УДК 378.016: 747

ДЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. ГАУДИ И В. Г. ШУХОВА В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ ФРАКТАЛОВ

Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья проводит сравнительный анализ двух теорий, претендующих на универсальность: теории фракталов и художественно-композиционного моделирования с целью подтверждения их изоморфности. Акцентируется значимость первичных моделей-понятий, раскрывающих смысл данных теорий, выполняющих роль маяков в ситуации бифуркации.
Проводится аналогия между сущностными принципами дизайна и теории фракталов.

Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, инвариант, смыслообразование, структура, Фрактал, художественно-композиционное моделирование, целостность


CHILDREN'S SPACE ARTISTIC MODELING AND ARTISTIC HERITAGE A. GAUDI AND C. G. SHUKHOV IN THE ASPECT OF THE THEORY OF FRACTALS

Merenyasheva Marina Anatolievna
Penza state University of architecture and construction associate
Professor of the chair of design and art design of interior

Abstract
Article presents a comparative analysis of the two theories that claim to universality: the theory of fractals, artistic and compositional modeling in order to confirm their isomorphism.

Keywords: artistic modeling, design, design education, fractal, Integrity, smysloobrazovanija, structure


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А. Детское пространство художественно-композиционного моделирования и творческое наследие А. Гауди и В. Г. Шухова в аспекте теории фракталов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47556 (дата обращения: 28.09.2017).

Не более трети века прошло со времени возникновения фрактальной теории, но уже за такой короткий период она смогла дать мощный концептуальный импульс современной нелинейной науке, позволяя формулировать универсальные

принципы развития и рождения нового, допускающие неоднозначное развитие сложно организованных систем.

Современная образовательная парадигма всякий творческий акт истолковывает «как фрактальный по своему характеру, т.е. несущий в себе природу всей культуры в ее истории». Это позволило идею Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» трансформировать в идею о перспективе бесконечного развития человека, привело к рождению эстетики диалогизма, вызревшей в постмодернизме, всю мировую культуру считающем незавершимым «большим диалогом» (Бахтин), а также говорить о «тотальной фрактальности Вселенной», имея ввиду дизайн (Григорьев Э. П.).

Существует мнение, что «фрактальный принцип – единственно возможное подтверждение правомерности гегелевского толкования сущности «понятия» с помощью визуально воспринимаемых структур. В дизайне подобные вопросы становятся особенно актуальными, т. к. механизмы создания художественного образа (концепции) представляют собой одновременно и стремление к образованию определенной системы иерархических структур, и концептуальное обозначение понятий.

Приверженцы теории фракталов уверены, что фрактальная структура – это генетический код Вселенной, мы же, трактуя дизайн как художественно-композиционное моделирование (далее ХКМ), убеждены в универсальности данного феномена и его метода, с помощью которого художественная система дизайна транслирует в своем формообразовании порядок и гармонию как «генетический» код культуры.

Рассмотрим дизайн (ХКМ) в аспекте фрактальной теории, или, что вернее, проанализируем фрактальную теорию, как модель, сравним их сущностные принципы, правила функционирования и понятия.

И здесь в соответствии с парадигмами нелинейного знания вступает в силу принцип фрактальности образовательной системы: творчеством будет являться уже не только практика дизайна, но и само дизайн-образование. Почерк Школ дизайна складывается из индивидуальных пропедевтических методик, кирпичиков востребованного временем дизайн-знания. В этом-то и заключается суть диалектики научной мысли — в непрекращающейся «конкретизации абстрактного», в которой мир культуры, ее понятия выступают как «моя верификация».

Итак, сравним понятия, первичные формы двух теорий. Всякое обнаружение закономерности обязательно связано с ее названием. Так когда-то были изобретены типы, стили, принципы.

Целостность, осмысленность, жизненность и универсальность понятия художественно-композиционного моделирования для профессионального дизайнерского мышления зависит от органичности системы синтеза входящих в нее категорий. Понятие ХКМ – системная триада, целостное единство, структурная единица в методологии целостного подхода [1].

Отнесение дизайна к искусству (сущностный принцип) обязывает рассматривать категорию «художественный» в качестве определяющей в дизайн-знании, а принципы художественности – как основу метода гармонизации в дизайн-моделировании. Понятие «художественный образ», основное для всех видов дизайна, означает идеальную модель, которая в процессе художественного творчества должна явить пример гармонии. Эта модель всегда – «структура смысла, материализация бесконечных чувственных проявлений» сущности дизайна[2].Функция дизайна – смыслообразование, открытие, выражение и передача другим личностного смысла действительности[3]. Поэтому и сам дизайн трактуется как «замысел», «инвариант», внешне проявляющийся во множестве оригинальных, инновативных воплощений, призванный одухотворить средовой мир человека, сделать его эстетически полноценным».

Целостность соединяет в себе противоположные свойства, находящиеся в соотношении дополнительности.

Те же качества, целостность и структурность, отличают фрактал, (лат. fractus — дробленый) — объект, обладающий свойством самоподобия, иерархичности, способностью к развитию и непрерывному движению, непрерывностью, принадлежностью одновременно к хаосу и порядку. Во фрактальных формах выражает себя природа, показывая возможность установления внутренней связи между познанием научным рациональным и эстетической эмоциональной привлекательностью. Генетическая неразделимость этих двух способов познания мира характеризует и феномен дизайна, его метод и каждый отдельно взятый результат его творчества.

Рассматривая дизайн, как художественно-композиционное моделирование, «фрактальные узоры» мы видим в изоморфности каждой его идеальной модели, репрезентирующей целое, сущность дизайна.

С точки зрения синергетического подхода порядок — это структура.

Понятие структуры означает совместное действие, совместное привлечение и исследование различными методами многих явлений на основе общего подхода. Структурализм по своей сути является моделирующей деятельностью и обращается к структурно-семиотическим моделям, позволяющим рационально описывать культурные феномены [4].

Дизайн, являясь культурным явлением, может рассматриваться как содержательная модель деятельности, которая мотивировала возникновение той или иной пространственной структуры.

Понятие модели подходит для описания любых информационно связанных реальных и идеальных систем, следовательно вся сложная система дизайна организована по фрактальному принципу самоподобия.

Приведем примеры инвариантности сущностных принципов в различных структурах дизайн-системы.

Итак, казалось бы, что общего может быть между творческим наследием русского инженера В. Г. Шухова, испанского архитектора А. Гауди и детским дизайнерским творчеством?

Удивительно схожими оказались их судьбы. Несмотря на привлекательность ажурных решетчатых конструкций инженера В. Г. Шухова, наглядно и убедительно связывающих конструкцию и форму, его формально – эстетические эксперименты пугали современников возможностью оказаться в опасной внепрофессиональной зоне, ведь новизна творческого пространства его форм противоречила образным стереотипам и воспринималась архитекторами как наивный дилетантизм.

Немало нелестных эпитетов получил при жизни автора и уникальный пластический язык А. Гауди. Архитектор решал проблему синтеза искусств как диалога природы и архитектуры, декоративно-прикладных мотивов и полихромной скульптуры.

Не довольствуясь неорганическими формами архитектуры, «художник природы», «переносил структуры роста растений в архитектуру здания, находя в природе растений, животных, минералов начала собственной архитектуры».

Архитектор, Художник, Скульптор и Конструктор. Эти грани были неразрывно слиты в его творчестве. А наследие представляет собой единство полярных качеств: уверенного почерка профессионала и святой наивности примитива, интуиции и конструктивности; безудержного богатства формы и озорной игры деталей и цвета; столкновения разных материалов – суровости камня и изящества, остроты кованого металла, пестрой калейдоскопичности керамики.

То же слышим мы и о детском творчестве, художественно-композиционном моделировании. Специалисты зачастую трактуют его как примитивизм, наивное искусство, хотя авангардисты ценили за органичность, возводили в образец, как не видящее лишнего, делающее мир впервые.

Пропедевтика школ Баухауза и ВХУТЕМАСа, колыбелей дизайна, была направлена на развитие субъективности, фантазии, «высвобождение художественных способностей через собственный опыт и переживания». Она строилась по схеме: прочувствовать – пережить – понять – синтетически воплотить. Чувственная практика воспитывала способности к композиции, учила «игре в материал», рождающей смелость, инициативу.

Сущность феномена дизайна мы видим сегодня в художественно-композиционном моделировании, которое вне зависимости от возраста и мастерства является исследованием и экспериментом, увеличивающим число «перекрестных» дисциплин, приводящим к обретению чувства общности методов и целей всех видов пространственного мышления.

Модель в дизайне рассматривается сегодня как средство, сохраняющее и упрощающее структуру исследуемого объекта, делающее ее понятной, вскрывающее важные причинно-следственные связи, что позволяет ей быть не только описательной, но и предсказательной. Она адекватно отражает феномен нелинейного знания, фиксируя в структуре человеческое «отношение», универсальную живую, органичную пространственно-временную связь всех явлений реальности, демонстрируя Целостность, как сущность реальности.

Именно Целостность – отличительная черта и причина подкупающей гармоничности изящных творений В. Г. Шухова, невероятной органичности уникального многообразия форм А. Гауди, универсальности таланта этих мастеров.

На начальной ступени обучения методу ХКМ творчески развивающееся познание невозможно без обращения к аналогии, модельным образам, моделям-аналогам, к которым относятся, без сомнения, и средства научного исследования мастера В. Г. Шухова и эмпирический опыт А. Гауди. С двух сторон шли они к раскрытию сущности феномена дизайна, ХКМ, отражающего действительность лишь частично, воплощающего и обобщающего объективные и субъективные знания Культуры.

Детское пространство художественно-композиционного моделирования – это игра в профессию, в кубики мастерства (рис.1, 2, 3, 4). Ее правила: манипулирование, комбинирование с исходным материалом задаются преподавателем. За размыванием и смешением жанров, нарушениями и отступлениями от профессиональных норм, «высококвалифицированным дилетантизмом» важно видеть умение творить, движение к синтезу и взаимосвязанности, к новой целостности и единству – реализацию принципа универсальности.

ХКМ ― средство создания художественного образа и организации художественной целостности объекта дизайна, которое учит самостоятельно превращать теоретическое знание в метод, понимать с помощью знания.

Таким образом, существование дизайна, как динамической системы, возможно благодаря принципу смыслообразования (ХКМ), исполняющему роль организатора порядка в хаосе на всех иерархических уровнях дизайн-творчества. Начиная с хаоса иррациональности творческого мышления, приводимого в порядок понятиями, продолжая детским и профессиональным творчеством, в коих субъективное начало отвечает за целостность метода, и заканчивая дизайн-образованием, координирующим синтез изучаемых дисциплин. Характерная особенность всех моделей дизайн-системы – субъективный фактор – художественность, благодаря которой и достигается целостность.

И, конечно, возвращаясь к теории фракталов, дизайнер имеет «бесспорное право на свой язык и свою, интерпретацию образов, право выстраивать свою теорию, переводя заимствованные из других областей понятия в метафорический смысл» [5].

Не увязая в дебрях сложных математических структур, будем считать фрактал метафорой дизайна, ХКМ. А ситуация бифуркации (точка равновесия) перед каждым входящим в мир науки и творчества каждый раз будет открывать необходимость и возможность выбора своей методологической ориентации. Но метод ХКМ будет требовать к любым новым идеям подходить с точки зрения моделирования, целостно и структурно: анализировать их сущность, искать принципы и отвечать на вопрос: что мне даст их использование.


Библиографический список
  1. Мереняшева М.А. Онтология понятия художественно-композиционное моделирование// Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации
    материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. /
    Российская акад. архитектуры и строит. наук (РААСН) [и др] ; [сост. и науч. ред. О. И. Адамов, Ю. П. Волчок], с. 34
  2. Мереняшева М.А. Сущность дизайна и его художественные принципы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6 с.34-35 [Электронный ресурс]. URL: http://m-profobr.com/files/_6_2014.
  3. Мереняшева М.А. Архетип «Врата» как смыслообразующая модель в дизайн – пропедевтике. (Дверь в профессию) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39760 (дата обращения: 28.10.2014).
  4. М. В. Шубенков.Структурные закономерности архитектурного формообразования. М.: Архитектура – С, 2006
  5. М. П. Кравченко Развитие фрактальной теории в архитектуре. 2010.


Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: