Один из наиболее значимых аспектов человеческой культуры – это культура мышления, которая представляет собой некоторый уровень развития способности индивида к адекватному восприятию окружающей действительности посредством объективной логики и существующего понятийного аппарата.
Исследователь Б.А. Тахохов определяет профессиональное мышление в качестве рефлексивной интеллектуальной деятельности по решению профессиональных задач и разрешению проблемных ситуаций. Высокий уровень профессионального мышления взаимосвязан с теоретическим фундаментом, накопленным практическим опытом [1].
В свою очередь, культура профессионального мышления педагога – это крайне важное качество современного учителя. В настоящее время можно сказать, что культура профессионального мышления педагога включает в себя следующие аспекты:
- опора на современные научные представления об обучении и воспитании, восприятие окружающей действительности через призму научных знаний;
- практичность мышления, то есть направленность на решение конкретных педагогических задач;
- образность мышления, способность к генерированию оригинальных идей и мыслей;
- конкретность и логичность мышления, способность выстраивать и понимать простые и сложные логические связи;
- наличие у педагога определённых профессионально-ценностных ориентаций, личностных взглядов на собственную деятельность.
Исследователь Р.К. Бикмухаметов считает, что основу культуры профессионального мышления педагога составляют педагогическая направленность и педагогическое призвание.
Педагогическая направленность представляет собой аспект деятельности педагога, который характеризуется наличием у него интереса к учащимся, а также глубокой заинтересованностью в собственной профессиональной деятельности, творческим подходом к решению проблемных задач, внедрению полученных знаний в практику. В свою очередь, педагогическое призвание – это склонность, которая вырастает из непосредственного осознания педагогом способности к обучению и воспитанию [2].
М.В. Фоминых отмечает, что культура профессионального мышления педагога представляет собой открытую, динамичную, развивающуюся и многомерную систему. Он считает, что ключевое личностное качество, которое необходимо в данном случае педагогу – это ориентация на практику. Развитие практического ума возможно только при постоянном включении педагога в профессионально-педагогическую деятельность. Практический ум непосредственным образом предполагает способность быстрой адаптации к внешним условиям в различных профессиональных ситуациях, импровизации и опоры на интуицию [3].
Таким образом, культура профессионального мышления современного педагога включает в себя множество различных аспектов, которые в совокупности характеризуют данное явление. Можно сказать, что основными чертами здесь выступают практичность ума педагога, опора на научные представления в собственной деятельности, способность использовать интуицию и генерировать оригинальные идеи и мысли, а также педагогическая направленность и педагогическое призвание.
Библиографический список
- Тахохов, Б.А. Методологическая основа формирования культуры профессионального мышления педагога / Б.А. Тахохов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 1(18). – С. 206-209.
- Бикмухаметов, Р.К. Мышление в структуре профессиональной культуры педагога по физической культуре / Р.К. Бикмухаметов, А.Р. Бикмуллина // Физическая культура, спорт, наука и образование : Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, Чурапча, 29 марта 2017 года / Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. – Чурапча: ФГБОУ ВО “Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта”, 2017. – С. 78-82.
- Фоминых, М.В. Особенность формирования профессионального мышления педагога профессионального образования / М.В. Фоминых // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С. 173-175.
Количество просмотров публикации: Please wait