СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ III (1881 – 1894)

Суровцева Е.В.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суровцева Е.В. Социокультурная ситуация при Александре III (1881 – 1894) // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/08/1563 (дата обращения: 16.03.2024).

Нами уже отмечалось, что одним из важнейших аспектов изучения функционирования и восприятия литературы в обществе является изучение социокультурной ситуации в обществе в определённый период исторического развития. Заявленная тема представляет собой часть более общего исследования темы «литература и власть», а именно анализа особого эпистолярного жанра – жанра «письма царю», то есть писем, адресованных русскими писателями власть имущим (царям и их приближённым). Нами уже предпринималась попытка комплексного анализа социокультурной ситуации в эпоху царствования императора Александра I [Суровцева 2011а], Николае I [Суровцева 2011б] и Александре II [Суровцева 2011в]. Цель данной статьи – описать социокультурной ситуации в эпоху следующего императора, Александра III, систематизировать имеющиеся сведения по заявленной проблематике в выбранную нами эпоху, а также назвать известные нам сборники документов и исследования по более частным аспектам рассматриваемой темы.

Александр III проводил политику укрепления государственного аппарата, придал законченный вид Великим реформам Александра II, в ряде случаев сгладил наиболее радикальные политические изменения, произведённые в 1860 – 1870-х гг. В политике он руководствовался здоровым консерватизмом, всячески боролся с революционным движением. При нём к России были присоединены территории Средней Азии. В годы его правления происходило развитие сети железных дорог, строительство новых фабрик и заводов, появление иностранных концессий.

Напряжённость внутреннего напряжения в стране усугублялось спадом, во многом вызванном мировым сельскохозяйственным кризисом (1880 – 1895), который для аграрной России обернулся резким снижением экспорта хлеба, что задерживало развитие нашего сельского хозяйства. Как следствие в ряде губерний разразился голод. В организации помощи голодающим участвовали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко.

Новый император, получая угрозы от террористов, пошёл на некоторые уступки, самой значительной из которых стало согласие на освобождение Чернышевского из Сибири. Тем не менее революционный пафос народничества при Александре III пошёл на убыль. Одна из последних «вылазок» террористов – попытка покушения на императора 1 марта 1887 г. членами террористической партии «Народная воля», закончившаяся арестами и казнью пяти его участников, в числе которых был А.И.Ульянов, брат В.И.Ленина. Широкого распространения идеи терроризма уже не имели, общественное мнение складывалось не в их пользу. Народники в большинстве своём переходили на легальные формы деятельности. Постепенно в России получает распространение марксизм. Самым талантливым и последовательным пропагандистом марксизма в России стал Г.В.Плеханов, основавший в 1883 г. в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда».

В 1884 г. Л.Н.Толстой и его помощники (В.Г.Чертков, П.И.Бирюков, И.И.Горбунов-Посадов) организовали издательство «Посредник», где печатались дешёвые книжки для народного чтения с христианским содержанием, своего рода житийная литература нового времени, сюжетными источниками которой становились старинные Прологи, Патерики, Четьи-Минеи, а также фольклор (см. [Николаева 2000]).

При Александре III успешно продолжается издательская деятельность К.С.Солдатёнкова (1881 – 1901). В 1885 – 1889 гг. он издал по рекомендации А.Н.Веселовского выполненный Н.Г.Чернышевским под псевдонимом Андреев перевод с немецкого языка «Всеобщей истории» Г.Вебера. В 1894 г. по просьбе Л.Н.Толстого им были опубликованы «Крестьянские рассказы» С.Т.Семёнова (1868 – 1922), безвестного народного писателя.

К 1890-м гг. относится начало издательской деятельности братьев М.В. (1871 – 1943) и С.В. (1873 – 1909) Сабашниковых. В основном они сосредоточились на выпуске книг по естествознанию. Наиболее заметные литературные издания Сабашниковых относятся к эпохе Николая II.

На конец XIX века пришёлся размах издательской деятельности Ф.Ф.Павленко (см. о нём и его проектах: [Черкасов 1907; Рассудовская 1960; Рубакин 1964; Баренбаум, Костылева 1986; Горбунов 1999]). После возвращения в Петербург из Вятской ссылки он добился разрешения на издание сочинений Д.И.Писарева и приступил к выполнению давно выношенной идеи издавать научно-популярную литературно-биографическую библиотеку. Так появилась знаменитая павленковская серия «Жизнь замечательных людей». В рамках серии с 1889 г. была издана 191 книга на темы всемирной и русской истории, науки, культуры, литературы. В 1899 г. им был подготовлен «Энциклопедический словарь», неоднократно переиздававшийся. Пять изданий (396 книг) выдержали серии «Иллюстрированные энциклопедии» (пушкинская, лермонтовская, сказочная, биографическая), были изданы собрания сочинений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Г.Белинского, Ф.М.Решетникова, Г.И.Успенского, Н.В.Шелгунова. Все средства своего громадного предприятия Павленко завещал на устройство 2000 бесплатных народных библиотек.

В 1883 г. И.Г.Сытиным (см. [Сытин 1969]) была организована фирма «Товарищество Сытина и К°», выпускавшая учебную литературу и детские книги. В 1884 – 1885 гг. Сытин оказал содействие издательству Л.Н.Толстого и В.Г.Черткова «Посредник». В 1891 г. он приобрёл ежемесячник «Вокруг света», который успешно издавал в течение ряда лет. В 1890-е Сытин осуществил выпуск серии народных книжек под названием «Правда». Всего было издано 64 наименования, многие – с иллюстрациями И.Е.Репина. В серию вошли маленькие сборники басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, произведения В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, И.С.Никитина, Т.Г.Шевченко, Ф.И.Тютчева, В.Г.Короленко, П.Д.Боборыкина. Сытин настаивал на том, что «никакой отдельной литературы для народа создать нельзя, да и не нежно; первоклассные писатели всех наций для народа доступны и понятны; народ не терпит скуки и презирает “сюсюканье”, то есть подделку под народный язык и народный разум» [Сытин 1960: 55].

Основным проводником книги в глубинке стали народные читальни и библиотеки. В 1880-х гг. они чаще всего создавались при земских школах, а в 1890-х оформлялись как самостоятельные образования. В течение 1890-х их количество возросло с 38 до 3000. Отметим, что Ю.В.Тимофеева указывает на то, что эта характеристика книжной торговли не может быть распространена на зауральскую часть России, где развитие стационарной книжной торговли значительно отставало от развития её на европейской части страны и где крестьяне и в годы революции должны были покупать книги в основном у книгонош [Тимофеева 2010].

Быстрый рост народных читален и библиотек – по крайней мере в европейской части России – побудил правительство объявить в 1890 г. особые «Правила об особых народных читальнях и порядке надзора за ними», просуществовавшие до 1905 г. По-прежнему наибольшей популярностью, особенно в крестьянской среде, пользовались дешёвые лубочные издания, в основном осуществляемые А.И.Манухиным и А.В.Морозовым, сотрудничавшими с «лубочными» литераторами В.Суворовым, В.Шмитановским, Н.Пазухиным, М.Евстигнеевым. Однако всё бόльшей и бόльшей популярностью пользовались произведения крупных русских и иностранных писателей, чему способствовали и дешёвые издания этих авторов, и журнальные публикации произведений.

В эпоху Александра III резко возросло число периодических изданий. В 1881 г. было разрешено 41 новое провинциальное издание. К 1882 г. в России насчитывалось 559 газет и журналов, из них 347 – провинциальные. Периодика в провинции – это в основном газеты. К началу XX века периодическая печать насчитывала 856 наименований при 2,7 миллионах экземпляров. Газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием. Ещё в конце 1870-х М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Физиономия нашей литературы за последние пятнадцать лет значительно изменилась. … Значение больших ежемесячных журналов упало, а вместо них в роли руководителей общественного мнения выступали ежедневные газеты» [Салтыков-Щедрин 1965-1977: т. 13, с. 628]. В конце XIX столетия издавались такие газеты, как «Губернские ведомости», «Петербургский листок» (с 1864 г.), «Петербургская газета» (с 1867 г.), «Современные известия» (с 1867 г.), «Московский листок» (с 1881 г.), «Новости дня» (с 1883 г.), «Свет» (с 1882 г.), «Русское слово» (с 1895 г.). и многие другие. Крестьяне имели возможность ознакомится со свежими газетами в книжных лавках, библиотеках, трактирах. С 1880-х гг. газеты проникают даже в самые глухие деревни. Усиление роли газет не означало вытеснения с литературной арены толстых журналов, которые продолжали регулярно выходить, в меру своей популярности наращивая число своих подписчиков.

Цензурные ограничения начала 1880-х коснулись прежде всего журналов: в 1884 г. были запрещены «Отечественные записки»; многие журналы получили строгие предупреждения; за пределы столицы были высланы редакторы «Дела» Н.В.Щелгунов и К.М.Станюкович, и в 1888 г. издание перестало существовать. После закрытия «Отечественных записок» сотрудники этого издания печатались в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник» и газете «Русские ведомости».

Московский журнал «Русская мысль» был основан (1880 – 1918) был основан В.М.Лавровым и до 1885 г. редактировался близким к славянофилам С.А.Юрьевым. В 1885 г. руководство журналом переходит к профессору В.А.Гольцеву, который был сторонником конституции и в то же время в борьбе за ограничение власти монарха считал возможным опираться не только на либералов, но и на революционеров. В «Русской мысли» 1880-х гг. под его руководством печатались Г.В.Плеханов, революционеры-эмигранты. Но в следующем десятилетии по мере усиления русских марксистов редакция журнала всё чаще начала выступать с критикой теории Маркса о классовой борьбе, печатая статьи, в которых доказывалась возможность наступления социализма в России мирным путём, без политических потрясений. В 1893 г. редакция отклонила работу В.И.Ленина «Новое хозяйственное движение в крестьянской жизни». Особое внимание редактор журнала уделял научным публикациям, привлекая к сотрудничеству М.И.Семевского, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, Н.И.Иванюкова, О.Ф.Миллера, К.А.Тимирязева, А.Г.Столетова, Н.П.Клюпанова. Во второй половине 1880-х здесь печатался вернувшийся из ссылки Н.Г.Чернышевский под псевдонимами Андреев и Старый Трансформист. В его работах были подвергнуты критике попытки перенести дарвиновскую теорию благотворности борьбы за жизнь из области естествознания в социологию. Другую важнейшую задачу редактор «Русской мысли» видел в укреплении отдела художественной литературы. Сюда были приглашены бывшие сотрудники «Отечественных записок» Н.К.Михайловский, Н.Н.Златовратский, Г.И.Успенский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.И.Эртель, А.Н.Плещеев, В.М.Гаршин. В конце 1890-х беллетристический отдел журнала редактировал А.П.Чехов. С 1884 г. здесь начинает сотрудничать Н.В.Щелгунов. В его публицистических «Очерках русской жизни» большое место занимала критика народнической теории «малых дел» и толстовства.

Петербургский журнал «Северный вестник» (1885 – 1899) редактировался А.М.Евреиновой, известной в литературных кругах своими либеральными взглядами. Литературную политику издания до 1888 г. осуществляли Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, А.Н.Плещеев, вслед за ними в журнал пришли В.Г.Короленко, Н.Е.Каронин-Петропавловский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, С.Я.Надсон, А.П.Чехов. Читателям «Скверного вестника» адресовал очерковый цикл «Живые цифры» Г.И.Успенский. С уходом Михайловского издание от народнической ориентации постепенно переходит к более широким идеологическим сферам, публикуя произведения П.Д.Боборыкина, Д.С.Мережковского, А.Н.Веселовского, Н.М.Минского, К.Д.Бальмонта, Ф.К.Сологуба, З.Н.Гиппиус. Идейная направленность «Северного вестника» теперь определялась деятельностью А.Л.Волынского, сторонника теории «искусства для искусства» и противника «утилитарного реализма» в литературе и в критике.

Журнал «Русское богатство» (1876 – 1918) издавался в Петербурге и с 1880 г. управлялся писателями народниками, среди которых ведущую роль играли критики А.М.Скабичевский, С.Н.Кривенко и беллетристы П.В.Засодимский, Г.И.Успенский, Н.Ф.Бажин, Н.И.Наумов. В 1882 – 1891 гг. редактором-издателем становится Л.Е.Оболенский, который стал отдавать предпочтение философско-публицистическим статьям, а не беллетристике. В 1892 г. журнал перешёл во владение П.В.Быкова и С.П.Полякова. В «Русском богатстве» стали сотрудничать писатели из «Отечественных записок», а также Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.Г.Гарин-Михайловский, К.М.Станюкович, А.И.Куприн, И.А.Бунин.

Московская газета «Русские ведомости» (1863 – 1918) с 1883 г. редактировалась В.М.Соболевским. После закрытия «Отечественных записок» он предложил М.Е.Салтыкову-Щедрину постоянное сотрудничество, и тот предложение принял. 31 августа 1884 г. Салтыков-Щедрин писал Н.А.Белоголовцеву о «Русских ведомостях»: «Это единственный порядочный орган и притом со смыслом издающийся. Очень умеренный, но честный» [Салтыков-Щедрин 1965-1977: т. 20, с. 89]. В газете печатались Г.И.Успенский, Н.К.Михайловский, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстой. В 1885 г. здесь была опубликована под псевдонимом Андреев статья Н. Г. Чернышевского «Характер человеческого знания». Когда московский губернатор запретил печатно отмечать 25-летие отмены крепостного права, «Русские ведомости» отметили его по-своему – 19 февраля 1886 г. газета просто не вышла. Начальник Главного управления по делам печати Е.М.Феоктистов заметил при случае представителю редакции: «Скверная газета: скверно говорит, скверно и молчит» [РВ 1913: 34].

Славянофилы имели свой печатный мир – газету «Русь» (1880 – 1886), руководимую И.С.Аксаковым. В полемике с «Отечественными записками» и «Делом» она отстаивала идеи сохранения и развития патриархально-общинных основ, предлагая созыв Земского собора, который обеспечил бы существующей власти опору в народе. В литературе И.С.Аксаков видел проявление народного духа. Характерно, что в статье по поводу смерти И.С.Тургенева (1883) он поминал писателя «не как мыслителя и гражданина, а как великого русского художника, одного из двигателей нашего общественного самосознания» [Аксаков К., Аксаков И. 1981: 283].

Издательский успех в последние два десятилетия XIX века пришёлся на долю журнала «Вестник Европы» (1866 – 1918) М.М.Стасюлевича. Придерживаясь либеральной ориентации, журнал стоял за искоренение всех остатков крепостного строя, развитие образования, уничтожение цензуры, реализацию реформирования жизни в сельскохозяйственной, финансовой, судебной, земской сферах, защищал идею европеизации русской жизни. В правительственных кругах издание заслужило репутацию едва ли не «красного». В 1890-е издание вступило в полемику с марксистами. Например, в статьях И.И.Кареева, особенно в его работе «Экономический материализм в истории» (1894, № 7), марксизм критиковался за недостаточное внимание к духовным потребностям личности (Ответ И.И.Карееву см.: [Плеханов 1956-1958: т. 2, с. 268 – 271]). Привлечение к авторству лучших научных сил придало соответствующим публикациям в журнале высокий научный авторитет, журнал стал, можно сказать, законодателем в отечественной науке.

«Вестник Европы» всячески подчёркивал свою беспартийность в литературной борьбе того времени. На его страницах печатались «Обрыв» И.А.Гончарова; сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.И.Эртеля; стихотворения А.Н.Плещеева, А.К.Толстого, А.А.Фета, Я.П.Полонского, А.Н.Апухтина, З.Н.Гиппиус, Н.М.Минского, Вл.С.Соловьёва; литературные мемуары И.И.Панаева, П.В.Анненкова, С.В.Ковалевской. В течение ряда лет в журнале публиковался искусствовед и музыкальный критик В.В.Стасов, поборник развития реализма в отечественном искусстве, – ему принадлежат статьи о М.П.Мусоргском, А.И.Иванове, И.Н.Крамском и многих других.

В рассматриваемый период в орбиту народнических приоритетов был вовлечён ряд изданий: журнал «Слово», в котором продолжал свою деятельность М.А.Антонович, журнал «Русская мысль» при редакторе В.А.Гольцеве, сменившем в 1885 г. славянофила С.А.Юрьева, журнал «Северный вестник» (до конца 1880-х гг.), газеты «Неделя», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости». Под влиянием народничества оставался и журнал «Русское богатство», с конца 1880-х гг. ставший главным органом этого литературного направления.

Как и раньше, правительственной поддержкой пользовались газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник», редактируемые М.Н.Катковым.

Большой след в русской журналистике оставил А.С.Суворин (1834 – 1913). Начинавший в 1860-е гг. как публицист либерального направления, полемизировавший с М.Н.Катковым, наибольшую славу он приобрёл как редактор-издатель (с 1876 г.) газеты «Новое время». У Суворина печатались такие авторы, как А.П.Чехов и В.В.Розанов. «Новое время» отличалось своеобразной идеологической всеядностью, пытаясь угодить самым разным группировкам нашего общества («Чего изволите?» – кличка этого издания в сатирах Салтыкова-Щедрина). Предприимчивый книгоиздатель, организатор книжной торговли во многих городах и особенно на станциях железных дорог, Суворин создал мощное издательство, выпускавшее книжные серии. Особенно популярной была «Дешёвая библиотека» – около 300 произведений русской и иностранной классики.

Интересующиеся иностранной литературой становились подписчиками журналов «Иллюстрированные романы всех народов» (с 1885 г.), «Пантеон литературы» (с 1888 г.), «Вестник иностранной литературы» (с 1891 г.). Здесь публиковались переводы произведений Э.Золя, О. де Бальзака, Г. де Мопассана, А.Доде, Т.Гарди, Р.Киплинга, Л.Стерна, Г.Гейне, М.Конопницкой, Э.Ожешко, Б.Пруса.

Из иллюстрированных еженедельников читательским спросом пользовались «Всемирная иллюстрация» (1869 – 1898), «Живописное обозрение стран света» (1885 – 1917), «Природа и люди» (1889 – 1917), «Наука и жизнь» (1890 – 1900). Из так называемых «семейных» иллюстрированных журналов первенство продолжала держать «Нива» (1869 – 1918) А.Маркса. Театральная жизнь России освещалась в журналах «Театральный мирок» (с 1884 г.), «Артист» (с 1889 г.) Ф.А.Куманина и А.Р.Гиппиус, «Ежегодник императорских театров» (с 1892 г.), «Театр и искусство» (с 1897 г.). В этот период выходят многочисленные юмористические издания («Будильник», «Стрекоза» и многие другие).

Обилие и разнообразие книжной и журнальной продукции обусловило возникновение библиографических изданий. Самыми значительными были журналы «Российская библиография» (1881 – 1884) и «Библиограф» (1885 – 1914), издаваемые Н.М.Лисовским, пригласившим к сотрудничеству В.И.Межова, С.И.Паномарёва, Д.Д.Языкова. Вместе с «Критико-библиографическим словарём» С.А.Венгерова публикуемые Лисовским материалы с большой полнотой снабжали специалистов и широкий круг читателей справочными данными о деятельности отечественных писателей. С 1892 г. «Библиограф» получил наименование журнала историко-литературного и библиографического.

Недолго просуществовали, но оставили яркий след в истории нашей культуры журналы «Критическое обозрение» (1879 – 1880) В.Ф.Миллера и В.В.Ковалевского, «Библиографические записки» (1892) А.Н.Соловьёва, «Книговедение» (1894 – 1897). «Книговедением» с 1894 г. издавались «Программы домашнего чтения».

Такова в общих чертах социокультурная ситуация при императоре Александре III. Дальнейшая разработка темы предполагает аналогичный анализ эпохи Николая II.


Библиографический список
  1. Аксаков К., Аксаков И. 1981 – Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.
  2. Баренбаум, Костылева 1986 – Баренбаум И.Е., Костылева Н.А. Книжный Петербург – Ленинград. Л., 1986. С. 239 – 244.
  3. Горбунов 1999 – Горбунов Ю.А. Флорентий Павленков: Его жизнь и издательская деятельность». Челябинск, 1999.
  4. Николаева 2000 – Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.
  5. Плеханов 1956-1958 – Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 томах. М., 1956 – 1958.
  6. Рассудовская 1960 – Рассудовская Н.М. Издатель Ф.Ф.Павленков: Очерк жизни и деятельности. М., 1960.
  7. РВ 1913 – «Русские ведомости». 1863 – 1913. Сб. ст. М., 1913.
  8. Рубакин 1964 – Рубакин Н.А. Из истории борьбы за права книги. Ф.Ф.Павленко // Книга. Исследования и материалы. М., 1964. Сборник 9.
  9. Салтыков-Щедрин 1965-1977 – Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. В 20 томах. М., 1965 – 1977.
  10. Суровцева 2011а – Суровцева Е.В. Социокультурная ситуация при Александре I (1801 – 1825) // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» (Москва). Май, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/521.
  11. Суровцева 2011б – Суровцева Е.В. Социокультурная ситуация при Николае I (1825 – 1855) // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» (Москва). Июнь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/610/.
  12. Суровцева 2011в – Суровцева Е.В. Социокультурная ситуация при Александре II (1855 – 1881) // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» (Москва). Июль, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1007.
  13. Сытин 1960 – Сытин И.Г. Жизнь для книги. М., 1960.
  14. Тимофеева 2010 – Тимофеева Ю.В. Лубочная литература в книжной культуре сельского населения Сибири второй половины XIX – начала XX в.: историография темы // Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных трудов. Выпуск 14 / Под общ. ред. С.С.Чернова. Новосибирск, 2010. С. 32 – 42.
  15. Черкасов 1907 – Черкасов В.Д. Ф.Ф.Павленков». СПБ, 1907.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Екатерина Суровцева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация