КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

Бердникова Карина Эрфановна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Красильникова Галина Александровна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Чегулова Анастасия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Авторы статьи характеризуют проблему культуры профессионального мышления современного педагога. В статье анализируются понятия «культура мышления», «профессиональное мышление» и «культура профессионального мышления». Авторы выделяют ключевые аспекты культуры профессионального мышления педагога и характеризуют основу данного явления.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Илюшина Е.С., Красильникова Г.А., Федосеева Л.А., Чегулова А.А. Культура профессионального мышления педагога // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97414 (дата обращения: 20.05.2024).

Один из наиболее значимых аспектов человеческой культуры – это культура мышления, которая представляет собой некоторый уровень развития способности индивида к адекватному восприятию окружающей действительности посредством объективной логики и существующего понятийного аппарата.

Исследователь Б.А. Тахохов определяет профессиональное мышление в качестве рефлексивной интеллектуальной деятельности по решению профессиональных задач и разрешению проблемных ситуаций. Высокий уровень профессионального мышления взаимосвязан с теоретическим фундаментом, накопленным практическим опытом [1].

В свою очередь, культура профессионального мышления педагога – это крайне важное качество современного учителя. В настоящее время можно сказать, что культура профессионального мышления педагога включает в себя следующие аспекты:

-                   опора на современные научные представления об обучении и воспитании, восприятие окружающей действительности через призму научных знаний;

-                   практичность мышления, то есть направленность на решение конкретных педагогических задач;

-                   образность мышления, способность к генерированию оригинальных идей и мыслей;

-                   конкретность и логичность мышления, способность выстраивать и понимать простые и сложные логические связи;

-                   наличие у педагога определённых профессионально-ценностных ориентаций, личностных взглядов на собственную деятельность.

Исследователь Р.К. Бикмухаметов считает, что основу культуры профессионального мышления педагога составляют педагогическая направленность и педагогическое призвание.

Педагогическая направленность представляет собой аспект деятельности педагога, который характеризуется наличием у него интереса к учащимся, а также глубокой заинтересованностью в собственной профессиональной деятельности, творческим подходом к решению проблемных задач, внедрению полученных знаний в практику. В свою очередь, педагогическое призвание – это склонность, которая вырастает из непосредственного осознания педагогом способности к обучению и воспитанию [2].

М.В. Фоминых отмечает, что культура профессионального мышления педагога представляет собой открытую, динамичную, развивающуюся и многомерную систему. Он считает, что ключевое личностное качество, которое необходимо в данном случае педагогу – это ориентация на практику. Развитие практического ума возможно только при постоянном включении педагога в профессионально-педагогическую деятельность. Практический ум непосредственным образом предполагает способность быстрой адаптации к внешним условиям в различных профессиональных ситуациях, импровизации и опоры на интуицию [3].

Таким образом, культура профессионального мышления современного педагога включает в себя множество различных аспектов, которые в совокупности характеризуют данное явление. Можно сказать, что основными чертами здесь выступают практичность ума педагога, опора на научные представления в собственной деятельности, способность использовать интуицию и генерировать оригинальные идеи и мысли, а также педагогическая направленность и педагогическое призвание.


Библиографический список
  1. Тахохов, Б.А. Методологическая основа формирования культуры профессионального мышления педагога / Б.А. Тахохов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 1(18). – С. 206-209.
  2. Бикмухаметов, Р.К. Мышление в структуре профессиональной культуры педагога по физической культуре / Р.К. Бикмухаметов, А.Р. Бикмуллина // Физическая культура, спорт, наука и образование : Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, Чурапча, 29 марта 2017 года / Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. – Чурапча: ФГБОУ ВО “Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта”, 2017. – С. 78-82.
  3. Фоминых, М.В. Особенность формирования профессионального мышления педагога профессионального образования / М.В. Фоминых // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С. 173-175.


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация