерны наглядность, оперативность и «вариантность». Его восприятие дает неожиданный ход мыслям, активизирует творческое воображение. Главное же, что именно в нем «телесный опыт, заложенное природой начало» имеют возможность соединиться с «художественным космосом авангарда» [2 , с. 505].
Мы разделяем мнение о том, что главным в макетировании является не результат, а сам процесс, включающий анализ и синтез, в котором особенно важна не репродуктивная, а продуктивная часть.
Важно, что макетирование в дизайне само является моделью, обучающей процессу деятельности, методу ХКМ, наглядно представляющей важнейшую их составляющую – чувственность, стимул и условие для превращения практического опыта в форму профессиональной интуиции. Осознавая это, мы приходим к выводу, что имеющиеся классификации макетов являются узкоспециализированными, умаляют дидактические творческие возможности макетирования, оставляя в тени огромную область его функциональных задач. Рассмотрим, например, общепринятые профессиональным дизайном классификации макетов:
- по стадиям проектирования: поисковые, доводочные, демонстрационные [3 , с. 84].
- по типам: архитектурный, градостроительный, планировочный, ситуационный, ландшафтный, макет интерьера, макет модели.
- по стилю: концептуальный, живописный, монохромный.
- по назначению: выставочный, презентационный, для офиса продаж, подарочный, для интерьера
- по детализации: высокая, хорошая, средняя, низкая, упрощенная [4 , с.81].
Существует мнение, что макет, обладая большей наглядностью, имеет выгодное преимущество перед графикой, служит источником накопления новых визуальных образов, дающих пищу для творческих раздумий и поисков новых оригинальных формообразовательных решений.
Конечно, в учебном процессе понятие новизны относительно, т. к. всегда связано с приобретением новых для студента профессиональных качеств: знаний, навыков и умений. Однако при подготовке специалиста для творческой деятельности «весь процесс его обучения должен быть направлен на формирование именно способности творить, создавать нечто новое абсолютно». Недаром Чернышев О. В. в своем творческом практикуме не разделяет по значимости пластику и графику, отводя обоим выразительным средствам важнейшую роль в становлении логически стройного, системно целостного, гибкого, образно яркого мышления, «способного к борьбе со стереотипами, штампами и психологическими барьерами, стоящими на пути к созданию истинно нового» [5, с.26,27].
Макет – это выразительная модель, художественный образ, поэтому и классификации макета и модели в дизайне не должны сильно разниться.
Считаем уместным и оправданным добавить следующую классификацию макетов:
- продуктивные и репродуктивные
- по области заимствования (природный аспект, культура)
- по области применения (виду дизайна)
- по используемым художественным принципам
- по соответствию условным видам описания дизайнерской формы в зависимости от целей моделирования (морфологические, символические и феноменологические)
- по концепции формообразования: геометрические, органические, метафорические и технонаучные (или информационные).
Именно такая классификация будет отражать изоморфизм макетирования и дизайна, сделает понятной его функцию «смыслопорождающей структуры» в общей системе дизайн-образования, позволит увидеть большое в малом – принципы профессии в ее живой модели.
Подобно предметности макета, являющейся почвой смыслообразования, отражающей в чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичное, неповторимое, макетирование должно выражать сущность, внутренние закономерности и тенденции развития феномена дизайна.
Библиографический список
- Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6. С. 34-35.
- Малахов С. А. Композиционный метод проектирования. Принципы интерпретации художественных образов традиционной культуры и авангарда на основе бинарной формулы метода и объекта. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.15.№2, 2013
- Сафронова, Н. А. Роль макетирования в подготовке специалиста в области дизайна / Н. А. Сафронова // XXI век – век дизайна: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18-19 мая2009 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 84-88.
- Дорофеюк Н.В., Костина Ю.О. Макетирование как метод моделирования объектов предметно-пространственной среды при изучении основ архитектурно-дизайнерского проектирования // Вестник Череповецкого государственного университета 2014 • № 1, с.80
- Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум.- Мн.: Харвест, 1999.-312 с.