АРХЕТИП «ВРАТА» КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ МОДЕЛЬ В ДИЗАЙН – ПРОПЕДЕВТИКЕ. (ДВЕРЬ В ПРОФЕССИЮ)

Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья обобщает опыт использования понятия «архетип Врата» в обучении методу художественно-композиционного моделирования. Акцентируется особая значимость данной модели-понятия для проблемной области стыка довузовского и профессионального дизайн-образования, рассматривается его дидактическая роль и возможности в демонстрации сущностного принципа профессии.

Ключевые слова: архетип, врата, дверь, дизайн, профессия, смыслообразование, художественно-композиционное моделирование


THE ARCHETYPE OF THE "GATE" AS A CONCEPTUAL MODEL TO DESIGN THE PROPAEDEUTICS. (THE DOOR TO THE PROFESSION)

Merenyasheva Marina Anatolievna
Penza state University of architecture and construction
associate Professor of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article summarizes the experience of using the concept of "archetype Gate" in teaching method the artistic modeling. Emphasizes the special importance of this model-concepts for problem areas of joint undergraduate and professional design education, discusses his didactic role and ability to demonstrate the essential principle of the profession.

Keywords: archetype, artistic modeling, design, door, gate, profession, smysloobrazovanija


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А. Архетип «Врата» как смыслообразующая модель в дизайн - пропедевтике. (Дверь в профессию) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39760 (дата обращения: 21.04.2024).

Несмотря на фундаментальность теории дизайна, обобщение его опыта школами дизайна не успевает давать ответы на «детские вопросы» практики. Так общепризнанными проблемами образовательной сферы считаются проблемы отсутствия единого мнения о структуре обучающего процесса, решении вопроса об эффективности вхождения в традицию — путем прямого включения или рефлектированного знания.
Выход из сложившейся ситуации становится очевиден, если рассматривать феномен дизайна как художественно-композиционное моделирование (ХКМ), смыслообразование. Это позволяет педагогам-практикам самостоятельно выстраивать целостную пропедевтическую структуру, снимает многие практические вопросы. История культуры предстает безграничным океаном опыта идеального моделирования, демонстрирующим принципы и возможности целостного видения и художественной выразительности.
Существует мнение, что главным принципом традиций школы дизайна является трансляция субъективности в цепи непрерывной преемственности обобщенного формализованного знания, смыслов, фиксируемых профессиональными понятиями. О роли понятий, выступающих в качестве простейших моделей, обеспечивающих содержательно-смысловую мотивацию творчества и одновременно формирующих фундамент профессионального мышления, сказано немало[1- 5]. 
Смысл – внутреннее, логическое содержание (слова, явления), постигаемое разумом, значение[6]. Поэтому история культуры, идеального моделирования, а значит и самого метода ХКМ – это история взаимосвязи значения и личностного смысла, развитие значения, усвоение и использование значений отдельной личностью знаний о мире. Это история открытия, выражения и передачи другим лич­ностного смысла действительности[7]. 
Именно интерпретация традиции (смысла), стремление ее сохранить, понять и передать закрепляется в различных формах культурных архетипов, ведет к эволюции понятий.
Подтверждение данной гипотезе находим в рассуждениях теоретиков и практиков дизайна и архитектуры о профессиональных понятиях. 
Так, В. Ф. Сидоренко под понятием проектной культуры предлагает подразумевать интеграцию всех классических и новаторских методов, способов и приемов творческого мышления. Н. Н. Волков называет композицию смысловой целостностью, «конструкцией для смысла», в которой не может быть незыблемых правил, а существуют лишь исторические закономерности и тенденции развития художественного мышления. Он же считает архетипы инвариантами композиционной целостности, одинаково понимаемыми всеми формальными образованиями, обеспечивающими художественную коммуникацию[8].
И. А. Розенсон видит сущность методик поиска «культурного образца» и «заимствованных аналогий» в расширении смыс­лового контекста объекта дизайна за счет неожиданного сопоставления его с «культурным образцом», считает возможным их «типологическое сбли­жение» по самым парадоксальным призна­кам, лишь бы они были эмоционально убедительны, будили творческое воображе­ние дизайнера[9].
Г.Б. Минервин и В.Т. Шимко утверждают, что методы дизайнерской деятельности являются средствами психологического и общего развития всех сил и способностей человека.
Е. Ремизова, анализируя современные тенденции совершенствования композиционного мастерства, усматривает их в отказе от поиска вечных истин и нормативности знаний, обращении к истории как источнику профессиональных идей. Она акцентирует положительный опыт постмодернизма и деконструктивизма, обративших внимание на содержательные аспекты проектирования и композиции. Автор убеждена, что их эксперименты с историко-ассоциативным способом мышления, соединением разновременных семантических форм, знаков и содержаний, коллажем форм, монтажом стилей расширяют понятие композиции, раскрывают его многозначность. 
Множественность композиционных логик ведет к «полилогу», позволяющему каждому строить собственные «художественные тексты». Таким образом, «педагогическая система является открытой и предполагает втягивание в себя новых содержаний, новых понятий: драматизация и сценирование, монтаж и коллаж, цитирование и кодирование, деструкция». 
Рабочая гипотеза: использование архетипа в качестве смыслообразующей модели в дизайн – пропедевтике позволяет продемонстрировать суть метода ХКМ, обучающего видеть смысл (культуре восприятия), открывать «значе­ние для себя» (понимать), выражать открытое, (владея художественно-выразительными средствами).
Трудно переоценить значение Дверей, Ворот в истории культуры, причем не только утилитарное (вход), но и художественно–образное, идеологическое. Главные фасады наиболее значимых сооружений древности – египетских, греческих, римских храмов – не что иное, как торжественно развернутая пространственная композиция входа. Его символическая роль в архитектуре проявилась в возможности самостоятельного существования в виде пропилей, триумфальных арок, «золотых» ворот, ворот «почета»[10]. 
С понятием Двери, Ворот связаны осознание проёма, открытие пространства, семантика Порога. Запертая Дверь уподобляется стене, замок на ней – оберег, дифференцирующий приходящих. 
Для двери особенно важна соразмерность её человеку, это влияет на ее значимость, «статус», превращает в Портал или даже Врата. 
Средства, которыми Культура стала обозначать проём, давно носят не изобразительный, а «знаковый» характер, определенный набор архитектурных деталей воспринимается как признак проёма. 
Изначально любое архитектурное сооружение является «домом», убежищем. Поэтому в римской античности проём, дверь стали оформляться с помощью «эдикулы» (с латинского – «домик»), выступающей как оберег. Визуальным знаком «запирания» отверстия прохода является и тяжёлый замок арки. Другой пример: романская архитектура предложила «перспективный портал» для изображения толщи стены, тем самым подчёркивая значение отверстия как преграды, границы, выражающей дистанцию, отделяющую находящееся за ней, тем самым увеличивая его ценность. 
ХКМ учит нас видеть большое в малом, устанавливать причинно-следственные связи между различными культурными феноменами, создавая при этом многозначные художественные образы-символы.
Разберем конкретные примеры авторских концепций начинающих дизайнеров. 
Ворота на Восток.
Потеря народами своей неповторимости – серьёзная проблема современной цивилизации. Из самобытности народа рождается самый непонятный феномен искусства. Для европейца в восточной культуре привлекательно и загадочно все: зодчество, одно из древнейших и своеобразных в мире, философия, письменность.
Перед автором стояла задача создать яркий и таинственный образ Ворот – символа культуры Китая. Рассмотрим процесс ассоциативного поиска типологических сближений, результатом которого стала структура художественного образа.
Итак, одна из главных категорий китайской культуры и философии – Тянь («Небо»), величественная сила, создавшая мир, народ и этические ценности. Она же – в исходном значении – «макушка на голове человека», то место, которым высокий человек ударяется о притолоку дверей, ворот. Дверь, ворота – элемент, соизмеряющий архитектурное сооружение с человеком. 
Торжественные, великолепные, динамичные «ворота почета» – характерный, узнаваемый тип архитектурных монументов Китая.
Центральное место в китайской мифологии занимают Драконы. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Императорский трон именовался «драконьим престолом». Дракон красовался на гербе государства. Парадные халаты чиновников украшал дракон-покровитель. 
Поэтому прототипами Ворот стали китайские ворота и иероглифы, обозначающие «Небо» и «Дракон».
Особенностью древнего китайского зодчества является эффект, дающий целостную композицию из множества элементов. Так вместе выбранные прообразы дали начало новой, символичной форме. В качестве структуры модели ворот была выбрана типичная конструкция древнего Китая – каркасно-столбовая. 
Интересно, что подобная тема и убежденность, что «без достижений древних цивилизаций наш мир немыслим ни в одном своем звене» привели следующего автора к совершенно другому образу.
Китайский портал.
Выбор элементов композиции торжественного входа в одну из древнейших цивилизаций мира, возраст которой 7 тыс. лет, связан с самобытной древнекитайской философией.
Восток со своей традиционной сложностью и почти недостижимой изысканной простотой по-прежнему кажется идеальным и недосягаемым, манит к раскрытию тайн совершенной, самобытной формы. Автор задался вопросом: может быть, здесь не обошлось без помощи Неба, двуединый культ которого долгое время существовал в Китае? Может, именно оно научило зодчих создавать характерные и запоминающиеся сооружения, которым чужды ложная монументальность и украшательство? А их способность сохранять силу своего воздействия в течение веков обуславливается не искусственными средствами, а, прежде всего, логичностью их структуры и использованных конструктивных приемов? 
Традиционным символом неба в Китае считался круг, ставший одним из элементов композиции Портала. Одно из основных мировоззренческих понятий древнекитайской философии – Дао (путь). Он связан с существованием лунного года, который согласовывался с природными сезонами, с установлением периодичности движения светил, что привело к развитию астрономии. 
Взаимодополняющее противоборство и единство вертикали и горизонтали в Портале иллюстрирует древнюю концепцию инь-ян. В борьбе и во взаимном проникновении этих универсальных космических сил видели основу гармонии во Вселенной и даже в обществе.
В композицию вошли дракон – герой китайской мифологии, монах и воин – представители различных слоев древнекитайского общества, деление на которые, как считалось, тоже было предопределено законом Неба. Стражники портала – фантазии на темы форм китайского прикладного искусства, с которым на протяжении веков была связана китайская архитектура.

Рисунок 1 - Ворота на Восток, Герасимов И., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок 2 – Китайский портал Ножкина Д., 16 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Проект Ворота. Русская крестьянская версия можно сравнить с постановкой спектакля, «воротами – праздником». Завязку найдем в русском фольклоре (народные пословицы, поговорки), композиция представляет собой переплетение нескольких сюжетных линий. Первая – архитектурный прототип ворот, вторая – рассмотрение их через призму «крестьянской» культуры, эстетики. Присутствуют спецэффекты – это формы-метафоры на предметы русского быта. 
Обращение к русскому искусству, живительному, творческому, самобытному – общеобразовательное и профессиональное. 
В русских деревнях двустворчатые ворота были важным элементом: «А двор без ворот, – что без прясел огород». Через них въезжали на телеге, привозя важные продукты для дома. Как и дом, ворота имели свою крышу, засов. 
С незапамятных времен и вплоть до XX века в России жил и не собирался исчезать «крестьянский» стиль, синтезировавший в образную систему быт саней, серпов и сарафанов. Стиль и образ жизни тесно связаны друг с другом. Нужно «войти внутрь вещей», в их структуру, конструкцию, чтобы сформулировать принципы, закономерности «крестьянского русского стиля». Художественное начало в прикладном искусстве определяется целесообразностью и выразительностью формы предмета, а чувство декоративного выражает национальное самосознание, народное понимание красоты. 
Многообразные формы предметов крестьянского быта «безошибочно» логичны и красивы. Коллективное творчество всегда опиралось на сложившуюся веками символическую содержательность пластической формы. Пластическая среда понимается как модель отношений человека и мира. Она – живой, цельный организм, со своим эмоциональным климатом. 
«Крестьянский» стиль – это живописность и многообразие форм, пестрота, незатейливость, яркость красок, узорчатость и простодушие.

Рисунок 3 – Ворота. Русская крестьянская версия,  Леванина В., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок 4 – Тайна за семью замками. Дверь. Магия защиты. Авдонина А., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Идея оформленного входа и связанные с ней значения, вызвали к жизни проект 

Тайна за семью замками. Дверь. Магия защиты. Он перемещает зрителя сквозь абстракцию геометрических форм к познанию тайн детали, которая защищает дверь от однообразности и стандартности. Ведь тайна профессии дизайнера, как и архитектора, связана с умением извлекать масштабность из деталировки. Её недостаток рождает чувство беспокойства, некомфортности. 
Дом издавна символизировал освоенное, покоренное пространство, где человек находился в безопасности. Он мыслился как центр мира, святилище и символ рода.
Парадная дверь – образное «послание» охранительной магии двери. Символика гербов – хищные животные, оружие, щиты, доспехи, магические знаки свидетельствуют о том, что изначально они служили не только символами рода, но и родовыми оберегами, защищавшими дверь от вторжения злых духов.
Главный виртуальный Маскарон в центре портала олицетворяет защитные функции двери, а три маленьких маскарона – детали, придающие ему масштабность. Архитектурные детали зовут глаз к прямым и перекрёстным размерным сопоставлениям. Сравнив мельчайшее с мелким, мелкое с крупным, как бы пробежав размерной лесенкой вверх и вниз, мы неосознанно определяем габариты здания, соотносим их с нашим ростом. 
Дополняют Дверь детали в виде древних славянских оберегов. Мир таинственных элементов, входящих в ее композицию, заставляет ощущать красоту простых геометрических форм. 

Рисунок 5 – Ворота говорящего сада,  Никифорова Н., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок 6 - Дверь в искусство гобеленаСилкина О., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

 

Ворота говорящего сада - символ ландшафтной архитектуры и современного сада- инсталляции, «Арт-ландшафта», говорящего языком садовых знаков и символов.
В основе их композиции лежит кованая конструкция, а верхняя часть представляет собой фигурно выстриженное дерево, что символизирует синтез двух видов дизайна. 
Ворота говорящего сада – знак пространства за ними – сада, содержащего в себе топиары – фигурно стриженые растения в виде геометрических форм (конусы, шары) и скульптур (хранители сада – грифон, пес, женщина). Композиция сада построена на контрасте литых из бетона шаров с растительными, выстриженными объектами, размещение которых в саду по радиальным кривым вносит динамику, что соответствует новизне концепции сада.
Автор концепции разделяет мнение директора Британской ассоциации ландшафтной индустрии Марка Грегори: «Меньше – это больше», и придерживается простоты композиции и форм ее элементов.
Дверь в искусство гобелена подчеркивает типологическое сходство выразительных средств разных видов дизайна и декоративно-прикладного искусства, многозначность понятия Линии. Она – главное изобразительное средство дизайна и архитектуры. Применительно к моде, линией называют стиль дизайна. Но ведь нить – это тоже линия, создающая в гобелене композицию, ее структуру, очертание, определяющая зрительный путь по ней. 
Тема «Дверь в профессию» особенно актуальна для творческой молодежи. Дверь – это проем в стене для входа и выхода. Она же открывает тайны профессии. Эта, ведущая в искусство гобелен, выполненная в его технике, вобрала в себя его характерные черты – пластичность, гибкость, фактурность. Образ ее сложился благодаря перенесению пластических свойств нитей, как основного материала гобелена, на архитектурный элемент. 
Композиция Двери включает в себя символы данного искусства – нити и станок. Для романтизации старинного вида искусства введены стилизованные фигуры ангелов – хранителей гобелена. Они же символизируют многовековую преемственность и общность творческих поколений мастеров этой древней профессии. В построении использованы повторяющиеся круги, как символ доброжелательности, открытости этого вида искусства для всех. Игра красок, разнообразие фактур придают элементам композиции неповторимое звучание, создают пространство для воображения, переносят в загадочный и эмоциональный мир этого искусства. 
Дверь в бионику подчеркивает главную функцию двери – защитную. Только ее надежная конструкция и прочные материалы могут обеспечить нам спокойствие. Но мы часто говорим «крепкий орешек», «надежный панцирь», обращаясь за сравнением о прочности к природным прототипам, которые могут поделиться с нами совершенством конструкции.
Формы природы, их пространственные сочетания, становясь прообразами архитектурных (дизайнерских) форм, придают им не только выразительность, но и символичность.
Образ Двери в бионику обязан своим появлением паре грациозных журавлей, символизирующих счастливый семейный кров, ведь эти птицы вьют свои гнезда только в тихих, безмятежных местах. 
Бионика – наука, раскрывающая тайны природной формы и предлагающая их к использованию в творчестве, поэтому элементы двери носят черты природных форм. В органическом мире предпочтение отдается кривой линии и кривой поверхности, непрерывной форме, рациональной кривой. Модерн, опыт которого бесценен, – первый стиль, выбравший их в качестве изобразительного средства. Пытаясь разобраться в причине гармоничности форм – прообразов, автор проанализировал их с точки зрения геометрических составляющих, добиваясь характерности, выдержал пропорции, добился гармонии образа двери. Она стала гимном безграничных формообразующих возможностей природы.

Рисунок 7 - Дверь в бионику,  Тычков А., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок 8 - Ворота в будущее, Пономарев Д., 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

 

Ворота в будущее хранят тайну Времени. 
Человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, преодолеть границы времени. В греческом «архитектура» начальным является «архи» – иду впереди. Будущее ассоциируется с ходом, течением времени. Современная динамическая архитектура будит воображение, но она была бы не возможна без смелых поисков архитекторов-экспрессионистов, футуристов, конструктивистов прошлого века. Жадно вдыхая воздух свободы творчества, они почувствовали Время, использовали его энергетику. 
В наш век высоких технологий мы без труда прослеживаем в их работах корни формо- и стилеобразования современной архитектуры. В 2002 г. в японской столице выставкой К.С. Мельникова, фантаста русского авангарда, было задумано обозначить направление поиска принципов создания «вневременной» архитектуры – как главного признака «суперсовременности». 
В проекте «Ворота в будущее» представлены образы ворот, выполненных в стиле архитекторов – авангардистов начала 1910-х – конца 1920-х годов. Сами Ворота представляют собой динамичную асимметричную композицию, главные черты которой – порыв, движение, открытость, стремительность и дерзость. Визуально такие ощущения создаются благодаря открытым границам. Пространство и время неразрывны. А пространство – это три координаты. В них заключено Время.

 

Рисунок 9, 10 – Дизайн-портал молодежной моды «DIS-локация»,  Марова А., 16 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Дизайн-портал молодежной моды «DIS-локация» – место соединения (dislocation) молодежи и моды. Оригинальный и неожиданный, он приглашает в мультибрендовый магазин молодежной моды, который поможет совершить победный рывок из монотонного потока повседневности.
Дверь в магазин выполнена в молодежном стиле. Автор убежден, что он должен быть разным, обязательно подчеркивающим индивидуальность, обеспечивающим театрализацию жизни. Одежда- идеи созвучна интенсивности современной жизни, которая требует простых и ярких, оригинальных образов. И здесь неоспоримы достоинства, привносимые в творчество природными аналогами. Представлены модели одежды, прообразами которых стали бабочки, цветы, листья и снежинки, что связано с разделением коллекций магазина по принципу «времен года». Теория времен года связана с цветовыми рекомендациями в одежде. Проблемы, связанные с выбором стиля одежды, переоценкой своего привычного внешнего облика актуальны для молодежи. В изменчивости пластического языка моды мы ищем идеал красоты, эти поиски отражены в образе дизайн-портала. 

Проект установил связь между двумя творческими профессиями, Архитектурой и Дизайном, показал их связь с другими областями культуры, междисциплинарность метода ХКМ, его неограниченные возможности смысловыражения при условии существования доступной, понятной первичной модели-понятия и эрудированности в необъятных просторах Культуры, истории идеального моделирования.
Дверь помогла продемонстрировать истину: необходимо подходить к проектированию предметов дизайна архитектурно, а гарантией успеха в архитектурном творчестве может служить универсальность, целостность дизайнерской концепции, позволяющей упростить форму, не жертвуя эстетикой.


Библиографический список
  1. Мереняшева М. А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852(дата обращения: 25.03.2014)
  2. Мереняшева М. А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайн. / Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
  3. Мереняшева М. А. Художественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и  инновации./ Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/
  4. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы как инварианты метода художественно-композиционного моделирования в контексте дизайн-образования.  //Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.03.2014).
  5.  Мереняшева М. А. Слово как идеальная художественно-композиционная  модель в дизайне./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852(дата обращения: 25.03.2014)
  6. Толковый словарь Ушакова http://www.slovopedia.com/3/209/837379.html
  7. Зинченко В.П. Некоторые проблемы психологии искусства //Избранные психологические произведения: В 2 тт. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 318 с
  8.  Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М.:2009 г.
  9. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. —  С.- П.: Питер. – 218 с.
  10. А. Гутнов Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1985


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация