УДК 371.214

Б.А. АЛБОРОВ О ПРОБЛЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Туаева Лариса Ахсарбековна
Северо-Осетинский государственный педагогический институт
кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии

Аннотация
Автором статьи проведен исторический анализ педагогической деятельности одного из выдающихся ученых Северной Осетии Бориса Андреевича Алборова. Рассмотрены вопросы национализации образования, проходившие в конце XIX - начале XX веков, и связанные с активизацией общественно-политической жизни, с бурным развитием промышленности и экономики на Северном Кавказе, повлекшим за собой большое стремление горцев к образовательной деятельности.

Ключевые слова: история развития и становления образования в Северной Осетии, поликультурное образование, проблемы образования на Северном Кавказе


B.A ALBOROV ON THE SUBJECT OF MULTICULTURAL EDUCATION IN NORTH OSSETIA: HISTORICAL ASPECTS

Tuaeva Larisa Ahsarbekovna
North Ossetian State Pedagogical Institute
candidate of pedagogical sciences, associate professor of ossetian philology

Abstract
The author of the article conducted a historical analysis of pedagogical activity of one of the outstanding scientists of North Ossetia Boris A. Alborova. The issues of nationalization of education, which took place in the late XIX - early XX centuries, and associated with the activation of socio-political life, with the rapid development of industry and the economy in the North Caucasus, which involved a great commitment to the educational activities of the mountaineers.

Keywords: education problems in the North Caucasus, multicultural education, the history of education and its formation in North Ossetia


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Туаева Л.А. Б.А. Алборов о проблеме поликультурного образования в Северной Осетии: исторический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61158 (дата обращения: 20.11.2016).

С середины 80-х годов XX века началась подготовка к реформированию образования, без чего нельзя было его дальнейшее развитие, и с 90-х годов проводятся инновационные процессы. Одним из принципов реформы образования, положенных в ее основу, является этнический характер образования. Недостатки системы образования привели к тому, что, отказываясь от лучших национальных образовательных традиций, школа превратилась в механизм разрушения национальной культуры, обострения межнациональных отношений [8]. Наиболее действенным фактором национального развития и стабилизации межнациональных отношений в наше время является диалог культур – национальный, общероссийский, мировой.

Проблема национального характера образования на Северном Кавказе вообще, и в Северной Осетии в частности, встала особенно остро в конце XIX – начале XX веков. Это было связано с активизацией общественно-политической жизни, с бурным ростом промышленности и экономики на Северном Кавказе, повлекшим за собой большое стремление горцев к образованию [4]. Вопросы национализации школы волновали в то время всех педагогов, в том числе и Б.А. Алборова.

Б.А Алборов был основателем Горского педагогического института, и в 1920 году – его первым ректором. Им много было сделано для развития народного образования в Северной Осетии: разработал первые учебные программы по русскому языку, по осетинскому языку и литературе, составил грамматику осетинского языка, грамматической терминологией которой пользуются и сейчас. Ему принадлежит разработка структуры национальных педагогических техникумов.

Б.А. Алборов долгое время работал заведующим кафедрой осетинского языка и литературы Горского пединститута (ныне СОГУ). Большой вклад внес Б.А. Алборов в совершенствование методики преподавания осетинского языка в школах. В 1935 году в своей работе «О постановке преподавания осетинского языка в школах Северо-Осетинской Автономной области» он писал о том, что национализация школы должна начинаться с организации обучения родному языку [9]. В преподавании осетинского языка в школах того времени им были отмечены следующие недочеты:

- недостаточная налаженность взаимоотношений осетинского и русского языков (как среди населения, так и среди учащихся, учителей и других ответственных работников);

- отсутствие единого литературного языка для всех трех ветвей осетин­ского народа;

- отсутствие учебников по родному и русскому языкам; отсутствие в школах удовлетворительных библиотек и кабинетов языка и литературы;

- недостаточная подготовленность учителей как по родному, так и по русскому языку’;

- слабое развитие «механизма чтения» у учащихся вследствие того, что они мало читают и совсем не заучивают наизусть;

- отсутствие руководства со стороны органов народного образования, выражающееся в том, что ими не подготовлены рекомендательные списки литературы для чтения, заучивания наизусть, внеклассного чтения;

- отсутствие в школах внеклассной работы по развитию речи учащихся (организация литературных кружков, драматических представлений, стенных газет, рукописных журналов, отсутствие портретов писателей, лозунгов, плакатов на родном языке);

- преподавание на литературных отделениях пединститута и педтехникума на русском, а не на осетинском языке;

- слабая теоретическая и методическая подготовка районных и областных инспекторов.

Б.А. Алборов считал, что для ликвидации этих недостатков и национализации школы необходимо выполнение следующих мероприятий:

- увязать преподавание русского языка и литературы с преподаванием осетинского языка, литературы и обществоведения и обязать преподавателей осетинского языка, чтобы прохождение осетинского языкового материала предшествовало изучению русского языкового материала в целях устранения параллелизма в работе;

- организовать издание специального педагогического журнала массового  характера, в котором учителя осетинских школ обменивались бы опытом;

- ввести в практику школ ежегодные методические совещания по преподаванию осетинского языка;

- открыть консультативные курсы по вопросам преподавания осетинского языка на литературном факультете Осетинского пединститута и Северо – Осетинского научно-исследовательского института;

- ввести в практику школ организацию показательных уроков и посещение обычных уроков по русскому и осетинскому языку и литературе;

- признать необходимым издание грамматики, курсов истории осетинской литературы и хрестоматии по осетинской литературе и осетинскому фольклору для школ повышенного типа и пединститутов;

- организовать подвижную методическую библиотеку по вопросам дидактики и методики преподавания языка [1].

Со времен написания этой работы прошло более 70 лет. Многое изменилось. Некоторая часть населения Осетии теперь знает русский язык лучше, чем осетинский, в силу чего не все методические рекомендации Б.А. Алборова приемлемы теперь в обучении осетинскому языку. Но остается главное – любовь и уважение к своему языку, к своим национальным и культурным корням, о которых Б.А. Алборов в свое время писал: «С родным языком далеко не уйдешь», – говорят родители, учащиеся и учителя. Отсюда проистекает и качество учащих и учащихся над родным языком и литературой. Поэтому необходимо заострить на этом вопросе внимание не только учащих, но и всей нашей общественности. Иначе родной язык не может быть опорой при преподавании русского языка, и дом будет строиться на зыбком фундаменте. Родной язык является могучим оружием воспитания. Этим испытанным оружием надо вооружать школьников» [2].

Несмотря на спорный характер некоторых методических рекомендаций Б.А. Алборова, в его работе имеется много положений, актуальных и в наше время.

Перемены в общественной и экономической жизни, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, обусловливают необходимость возрождения нравственных и духовных ценностей общества, в котором особую роль играет изучение богатейшего педагогического опыта народов, населяющих нашу страну. Обращение к богатому опыту прошлого особенно актуально в вопросе национализации образования, так как предыдущие поколения педагогов (в их числе и Б.А. Алборов) оставили нам ценное педагогическое наследие.

 


Библиографический список
  1. Алборов Б.А. О постановке преподавания осетинского языка в осетинских школах Северо-Осетинской автономной области. Владикавказ, 1935.
  2. Алборов Б.А. К вопросу об улучшении постановки преподавания русского языка в национальной горской школе. Орджоникидзе, 1959.
  3. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Большой русско-осетинский словарь. около 60000 слов и выражений / Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А. Владикавказ, 2011.
  4. Дзусова Б.Т., Хамикоева Л.А. Практико-ориентированный подход к разработке учебно-методического комплекса по осетинскому языку //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. – № 3. С. 82-85.
  5. Дзусова Б.Т. Осетинский речевой этикет как важная культурологическая дисциплина воспитания толерантности у учащихсяУспехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 152-154.
  6. Тотиева А.Н. Интертекстуальность в рассказах Анатолия Дзантиева.  Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-2 (40). С. 175-177.
  7. Тотиева А.Н. Духовная составляющая литературного образования как фактор формирования мировоззрения школьников //Электронный научный журнал «Педагогика и психология». 2014. № 2(12). С. 7-11.
  8. Туаева Л.А. Воспитание межнациональной культуры в народных традициях Северного Кавказа //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 355.
  9. Туаева Л.А. Формирование нравственно-ценностных приоритетов студентов в процессе преподавания родного языка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№1. С. 198-201.


Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация