Трансформация условий развития обуславливает необходимость адаптации муниципальных образований к формирующейся системе стратегического планирования [6]. Трансформация экономики нашей страны началась в начале 90-х годов и связано это было в первую очередь с приватизацией и сокращением объёма государственной собственности в 1992-1993 годов [13].
Проблема заключается в предоставлении муниципальной собственности в частную.
Объект исследования – государственная и муниципальная собственность.
Предмет исследования – процессы по передаче собственность.
Цель исследования заключается в обобщении результатов анализа использования собственности.
Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости доступа муниципального образования к возможностям предоставления своей собственности в частную.
Вопросы, связанные с собственнсотью изучались такими российскими учёными как: Андреева А.В., Белокопытова Е.Н., Маклакова Е.Д., Маслов Б.Г.,Пригода Л.В., Разорвин И.В., Рогачёва А.А., Чистякова А.В., Федорова М.Ю. и зарубежными учёными: BallesteroF., NamT. и другими.
В России поднимался вопрос о создании законодательной базы по управлению экономикой и вновь образованными смешанными предприятиями. Комплексного механизма и единой долгосрочной стратегии решения этой проблемы выработано не было. Появившиеся в ходе проведения массовой приватизации правовые документы были распределены по следующим трём группам:
- нормативная база по представительству интересов государства в акционерных компаниях с государственным участием (получило наибольшее распространение);
- акты, регламентирующие вопросы непосредственного управления государственной собственностью.
Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось применять правила Указа Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» при заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, находящихся в государственной собственности регионов. К моменту окончания «ваучерной» приватизации основной проблемой в вопросах управления государственными предприятиями оставалась большая свобода действий директорского корпуса.
Как в «девяностые», а затем и в «нулевые», так и сейчас работники приватизированных предприятий благодаря своим способностям и умению работать приносят прибыль собственнику предприятия и это «нормальные» экономические процессы [12].
По мнению Манько О.В. и Нахапетян З.А., сущность процедуры приватизации заключается в передаче в частную собственности имущества, принадлежащее государству или определённому муниципалитету [10]. Важнейшим элементом либерализации экономики выступает возможность приватизации муниципального имущества [9].
По мнению Рукавишникова С.О., органы местного самоуправления являются естественными монополистами – собственниками на рынке недвижимого имущества, что позволяет контролировать ситуацию на рынке недвижимости и выступать посредником при продаже и приватизации муниципального имущества [15]. По мнению Смирнова И.В., в настоящее время проходит точечная приватизация, характеризующаяся сменой приоритетов и направленная на повышение эффективности управления имуществом [18].
Тенденции развития
Основополагающим документом, содержащим подробную классификацию всех юридических лиц в рыночной экономике, стал Гражданский кодекс РФ, принятый в 1994 году. И было определено, что коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, является унитарное предприятие. В 2025 году должны остаться работать только МУПы на социально значимых рынках. И прежде, чем поднимать вопрос о ликвидации того или иного МУПа, необходимо учитывать не только его финансовую составляющую (приносит ли прибыль в местный бюджет), но и его социальную нагрузку и ответственность перед обществом.
Учредительным документом, определяющим правовой статус муниципальных предприятий, является устав. В уставах муниципальных предприятий указываются сведения о фирменном наименовании, включающем собственника имущества. Если предприятие является субъектом права оперативного управления, т.е. казённое, то фирменное наименование должно содержать указание об этом [11].
Совершенствование учёта в муниципальных унитарных предприятиях должно происходить через внедрение специализированных учётных программ, учитывающих их специфику [19].
В 1999 году была утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая исходит из необходимости постепенного сокращения количества государственных и муниципальных унитарных предприятий и параллельную реализацию комплекса мер улучшению управления ими.
Утверждённый в 2021 году Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» подробно регулирует порядок определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарных предприятий, в т.ч. земельный участок.
Основные средства в учреждениях эксплуатируются в течении определённого времени, по истечению которого становятся непригодными и нуждаются в списании с баланса [15]. В российской финансовой практике выделяют несколько видов банкротств, к ним относят: реальное, техническое и умышленное банкротство. Реальное банкротство характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала [17]. Списание основных средств в бюджетных учреждениях – хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости, проведение которой требует от бюджетного учреждения соблюдения всех законодательно установленных правил [8].
В России сегодня около 65 % частных предприятий являются семейными компаниями [1]. И для семейных компаний характерен долгосрочный горизонт планирования с ориентацией на будущие поколения владельцев бизнеса [16]
Цели Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации 1992 года приведены в таблице 1.
Таблица 1. Цели приватизации и результат*
№
|
Цель |
Результат |
Показатель |
1 |
Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики | Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. |
«Неудовлетворительный уровень» |
*- составлено по [14].
Как видно из целей приватизации, указанных в таблице 1, которые изначально не были достигнуты – не достигнуты до сих пор.
Вызванные санкциями и заменой иностранных компаний, малые и средние предприятия России в 2023 году начали активно развиваться. Этот рост стал возможен благодаря внутренним факторам и появлению новых возможностей для бизнеса [4]. Ключевым элементом социальной стабильности и основой экономического роста в регионах становится малый бизнес [7]. Малый бизнес занимает значительную часть в формировании ВВП и играет важную роль в стимулировании экономического роста и развития [2]. Выполняя важнейшие функции, предпринимательство стимулирует создание новых рабочих мест и рост числа занятых, формирование конкурентной среды, интеграцию малого и среднего бизнеса с крупным и т.д. [3].
Вывод
К функциям малого и среднего предпринимательства можно отнести такие как: общеэкономическую, инновационную, ресурсную, социальную и организаторскую, которые государственные и местные органы власти стараются обойти или затрачивают на них меньше внимания и денежных средств. Соответственно, частному бизнесу, для исполнения своих функций требуются некоторая собственность в виде отдельно стоящих зданий или встроенных помещений, а также предприятий и компаний различной величины от небольших до крупных. Поэтому и происходит передача имущества от государственных и муниципальных органов власти в частную собственность различными способами. В разные годы в нашей стране, эти процессы происходят с разной скоростью, разными темпами, в 90-е годы были ускоренные темпы, сейчас это происходит более размеренно и планомерно.
Но, необходимо отметить, что если частная собственность находясь у бизнеса не используется по назначению или используется с нарушением законодательства, государственные и муниципальные органы власти имеют право изъять такие объекты недвижимости, включая земельные участки в свою собственность.
Конфликт интересов
Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Библиографический список
- Асроров А.И. Значение семейного бизнеса в экономике // Экономика и социум. – 2023. – № 6-1(109). – С. 635-637.
- Безрукова А.А., Скворцов К.В. Государственная поддержка малого бизнеса: реалии современного мира в выдвигаемых санкций // Общество: политика, экономика, право. – 2024. – № 2. – С. 66-72.
- Бостанова П.И., Оздоева З.Х. Оценка воздействия введения карантинных ограничений COVID-19 на финансовые результаты деятельности предприятий сектора малого и среднего предпринимательства Российской Федерации // Вестник университета. – 2024. – № 1. – С. 152-159.
- Ван Юе. Анализ влияния изменений в мировой экономике на конкурентоспособность российских субъектов МСП // Московский экономический журнал. – 2024. – № 2. – С. 772-784.
- Васильева Т.А., Львова М.В. Причины выбытия основных средств в бюджетных учреждениях и порядок их списания // Бухгалтерский учёт, анализ, налогообложение и аудит: методология, познания, перспективы развития и цифровая образовательная среда. II Всероссийская научно-практическая конференция. ЧГУ. Чебоксары. – 18-19 июня 2020 года. – С. 99-104.
- Дворядкина Е.Б., Белоусова Е.А. Тенденции развития муниципальных районов в национальном экономическом пространстве // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 87-105. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.5.
- Лохмачев А.С. Тенденции изменения бизнес-среды последних лет: опыт Омской области // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 1. – С. 76-81.
- Львова М.В., Васильева Т.А. Особенности списания основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учёт, анализ, налогообложение и аудит: методология, познания, перспективы развития и цифровая образовательная среда. II Всероссийская научно-практическая конференция. ЧГУ. Чебоксары. – 18-19 июня 2020 года. – С. 225-230.
- Маковский А.В. Проблемы правового регулирования в сфере приватизации государственного и муниципального имущества // Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, учёных, практиков. Международная научно-практическая конференция. Ижевский институт (филиал) ВГУО. Ижевск. – 26-27 апреля 2023 года. – С. 1023-1029.
- Манько О.В., Нахапетян З.А. Приватизация государственного и муниципального имущества как способ приобретения права собственности // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. XI международная научно-практическая конференция. Москва. – 26 мая 2022 года. – С. 32-36.
- Парфёнов К.Б. Юридические лица в гражданском кодексе Российской Федерации: государственные и муниципальные унитарные предприятия // Актуальные вопросы юридической науки и практики. II Всероссийская научно-практическая конференция. ТГУ. Хабаровск. – 28 мая 2021 года. – С. 38-41.
- Разорвин И.В., Рожков Е.В. Институциональные проблемы государственного управления экономикой // Вопросы управления. – 2015. – № 4(16). – С. 138-144.
- Рожков Е.В. Применение теорем Р. Коуза при управлении муниципальной собственностью // Политика, экономика и инновации. – 2021. – № 3(38). – Порядковый номер 11.
- Рожков Е.В. Эффективность приватизации государственных предприятий в Пермском крае // Ars administrandi (Искусство управления). – 2015. – № 2. – С. 139-150.
- Рукавишникова С.О. Организация мероприятий по управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации // Современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика. II международная научно-практическая конференция. Пенза. – 23 января 2017 года. – С. 154-156.
- Сизова Д.А., Сизова Т.В., Волобуев Н.А. Семейный бизнес как фундамент малого предпринимательства // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 3. – № 5. – С. 26-30.
- Смирнова Е.Е., Мотова Н.Н. Российские реалии банкротства предприятий // Инновационные технологии управления и права. – 2021. – № 3(32). – С. 24-28.
- Смирнова И.В. Приватизация: неновые принципы // Международные научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 4. – С. 213-217.
- Соколовская Н.Ю. Инновационные процессы совершенствования учётной информации муниципальных унитарных предприятий // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Всероссийская научно-практическая конференция. Посвящённая 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. ГРА. Ялта. 14 марта – 16 июня 2018 года. – С. 286-289.