СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II (1855 – 1881)

Суровцева Е.В.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суровцева Е.В. Социокультурная ситуация при Александре II (1855 – 1881) // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1007 (дата обращения: 02.06.2017).

Нами уже отмечалось, что одним из важнейших аспектов изучения функционирования и восприятия литературы в обществе является изучение социокультурной ситуации в обществе в определённый период исторического развития. Заявленная тема представляет собой часть более общего исследования темы «литература и власть», а именно анализа особого эпистолярного жанра – жанра «письма царю», то есть писем, адресованных русскими писателями власть имущим (царям и их приближённым). Нами уже предпринималась попытка комплексного анализа социокультурной ситуации в эпоху царствования императора Александра I [Суровцева 2011а] и Николае I [Суровцева 2011б]. Цель данной статьи – описать социокультурной ситуации в эпоху следующего императора, Александра II, систематизировать имеющиеся сведения по заявленной проблематике в выбранную нами эпоху, а также назвать известные нам сборники документов и исследования по более частным аспектам рассматриваемой темы.

В 1860 – 1870-х гг. Александр II осуществил Великие реформы: отменил крепостное право в 1861 г., вёл местное земское самоуправление в 1864 г., произвёл ряд преобразований в судах, армии, во флоте, в университетском образовании; подавил Польское восстание 1863 – 1864 гг. Он вёл успешную политику на международной арене, направленную на ликвидацию последствий Крымской войны. При нём Россия выиграла войну с Турцией (1877 – 1878 гг.) и присоединила ряд территорий в Казахстане и Средней Азии. Император был убит народовольцами.

В обществе продолжали возникать различные тайные общества, среди которых выделялось общество «Земля и воля», связанное с польскими повстанцами 1863 г.

Разгром польского восстания не остановил радикально настроенную молодёжь в попытках организоваться для целей революционной пропаганды в народе. В этой среде начали оформляться идеи террористической деятельности. Один из членов подпольного кружка Н.А.Ишутина Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. произвёл неудачное покушение на Александра II. (Террористы позднее произвели ещё два неудачных покушения на царя и его семью – в 1879 и 1880 гг.).

Росту общественного самосознания в 1860-е гг. во многом содействовали разночинцы. Если в прежнее время они не оказывали заметного влияния на жизнь общества, то теперь их роль стала более заметна, из их среды выдвинулись многие учёные, философы, публицисты, педагоги, писатели, оставившие глубокий след в истории русской науки и культуры. В философии разночинцы стали проповедниками материализма в духе Л.Фейербаха. Идеалисту 1840-х, воспринявшему культ эстетически развитой культурной личности, пришедшая эпоха противопоставляла материалиста и атеиста, вдохновлённого гражданскими чувствами.

Восприятие художественной литературы как потенциально значимого общественного института, а литературной критики как средства социальной пропаганды объединяло позиции «Отечественных записок» и «Дела». Но если у авторов «Отечественных записок» Н.К.Михайловского, А.М.Скабичевского, Г.З.Елисеева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, остававшихся скорее теоретиками народничества, возобладал взгляд на литературу, допускавший её эстетическую самостоятельность, то критиков «Дела», В.Н.Щелгунова и особенно П.Н.Ткачёва, рассматривавших свои работы как предвестие реальных революционных процессов, литература интересовала их фактически с конкретно-прагматической, социально-результативной точки зрения. Было немало авторов, которые охотно печатались как в «Отечественных записках», так и в «Деле» – например, известный литературный критик народнической ориентации, прозаик и переводчик М.К.Цебрикова (1835 – 1917), публиковавшаяся под псевдонимами М.К.Николаева, М.Артемьева и др. (см. о ней [Кулиш 1988]). На орбиту народнических идейных приоритетов были вовлечены многие издания: журнал «Слово», в котором продолжал свою деятельность М.А.Антонович, журнал «Северный вестник» (до конца 1880-х гг.), газеты «Неделя», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости».

Однако сторонники радикальной критики постепенно к 1870-м гг. перестали пользоваться безграничным доверием читателей, которые подчёркивали не столько социально-угнетённое положение русского народа, сколько его духовно-нравственный потенциал.

Литература анализируемого периода – это преимущественно журнальная литература. Прежде чем явиться читателю отдельным изданием, то или иное литературное произведение печаталось в журнале и воспринималось читателем не только само по себе, но и в контексте того идейного направления, которому журнал следовал. Так, в «Современнике» были опубликованы рассказы Л.Н.Толстого «Рубка леса», «Метель», «Севастополь» и др.; в журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки», опубликованные после длительного перерыва М.Е.Салтыковым под псевдонимом Н.Щедрин.

Со второй половины 1850-х гг. значительно увеличилось число журналов и газет. Они отражали самые различные направления и оттенки общественно-литературного движения: от консервативных до либеральных.

Расширяется издательская деятельность. Укрепление, особенно в пореформенное время, хозяйственно-экономических отношений, базирующихся на частнопредпринимательских инициативах, заметно повысило требовательность к уровню образования. Росло количество газет и журналов, расширялся круг читателей. Книгоиздание становилось материально выгодным предприятием, однако для большинства крупных издателей извлечение прибыли не являлось главной целью.

Их больше привлекали возможности просветительской деятельности, желание делом послужить Отечеству.

Одним из таких издателей был К.Т.Солдатёнков (1818 – 1901) (см. о нём: [Андреев 1862; ИККГ 1901; ОМПРМ 1902; МПРМ 1902; ПБ 1881; Толстяков 1972; Белов, Толстяков 1976; Толстяков 1984; Боханов 1989: 17 – 20]). Он рано пристрастился к чтению и к коллекционированию редких книг, икон, картин, скульптур – его собрания вошли позднее в фонды Румянцевского музея, Третьяковской галереи, Русского музея. Совместно с Н.М.Щепкиным, сыном актёра, он основал издательство, выпустившее А.В.Кольцова, Н.П.Огарёва, Н.А.Некрасова, Т.Н.Грановского (под влиянием его кружка и формировалось мировоззрение Солдатёнкова), А.И.Полежаева, В.Г.Белинского, И.С.Тургенева; позднее он издал А.А.Фета, Я.П.Полонского, И.З.Сурикова, Д.В.Григоровича, Ф.М.Решетникова, А.И.Левитова, Г.З.Елисеева, Н.Е.Каронина-Петропавловского, С.Я.Надсона, афанасьевские «Народные русские сказки», историков С.В.Ешевского (ученика Грановского), В.О.Ключевского, И.Е.Забелина. Кроме того, Солдатёнковым было выпущено более 100 названий переводов зарубежной литературы (например, всех драм Шекспира в переводе Н.Х.Кетчера).

Н.П.Поляков (1843 – 1905) (см. о нём: [Толстяков 1984; Книжник-Ветров 1963]) в 1867 г. организовал фирму «Русская книжная торговля», активная деятельность которой пришлась на 1869 – 1872 гг. Здесь были изданы сочинения А.Н.Радищева, Н.А.Добролюбова, В.В.Берви-Флеровского, Ю.Г.Жуковского, А.П.Щапова, П.Л.Лаврова, Ф.Лассаля, Г.Спенсера, В.Лекки, О.Конта, Д.Милля, а также «Капитал» К.Маркса в переводе Г.А.Лопатина и Н.Ф.Даниельсона (1872).

После 1872 г. цензура не пропустила ни одной книги с фамилией издателя, Поляков был разорён; совместно с издательством «Знание» ему удалось выпустить П.Л.Лаврова и Г.Спенсера. Последние годы жизни он служил чиновником в Госсовете.

Деятельность А.Ф.Маркса (1838 – 1904) достигла успеха с началом издания журнала «Нива» (1869), в котором участвовали И.А.Гончаров, Д.В.Григорович, Н.С.Лесков, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, Я.П.Полонский, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, Ф.И.Фет. В числе иллюстраторов были И.К.Айвазовский, А.Н.Бенуа, В.В.Верещагин, К.Е., В.Е. и Н.Е.Маковские, М.В.Нестеров, И.Е.Репин, К.А.Трутовский, И.И.Шишкин.

В качестве приложения к журналу были изданы собрания сочинений почти всех русских классиков. Расцвет книгоиздательской деятельности Маркса пришёлся на конец XIX века.

М. О.Вольф (1825 – 1883) вёл издательское дело по образцу европейских фирм, печатал переводы французских писателей и учёных. Завершил издание «Всемирной истории» Ф.Шлоссера, начатое в 1861 г. под руководством Н.Г.Чернышевского; выпустил 15 томов сочинений Н.И.Костомарова, роман Н.С.Лескова «Некуда»; в серии «Библиотека знаменитых писателей» издал сочинения Н.И.Гнедича, М.Н.Загоскина, В.И.Даля, А.Ф.Писемского, П.И.Мельникова-Печерского и др.

Издавал также детскую литературу. Свои книжные магазины распространил по всей России. Н.С.Лесков отозвался о нём следующим образом: «Маврикий – единственный царь русской книги, его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы» (цит. по: [Либрович 1883: 6]).

В конце 1870-х по возвращении из ссылки занялся книгоиздательством Л.Ф.Пантелеев (1840 – 1919), участник революционного движения 1960-х. В основном он выпускал научную литературу; издавал Н.Д.Добролюбова, В.А.Зайцева. Публикацией литературы и детской книги занимался Я.А.Исаков (1811 – 1881). Известные его серии – «Классная библиотека», «Библиотека путешествий», «Записки иностранцев о России». Широкую популярность получили издания А.Ф.Базунова (умер в 1899 г.), выпускавшего Ф.М.Достоевского, Г.И.Успенского, А.С.Чужбинского, П.В.Засодимского.

Издания, осуществляемые народниками, в основном были связаны с деятельностью журнала «Знание» (1870 – 1877), наладившего выпуск серии «Международная научная библиотека». В 1874 – 1876 гг. было выпущено 12 книг по вопросам социологии, естествознания, психологии (Ч.Дарвин, В.Беджгот, Г.Спенсер, Э.Тейлор, Д.Лейбок, Д.Друпер, О.Шмидт). В 1875 г. открыла издательскую деятельность писательница и педагог Е.Н.Водовозова (1844 – 1923), организовавшая серии «Жизнь европейских народов» и «Как люди на белом свете живут». Немалое количество книг приходило в Россию из Швейцарии и Англии, где они издавались русскими эмигрантами. Особое беспокойство властей вызывало поступление сочинений Н.Г.Чернышевского, находящегося в сибирской ссылке («Пролог» и «Письма без адреса», изданные П.Л.Лавровым, а также серия трудов Чернышевского, опубликованных в своё время в «Современнике» и переизданных теперь в Женеве М.П.Элпидином).

В эту же эпоху начал свою издательскую деятельность И.Д.Сытин. Своё дело он начал в 1876 г. с печатания лубочных картинок и лубочных народных книжек. Во время русско-турецкой войны он издавал карты военных действий. В 1860-х гг. как издатель выступил и Ф.Ф.Павленко. С 1866 г. он начал публиковать сочинения Д.И.Писарева, после запрета которых последовала административная ссылка Павленко в Вятку. Там он выпустил «Наглядную азбуку обучения и самообучения грамоте» (1873), подготовил «Вестник Вятского земства» из материалов, обличавших местные власти в злоупотреблениях. Московская цензура запретила сборник, но некоторые материалы всё же были включены в книгу «Вятские незабудки» (1877).

Для последней трети XIX века характерным явлением стало разделение книгоиздательского дела по специальностям. Так, с 1872 г. А.Ф.Девриен публиковал книги по сельскому хозяйству, К.Р.Ракер и В.С.Эттингер выпускали труды по медицине. Петербургский магазин Н.Т.Мартынова, московская Волковская театральная библиотека (открылась 11 февраля 1871 г. в память актёра Ф.Г.Волкова) выпускали театральную литературу. Театральная библиотеке Е.Н.Рассохиной (основана в 1875 г.) выпускала драматические произведения русских и зарубежных авторов.

Развитие получила биографическая и мемуарная литература. Высокую оценку заслужила книга П.В.Анненкова «Александр Сергеевич Пушкин. Материалы для биографии» (1855). Широкий отклик вызвали биографические разыскания П.А.Кулиша о Гоголе, биографические работы А.В.Дружинина, Н.Г.Чернышевского (1855 – 1862), составленные П.В.Анненковым биография и переписка Н.В.Станкевича (1858), воспоминания И.И.Панаева о Белинском, мемуары Герцена «Былое и думы» (1852 – 1868). С воспоминаниями выступили также Т.П.Пассек («Из дальних лет», 1878 – 1879) и П.В.Анненков («Замечательное десятилетие. 1838 – 1848», 1880). В сборнике «Пропилеи», издаваемом П.М.Леонтьевым, публику особенно привлекал биографический раздел. О читательском интересе к личности писателя свидетельствует также успех фотографических изображений художников слова. Так, изданная петербургским фотографом К.Шапиро «Портретная галерея русских литераторов, учёных и артистов с биографиями и факсимиле» (1880) довольно быстро разошлась.

Несмотря на значительные цензурные послабления некоторые ограничения всё-таки оставались. Так, заботу цензурных комитетов вызвала литература, задевавшая вопрос об отмене крепостного права. Разрешение писать о крестьянах продолжалось до публикации в «Современнике» в составе статьи Чернышевского «О новых условиях сельского быта» (1858) части кавелинской «Записки об освобождении и крестьян», в которой содержались предложения «полного личного освобождения» крестьян с наделением их за выкуп той землёй, какая находилась «в действительном владении и пользовании помещичьих крепостных в период крепостного права» [Чернышевский 1939-1959: т. 5, с. 116, 127]. Подобная постановка вопроса расценивалась властями как превышение отведённых литературе прав, и специальными распоряжениями правительство запретило впредь обсуждать вопрос о выкупе крестьянами земли [Скабичевский 1892: 421].

В начале 1860-х последовали новые цензурные стеснения. «Цензурные дела нехороши: ветер опять задул с севера», – писал И.С.Тургенев А.А.Фету в феврале этого года [Тургенев 1960-1986: т. 4 писем, с. 37]. Редактор газеты «Русский инвалид» в октябре 1860 г. обратился с письмом в высшее цензурное ведомство о «безвыходном положении, в которое поставлены в настоящее время ежедневные периодические издания вследствие распоряжений цензуры». В том же году был заменён цензор, наблюдавший за «Русским словом». Жёсткому цензурному контролю подвергался «Современник» со статьями Н.Г.Чернышевского, Н.Д.Добролюбова, М.Л.Михайлова, Ю.Г.Жуковского вплоть до запрещения журнала в 1866 г. [Евгеньев-Максимов 1936: 426 – 433, 486 – 490, 498 – 504].

Во второй половине 1860-х начались преобразования в цензуре, вновь ослаблявшие её требования.

Основная черта русской периодической печати 1860-х – сильная политизация её содержания и ориентация на определённые слои, группы. Различное отношение к проводящему реформы правительству делило журналистику на радикальную,



Все статьи автора «Екатерина Суровцева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)